Нетленное вино. Стихи об искусстве, ч. 2

Вадим Розов
*   *   *
Здесь вся обстановка – живой натюрморт.
Цветы (иммортели) в богемском стакане,
Картины о подвигах рыцарских орд,
Пейзажи... Такие найдешь только в раме!

Патетика патин и чернь серебра,
Хрустальное пение, блеск самоваров,
Ряды фолиантов под палыми бра,
И впалые щёки, и тень окуляров...

Зашторены окна от солнечных брызг.
Что скрыто в следах чернокнижца-графита?
Бесплодная завязь и вязь алфавита?
А может, шедевр? Поэтический риск?..

Заблудшей овцой бродит стих на безлюдье.
Затеплится мысль – обожжёт и... солжёт.
Слова, как дела, не сулят вечных льгот.
А слава сродни смыслу всех словоблудий.

Всё прошлое здесь!.. Из музейных веков
Глядят на ценителей эти картины:
Когда-то – «поделки богемной рутины»,
Теперь – «вдохновенная кисть мастеров».

...Увяли цветы на фасадной куртине.
Пейзаж облинял, стал как серый бетон.
Из чёрного хода доносится стон:
Спускается раненый рыцарь... с картины.

1979 г.

*   *   *
Воздух тяжелый и хмурый.
Серым, сырым тротуаром
Топал мужчина понурый,
Тяжко дыша перегаром.

Плюнул потухшим огрызком
В мимо прошедший автобус:
Грязью водитель обрызгал...
- Чтоб тебе дали... антабус!

Он ускоряет походку,
Полон тревог, бедолага:
- Скоро откроют... На водку
Не было б только аншлага!..

У магазина толпища.
Дверь винотдела открыта.
Лезет он, глазками рыща:
- Где ты, моя Маргарита?

Здесь она!.. Старая сука,
С носом, как выжатый фаллус.
Тарой набитая сумка...
- Здесь я – твой любящий Фауст!

...Жизнь износилась, как риза
Модного в бытность фасона.
Бывший актёр и актриса.
Лучшие роли сезона.

19-е апреля 1980 г.

ПЕСНЯ СТАРОГО АРТИСТА

В моей душе запела боль...
Не стал смычок я канифолить.
Но не виню я канифоль -
Мне просто скрипку жаль неволить.

Ведь пальцы уж давно не те,
И слух предпочитает ныне
Один минор... Вы помните?
Меня дразнили: «Паганини!»

Судьба прислала мне конверт.
Читая, прячу я улыбку:
«Жизнь - недоигранный концерт.
Но не вините в этом скрипку».

1980 г.

ХРАМ СВЯТОЙ РИПСИМЕ В ЭЧМИАДЗИНЕ

Облик церкви печальный и строгий.
Потемнели все стены и свод.
Здесь, у врат, на священном пороге
Не толпится, как прежде, народ.
В суете позабыли святую,
Ty, чьим именем храм наречён,
И старинную правду простую:
Кто не помнит родства – обречён!
Но не зря виноградные кисти
На стенах изваял чудодей.
Это символ отраднейших истин,
Что взрастил сам Христос для людей.
Возвращаются к жизни святыя.
Из камней вырастает лоза.
Не засыплет земная стихия
Обращённые к небу глаза!
Там, где слёзы – в Москве ли, в Париже,
В Ереване иль на Колыме, -
Ждут тебя, поскорей приходи же
С виноградной лозой, Рипсиме!

1979 г.

АКРОСТИХ В ЧЕСТЬ М. П.

Маэстро, верю, ты способен
Играть и на прутках плетня,
Хотя рояль вполне удобен
Аккордами пленять меня.
И пусть в отличье от Ирины
Ловлю я шарм твоей игры,
Увы, лишь с помощью старинной
Пластинки, что звучит с иглы.
Люблю и форте я, и пьяно:
Едва заслышу твой аккорд,
Тотчас забуду звон стакана;
Нектар в нём, правда, первый сорт.
Ей-ей, и с музыкой комфорт!
В восторге трезвом от оркестра
Ура кричу тебе, маэстро!
Соперник муз, игра — твоя!
О, как мы за успех твой рады!
Родные, близкие, друзья —
Общеизвестные фанаты.
Кому обязан ты судьбой?
Любимейшим отцу и маме,
Единоверию меж вами,
Творцу, — да будет Он с тобой!

14 апреля 1997 г.

*   *   *
Их тоже прельщает японская тема.
Не столько театры кабуки, ноо…
Скорей «Баттерфляй» иль «Мадам Хризантема»
и гейши, конечно, но… без кимоно.

А боле всего японисты горазды
на «Хонды», «Ниссаны», «Тойоты» и «Мазды»,
на «Сони» и «Саньо», «Хитачи» и «Айва»…
Для субинтеллекта нет большего кайфа.

9-е июля 1991 г.

*   *   *
Ухватись за мажорные струны
И до самого неба звени,
Чтоб на тучах играли перуны,
Как на скрипках, все грозные дни.
Лучом солнца над нотами радуг,
О, Маэстро,  взмахни – да смелей!
Чтоб царил гармоничный порядок,
Светомузыкой Землю залей!

18-е ноября 1983 г.

ПЕРЕД КАРТИНОЙ МАТИССА "РОСКОШЬ" (ЦЕНТР ПОМПИДУ)

                Ж.Г.
Мир вдохновляется священной красотой!
Художник женщину боготворит в картине.
Как полагается влюблённому мужчине,
Склонился он пред женской наготой.
В ней величавость смотрится и нежность,
И та, исполненная тайны, безмятежность,
Что страсти гордые смиряет добротой.
И мне позволь перед тобой склониться
И женственностью светлой озариться,
Чтоб мог блаженно вдохновиться, как святой.

2007 г.

*   *   *
Оскал искусства! Чудо! Сила!
Да! Челюсть лошади из «Герники» красива!
Так улыбается бессмертье Пикассо.
А мне поймать бы хоть Пегасика… в лассо!..

В. М., СОЛИСТУ ОПЕРЫ В Г. ДЕТМОЛЬД (ФРГ)

О, бас великий! Ты отныне
Стал эмигрантом, - русский бош!
(Прости за брань). Ты и в помине
Теперь не будешь слыть как «бомж».
Известно всем, что дело - в шляпе!
Спорится ж дело лишь под ней.
С умом и сердцем пел Шаляпин,
Душевней всех и всех умней.
Как он, за труд бери в уплату
Не токмо тыщи, - даже цент.
Но в пенье пусть для нас в усладу
Расейский слышится акцент!

26 декабря 2001 г.

ЗНАКОМОЙ КРУЖЕВНИЦЕ НА ПАМЯТЬ

Хоть и в разных мы концах,
Но одно  у нас в сердцах.
Мы на кружеве цветы –
Я и ты – для красоты.
Нет сомнения и в том,
Что в плетении цветном
Есть сокрытая от глаз
Нить, связующая нас.
Хоть и в разных мы концах,
Но одно у нас в сердцах –
Красота! – ей жить с людьми,
В ней Любовь цветёт и мы.

1995 г.

*   *   *
Да, он всего лишь «подражатель».
Кому?.. Нет, не таким, как ты.
Он, подражая, продолжатель
Таланта чистой красоты!

В твоём он мнении «вторичный»,
Как отражённые лучи.
Но свет есть свет, равно первичный –
Зерцала, солнца иль свечи.

Что значит «Не оригинален!»?
Чужд модернистской суете?
Remember Newton’s apple fallen...*
Да! Гениальность — в простоте!

*Вспомни упавшее яблоко Ньютона (англ.).

13-е января 1999 г.

*   *   *
        …искусство, поставившее себе целью
        поставку потех для богатых классов…
        есть не что иное, как проституция.
                Л. Н. Толстой

Ну, кто ещё готов их развлекать –
балованных судьбой детей мамоны,
умельцев стричь преступные купоны
и где попало прибыль извлекать?

Пусть шоу музыкальных недоносков
ввергает их в экстаз или оргазм
от повторения все сорок раз
одной и той же фразы подголосков.

Овации что гром средь бела дня,
и визг, и свист – под эти звуки муки
ввысь исступлённо фаны тянут руки,
как грешники из адского огня.

А то пускай и киносупермены
с плеядой звёзд из сексуальных сект
дрочат им импотентный интеллект,
чей пунктик – курс валютного обмена,
а может, даже гольф иль казино,
а может, пляж в какой-то новой Ницце,
иль вкус исконно аппенинской пиццы,
иль истинно шампанское вино...

Мне всё равно! Кайфуйте и плодитесь,
икру мечите в реках суеты,
тем заполняя время пустоты...
На большее вы, лохи, не годитесь!

31-е мая 1997 г.