Вспоминая Якова Дреслера

Борис Турчинский
Борис Турчинский

Яков Иосифович Дреслер

Вспоминая Якова Дреслера
Все началось с письма от земляка - житомирянина Славы Рекуна. Пишет, что читает мои очерки в Фейсбуке и особый интерес взывают очерки о людях искусства-выходцах из Житомира.
«А знаешь, Борис, - пишет Слава, - ведь мой дедушка был директором Житомирского музыкального училища. До войны и после. Яков Иосифович Дреслер».
Нет, я не сразу вспомнил эту фамилию и обратился за консультацией к моим старшим коллегам-музыкантам из Житомира. «Да, был такой директор», - ответили Г.Ройтфарб, Г.Белинский, Л.Сталинский и Б.Фишерман. И все как один дали самую высокую характеристику как директору, педагогу и просто человеку.
Я.И. Дреслер работал директором музыкальной школы №1 и музыкального училища г. Житомира с 1937 по 1941 и с 1945 по 1949 годы.
Краткая биография
Яков Иосифович Дреслер родился 27 мая 1896 года в Житомире в семье Янкеля Йосла и Хаи Дреслер.
В семье было четверо детей (три мальчика и девочка).
Яков Дреслер окончил еврейскую школу - хедер. В 1913 году он поступил в Житомирское музыкальное училище Императорского Русского Музыкального Общества. Начал обучение на валторне в классе преподавателя Саввы Владимировича Григорьева, капельмейстера 9 драгунского Казанского полка. На одном из концертов юный Яков исполнил концерт № 2 для валторны с оркестром Карла Матиса, довольно сложное произведение. Учился он тогда на втором или третьем курсе училища.
За одной партой

Соучеником Я.И. Дреслера по Житомирскому музыкальному училищу был Натан Ефимович Перельман - в будущем всемирно известный пианист. В своей книге воспоминаний Натан Перельман пишет: «В начале 20-х годов я учился в Киевской консерватории у Г. Г. Нейгауза. Я попал в Киев из своего провинциального Житомира, где был одним из «выдающихся» детей, которые занимались добычей хлеба для мамы, папы, братьев, сестер. Мне было лет 14, когда я организовал трио: мы играли в знаменитом, благодаря Бабелю, агитпоезде Первой конной армии. В соседнем с нами вагоне была типография - в ней и работал Бабель, о чем мы, естественно, понятия не имели».
От автора
Мой педагог по Житомирскому музыкальному училищу Валерий Иванович Заяц был человеком большого и здорового юмора. Сыпал анекдотами, афоризмами. От него я услышал наставления Натана Перельмана. Многие запомнил.
; Если трудно — зубрите!
; Сомневаться начните лишь тогда, когда вы изучите и исследуете все формы несомненного.
; Если для комиссии — играйте правильно!
; Заучивайте аппликатуру, как таблицу умножения.
; Шесть дней трудись, седьмой играй, играй, играй.
; Не укради с грампластинки.
; Будь суеверен — бойся недоработанной программы.
; На свои концерты приноси ноты только (только!) в голове, но не в портфеле.
***
В архиве семьи Я.И. Дреслера сохранилось несколько любопытных фотографий. На одной из них, 1928 года, - молодой Яков Иосифович с женой Махлеей Элевной и с двумя дочерьми - Софией и Ривой. На обороте надпись: «Любимая моя семейка. Как мне было хорошо в эти годы, беззаботно».



Житомирская музыкальная школа №1 сегодня
Дочь София
Дочь София стала профессиональной пианисткой. После ее смерти в архивах осталось много материалов об отце. Однако доступа к этим материалам нет: еще не прошло 75 лет со дня кончины Якова Дреслера.
Добавим, что дочь Дреслера дружила с приемной дочерью композитора В.С.Косенко, Раисой Эдуардовной Канеп-Косенко (обе они жили в Киеве). Вместе они приезжали на празднование 110-летия Житомирского музыкального училища в 2005 году.
Раиса Эдуардовна была известной журналисткой, директором Народного мемориального кабинета-музея В.С. Косенко, заслуженным работником культуры Украины, лауреатом премии им. В.С. Косенко.
Композитор В.С. Косенко
Потомки Я.И. Дреслера сохраняют предание о дружбе их деда и прадеда с известным украинским композитором и пианистом Виктором Степановичем Косенко. Яков Иосифович как валторнист не раз участвовал в концертах, которые организовывал В.С. Косенко в Житомире, собирая для этого симфонический оркестр. Кстати, на жизнь молодой Косенко зарабатывал, иллюстрируя музыкой немые фильмы. Современники рассказывали, что зрители перебегали за ним из кинотеатра в кинотеатр: ведь Косенко был феноменальным пианистом.
От автора
О дружбе двух музыкантов, В.С. Косенко и Я.И. Дреслера, мне рассказывал и Григорий Ройтфарб, выдающийся тромбонист, чей отец в те годы преподавал в Житомирском музыкальном училище.
А о симфоническом оркестре в Житомире я немало знаю от моего отца, валторниста Романа Иосифовича Турчинского. Всю жизнь он мечтал, что в Житомире когда-нибудь появится штатный симфонический оркестр, но, увы, его и сегодня нет.
В Киеве есть комната-музей Виктора Степановича Косенко. Зайдя на сайт этого уважаемого учреждения, я ужаснулся: ни слова о долгом периоде жизни и деятельности композитора в Житомире. Фигурируют Петербург, Варшава… А где 11 (из всего 42 прожитых) в Житомире?
А именно в Житомире…
Материалы интернета
Здесь написаны лучшие романсы, этюды, пьесы, музыка к театральным спектаклям. В частности, в мемориальном музее В. С. Косенко в Киеве хранится рукопись композитора «Музыка к пьесе A.Кочерги «Фея горького миндаля».
В Житомире Виктор Степанович влюбился и женился. Имел свой уютный и гостеприимный дом на Дмитриевской улице, 6, где часто бывали интересные и талантливые люди. Здесь всегда собирались представители житомирского бомонда. Вот как вспоминала о том времени жена композитора Ангелина Владимировна: «В Житомире жизнь наша была полна музыкой. Вокруг Виктора Степановича сплотилось много музыкантов - и те, что постоянно проживали в городе, и те, что были на гастролях». Репетиции перед концертами Косенко проводил на Дмитриевской. Чтобы не мешать во время репетиций соседям, Виктор Степанович всегда закрывал окно, но впоследствии он заметил, что под окном собираются слушатели. Они даже бросали в почтовый ящик записки с «заказами» исполнить то или иное произведение. А однажды семья Косенко нашла совсем курьезную записку, в которой хозяева просили ... устроить под окнами скамеечку для слушателей.
В поисках заработков - ведь это были трудные годы - Виктор Степанович вынужден был подрабатывать тапером, сопровождать музыкальным аккомпанементом демонстрацию немых кинофильмов в кинотеатре «Рим» (ныне им. Ивана Франко). «И к игре в кино он относился творчески, - вспоминала Ангелина Владимировна, - подобрал небольшой оркестр, расписывал для него произведения того или иного известного композитора, согласно содержанию фильма, который шел на экране... Публика приходила не только посмотреть кино, но и музыку послушать. Бывали случаи, когда зрители смотрели одну и ту же картину второй и третий раз ради музыки».
В 1929 году В. С. Косенко приглашают в Киев на преподавательскую работу в музыкально-драматический институт имени Н.В. Лысенко, где он работал до последних дней жизни.
В 1938 году, после смерти В. С. Косенко, Житомирскому музыкальному училищу было присвоено его имя. Здесь оборудован кабинет-музей композитора, а перед зданием училища 9 октября 1981 ему открыт памятник.

Из архивов:
В июне 1941 года Я.И. Дреслер назначается начальником клуба 161-го строительного батальона. Старший лейтенант. В феврале 1943 года он - политрук роты, далее - капельмейстер военного оркестра.
Яков Иосифович участвовал в Сталинградской битве и был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Из Сталинграда семья Якова получает письмо и фотографию с надписью: «В память героических сражений за город Сталинград шлю вам, мои дорогие, снимок моих земляков, с которыми делю горе и радость. Смотрите и не забывайте. Любящий вас беспримерно. Дреслер. 5.04.43.»
После войны Яков возвращается в родной Житомир и становится директором музыкального училища и школы одновременно. Житомир отбивали у фашистов дважды, и он был разрушен почти до основания. Яков Иосифович напряженно работает, пытаясь создать более или менее хорошие условия для обучения студентов. Ведет класс духовых инструментов.
Важнейшим делом вернувшегося с фронта Якова Иосифовича была и кадровая политика: не хватало преподавателей, многие учителя вели по нескольку инструментов.
Продолжим тему
Дреслер был умелым администратором, и бок о бок с ним работали прекрасные преподаватели.
С 1945 года в училище по приглашению Якова Иосифовича начинает работать замечательный трубач и педагог, а также дирижер духового оркестра Иосиф Антонович Древецкий. Этому музыканту директор доверяет быть зав. отделом, вести предметы дирижерского цикла. Кроме трубы Иосиф Антонович ведет в училище класс валторны, тубы, кларнета. Под руководством Древецкого духовой оркестр училища был одним из лучших в Украине.
Справка
Древецкий Иосиф Антонович, 1902 – 1981 гг. Окончил Житомирское музыкальное училище по классу трубы.
В 1936 году окончил капельмейстерский факультет при Московской государственной консерватории. Возглавлял военный духовой оркестр в Карелии. С 1945 года - преподаватель Житомирского музыкального училища.
Прокудина Зоя Анатольевна – прекрасный педагог и исполнитель на валторне. Окончила Московскую консерваторию. Выступала с сольными программами и в составе инструментальных ансамблей. Среди ее учеников – множество состоявшихся музыкантов-профессионалов. Один из них – профессор Одесской академии музыки, солист симфонического оркестра Одесской филармонии з.а. Украины Владимир Бондарчук.
Еще один талантливый музыкант и педагог работал при Якове Иосифовиче: Ройтфарб Зельман Зусиевич. Человек-легенда. Знал, практически, все инструменты. Вел симфонический оркестр училища. Отличный организатор музыкальных коллективов, он поставил силами студентов и преподавателей оперу С.Рахманинова "Алеко" и большую концертно-музыкальную сюиту на музыку из оперы М.Глинки "Иван Сусанин". Все оркестровки делал сам. Любил он это делать и делал на очень высоком уровне.
Сергей Андреевич Каплун - превосходный теоретик, очень скромный человек. В верхнем кармане его пиджака всегда был красный карандаш. Память у него была феноменальная. Идет экзамен. Сергей Андреевич проходит по рядам и... Одному: «Это вы списали у Ивана - там такие же ошибки», - другому: «А это списано у Володи. Сверьте».
Вячеслав Валентинович Паржицкий - замечательный педагог по трубе.
Эти педагоги были украшением музыкального училища, Дреслер ими очень гордился.
***
Я.И. Дреслер внимательно приглядывался к юным абитуриентам и не мог не заметить тех, кому сама природа подарила талант: среди них - известный украинский композитор Александр Билаш, видный военный дирижер Владимир Детистов, всемирно известный аккордеонист Борис Векслер…
Справка
Борис Шаевич Векслер родился в г. Житомир (Украина). В 1947 году поступил в Житомирское музыкальное училище по классу фагота, параллельно самостоятельно осваивал технику игры на аккордеоне. Был солистом-аккордеонистом Житомирской и Киевской филармоний, исполнял собственные произведения и обработки. С 1964 по 1971 год выступал от концертной организации “Москонцерт” (трио «Векслер»), на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» им записано множество произведений. В 1971 году эмигрировал из СССР. Выступал в Израиле, Италии, Австрии, Канаде и США.
Владимир Иванович Детистов учился по кларнету у И.А. Древецкого. Впоследствии - засл. арт. РФ, видный военный дирижер. Начальник военно-оркестровых служб нескольких военных округов, начальник Московской школы военно-музыкальных воспитанников.
Это интересно
Чтобы купить будущему известному украинскому композитору Александру Билашу аккордеон, его родители продали корову
Родился Александр Билаш в 1931 году в поселке Градижск, на Полтавщине. Отец будущего композитора, Иван Афанасьевич, работал бухгалтером в местном колхозе, самостоятельно научился играть на гитаре.
Сам Александр после школы попытался поступить в Полтавское музыкальное училище. Чтобы купить ему аккордеон "Хохнер", родители продали корову. Однако в училище Александра не взяли, заявив, что у него "абсолютно нет слуха".
Билаш не сдался и решил попытать счастья в Житомирском музыкальном училище. На вступительных экзаменах играл на аккордеоне. У приемной комиссии, под председательством ее директора Дреслера, сомнений в том, нужно ли принимать Билаша, не возникало: он был зачислен. Правда, в класс баяна.
Позже Александр продолжил обучение в Киевской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где по классу композиции занимался у Николая Вилинского. Сколько прекрасных песен подарил нам этот талантливый композитор. Кроме этого, он сочинил и массу других произведений в различных музыкальных жанрах.
Слово засл. работнику Украины, кларнетисту и дирижеру Борису Михайловичу Фишерману:
Яков Иосифович Дреслер был интересным человеком, уважаемым всеми. Добродушный и увлекающийся. Преподавал, директорствовал, играл в симфоническом оркестре (вместе с З.А. Прокудиной). Этот симфонический оркестр собирался только на летне-осенний период и играл в парке популярную музыку. Помню валторну Дреслера - всегда начищенную, ухоженную. А еще он был мастер на все руки. После того, как перестал быть директором, не захотел сидеть дома. Работал на маленькой фабрике (артель) «За якiсть» - там делали мебель.
Не удивляйся: работал токарем. А еще он был краснодеревщиком. Мой товарищ Вася Иванченко, его ученик, приехал из армии, и мы его решили навестить. Яков Иосифович, увидев нас, очень растрогался, заплакал. Душевная встреча, каких мало.
Вспоминает Леонид Сталинский - трубач, музыкальный мастер
«Я хорошо помню Якова Иосифовича Дреслера. В молодости я начал работать в мастерской по ремонту духовых инструментов, и к нам довольно часто заходил Дреслер - он дружил с нашим главным мастером Федором Степановичем Федыком - мастером от Бога. Они всегда увлеченно обсуждали особенности ремонта инструментов: какие материалы мы используем, есть ли какие-то новшества в нашем деле и т.д.
Иногда сам Яков Иосифович становился за токарный станок. Не помню, что он вытачивал, но помню наше удивление его умением и талантом. Поэтому не удивительно, что, выйдя на пенсию, он работал в артели, где изготавливали мебель. Всегда был рад встрече с этим удивительным человеком. Фронтовик, хороший валторнист, директор музыкальной школы, музыкального училища, в общении был прост и доброжелателен. Добродушный и отзывчивый - хотя знаю, что в бытность руководителем училища он был прозорлив и принципиален.
От автора
Вспоминаю Федора Степановича Федыка
Как-то будучи в Москве, я встретил давнишнего друга, сегодня профессора, з.а. России, зав. кафедрой медных духовых инструментов Московской консерватории Владимира Шиша.
Я спросил у Володи, на каком инструменте он играет. Конечно, валторна фирменная. А вот мундштук? Его ответ меня потряс. Владимир достает из кармана старенький мундштучок и говорит: «Это мундштук мастера Федыка из Житомира, который я купил у него во время учебы в Житомирском музыкальном училище, и мундштуку этому нет равных, даже среди самых, как сейчас говорят, „навороченных“. Мундштуки Федыка — это была чисто ручная работа. Не имея больших токарных знаний, Федык обладал отличной интуицией - как должен быть скроен мундштук, внутренне и внешне. Работал он в основном обычным шабером (трехгранный бархатный напильник).
Ф.С. Федык искусно изготавливал мундштуки, и они стояли в инструментах многих, в том числе очень хороших музыкантов — валторнистов, трубачей и тромбонистов. К нему приезжали заказывать мундштуки из многих городов Украины, Белоруссии, России.
Друг Якова Иосифовича, Всеволод Петрович Задерацкий.
Украинский советский композитор, пианист и писатель.
Горькие страницы биографии (интернет).
В марте 1937 В.П.Задерацкий был арестован в Ярославле, заключен в тюрьму, получил 6 лет без права переписки. В июле 1939 освобождён из Севвостлага в связи с закрытием дела. В начале 1940 года вернулся в Ярославль. В лагере создал монументальный цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано – первый опыт возрождения барочного жанра в XX веке (до Шостаковича и Хиндемита). Этот цикл - одно из главных сочинений композитора.
С 1945 жил в Житомире, в 1946—1948 снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948). С 1949 и до конца жизни жил во Львове, работал в консерватории. Выступал как пианист с сольными концертами во Львове, Дрогобыче, Коломые. Кроме фортепианных сочинений, им в эти годы были созданы концерты для скрипки и домры, симфония до-минор, хоровая сюита и ряд других произведений.

Сын В.П. Задерацкого, профессор Московской консерватории Всеволод Всеволодович Задерацкий, о житомирских годах жизни отца.
«В сентябре 1945 года вся семья переезжает в Житомир. Город этот был тоже страшно разрушен. Почти не осталось даже двухэтажных строений. Помню, что нас поселили в комнате одноэтажного дома, принадлежащего музыкальному училищу, в котором отец сразу же начал преподавать. Как обычно, он ведет широчайший спектр предметов; в комнату, где он живет, ему ставят инструмент».
«Обстановка в Житомирском училище была весьма благоприятна». В этом лаконичном свидетельстве можно разглядеть важные черты портрета нашего героя - Якова Иосифовича Дреслера. В тяжелые послевоенные годы, среди сплошной разрухи вокруг он заботится об инструменте для нового преподавателя и делает все от него зависящее, чтобы обеспечить нормальные условия для жизни и работы».
Год 1948 отмечен новой волной репрессий.
В.П. Задерацкий, репрессированный в 1937 году, решает вернуться в Житомир.
Из книги В.В. Задерацкого: «Отец пишет письмо своему другу - директору Житомирского музыкального училища Я. Дреслеру с тревожным вопросом о возможности возвращения в Житомир, и тут же получает положительный ответ. С сентября 1948 года он начинает свою, теперь уже непрерывную, жизнь на Украине». Тут надо отметить личное мужество директора: не побоялся…
От автора
Мой отец - тоже валторнист. Рано потерял родителей, вырос в детдоме. Так же, как и Дреслер, дошел с тяжелыми боями до Сталинграда и получил награду, которая как дорогая реликвия хранится в нашей семье.
Образования не смог получить по многим причинам. Детдом, война. После войны «гол как сокол». Что делать? Материально его никто не мог поддержать. Решение было принято единственно верное. Отец устроился музыкантом оркестра военного училища. Заработок небольшой, но он не давал умереть от голода.
Впоследствии в разговорах с ним я много раз возвращался к этой теме. «Почему ты не пошёл учиться? Ты - музыкант, хорошо владеющий валторной, довольно редким инструментом. Солист военного оркестра, одного из лучших в Прикарпатском военном округе»… На что отец отвечал мне: «Времена такие были. И потом, я очень хотел семью, детишек. Думал, вот им я и дам образование». Нас четверо братьев, и трое из нас - музыканты с высшим образованием. Мечта его сбылась…
Когда я увидел фото Якова Иосифовича - меня осенило: а ведь я помню этого человека! Мне было лет семь-восемь. Я уже делал первые шаги на кларнете. Точно не помню, что было сначала - музыкальная школа или оркестр Дворца пионеров. Но не это важно. Как-то мы с отцом шли по улице и встретили Якова Иосифовича, а у меня в руках был кларнет. Из разговора помню, что он спросил отца: «Рома, как дела, как служба, как валторна, как оркестр?»
Ему тогда было за 50 – а мне он показался глубоким стариком. Заметив мой инструмент, он спросил, почему меня не отдали на валторну. Ответ отца не помню. Но запомнил, что на прощание Дреслер сказал: «Жаль, что ты, Роман, не послушал меня и не пошел учиться в музыкальное училище. С твоими способностями ты бы затем и консерваторию окончил. А это уже совсем другая карьера».
Оказывается, Дреслер не раз уговаривал моего отца поступить в училище – хотя бы на заочное отделение - но отец почему-то на это не пошел. Это сих пор для меня загадка. Увы, спросить об этом уже некого!
Вспоминает мой старший брат Леонид
Якова Дреслера я хорошо помню. Мы с отцом всегда к нему подходили, встречая в городе. Вот видишь, дядя Яша идет, давай подойдем, говорил он мне. Поговорим, буквально на две минутки. Эти минутки иногда превращались в долгие профессиональные разговоры двух коллег. Мне было неинтересно и скучно, и дома я жаловался на это маме. Теперь, через годы, я, конечно, понимаю, что за этими разговорами стояли дружба, взаимный интерес и единомыслие».

Умер Яков Иосифович 22 апреля 1960 г. Похоронен вместе с женой на еврейском кладбище в Житомире.
От автора
Генератором написания этого очерка явилась правнучка Якова Иосифовича - Наталия Катюха. Много лет она искала материалы, которые пролили бы свет на жизнь и судьбу ее прадеда. Это она «заразила» меня бациллой поиска истины, а точнее – правдивого рассказа о жизни Я.И. Дреслера.