У Ирины Стародубцевой есть редкое качество: на сцене она примадонна, артистка классического репертура, королева – неземная и недоступная, в жизни – простая и милая куряночка, улыбчивая, веселая, с постоянно проскакивающим «г» фрикативным и типично курскими интонациями – от родной земли никуда не денешься. И итальянский, и немецкий, и английский, и французский, и испанский – на них Ирина виртуозно исполняет классические произведения – тут ни при чем. Просто Ирина естественна и искренна, как немногие артисты ее уровня. А уровень Ирины высок – об этом говорят ее многочисленные награды: Лауреат II Всероссийского конкурса исполнителей русского романса, дипломант XVII Международного фестиваля-конкурса классической музыки, заслуженная артистка России. Многие почитатели ее таланта удивляются: почему до сих пор не народная?
У Ирины редкий голос – лирико-колоратурное сопрано – широкого диапазона с яркой тембровой окраской. Она много училась. Детская музыкальная школа № 1 по классу фортепиано. Курское музыкальное училище, теоретическое отделение и параллельно уроки вокала. Музыковедческий факультет Саратовской консерватории, а после него – вокальный факультет (поступила сразу на второй курс). Стажировалась в Московской консерватории им. П.И. Чайковского у профессоров В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой (вокал) и В.Н. Чачава (камерное исполнительство). Всю жизнь сочетает исполнительскую карьеру с преподавательской деятельностью. Работала в детской музыкальной школе № 1 и Курском музыкальном училище-интернате слепых, в педколледже, преподавала сольфеджио, гармонию, сольное пение. Почти три десятилетия – Курская филармония. А пять лет назад в бывшем политехническом институте (ЮЗГУ) появилась кафедра вокального искусства, которую возглавляет заслуженная артистка России Ирина Стародубцева.
Никаких других мечт на тему профессии у Ирины не было
никогда. Со времен младшей группы детского сада она знала, что будет артисткой. Маленькая Ириша пела на утреннике: «Солнышко во дворе, а в саду попинка…» и чувствовала себя заслуженной артисткой Ириной Хоменко. Обожала кино, собирала фотографии артистов, любила передачу «В рабочий полдень», причем предпочтение отдавала не эстраде, а классике и народным песням. У Иры с братом была няня Катя, которая очень любила Лидию Русланову, без конца слушала пластинку с ее песнями, и Ира знала все эти песни наизусть, а вечером под одеялом играла в «Рабочий полдень» – пела песни из репертуара Людмилы Зыкиной. А папиной любимой пластинкой были песни Отечественной войны в исполнении ансамбля имени Александрова, и эти песни любил петь младший брат Андрей. А вообще в семье Хоменко пели все: ни одно застолье не обходилось без русских и украинских песен. Словом, многое способствовало столь ранней профориентации артистки Стародубцевой.
У Иры было счастливое детство. Дружная семья. Лето у бабушки в деревне с конца мая по сентябрь.
Детский сад на Гоголя, 44-я школа, потом музучилище… И вообще вся жизнь – можно сказать, на одном пятачке в центре города. Жили и Хоменко, и Стародубцевы тоже всегда в центре.
Учеба в музучилище дала многое. В то время наша филармония еще не имела своего зала, и практически все лучшие концерты проходили в зале музыкального училища – там играли Рихтер, Гилельс, Могилевский, пели сестры Лисициан, Эйзен, Райков…
Сначала она учились на теоретика… Советская школа считала, что профессионально заниматься пением надо только начиная с 20–22 лет. Многим девушкам пришлось расстаться с мечтой о карьере певицы, и только такие настойчивые, как Стародубцева, не отступали. Она поступила на историко-теоретическое отделение, но все равно ходила на вокальный класс к Людмиле Переверзевой: «...И «мучила» я ее здорово, потому что приходила практически каждый день и даже по нескольку раз — так я прошла почти весь сопрановый репертуар, который должна знать певица, уже закончившая консерваторию.
В Саратовскую консерваторию поступила сначала опять же не на вокальный факультет, потому что мне не было 20 лет. Но когда пришла к заслуженному деятелю искусств Леониду Зотову, он сказал: «Вот эта будет звездой!»… А потом поступила на вокальное отделение».
Ирина считает, что голос, данный природой, точится. Преображается, как, например, алмаз точится, превращаясь в определенную форму, или скульптор вытачивает что-то свое.
«После окончания консерватории решила пройти стажировку в столице. Попала к вдове великого Лемешева – Вере Николаевне, она была в свое время лучшей исполнительницей роли Татьяны в «Евгении Онегине». Тогда ей было уже за 70, но она была все еще хороша: большие голубые глаза, осанка балерины, мягкая речь… Ее квартира была настоящим музеем Лемешева. А концертмейстером у меня был Важа Чачава – самый лучший, на мой взгляд, в России в то время.
Потом была стажировка в Германии у известной оперной певицы Марии Цальтн. Она предложила остаться, подготовить партии для Мюнхенского и Берлинского оперных театров. Но у меня уже был маленький сын. Я не могла так надолго оставить семью…»
Ирина по натуре лидер. Она знает, что может не только петь, но и организовывать, придумывать, руководить процессом. С удивлением прочла в очень симпатичной книжке коллеги Игоря Вебера об Ирине о двух неизвестных доселе фактах ее биографии: она дважды предлагала себя в качестве руководителя. Однажды после ухода с должности худрука филармонии Макаровой, второй – речь шла о руководстве курской областной культурой. Не поддержали в высоких кабинетах. А жаль. Нынешняя страница ее жизни в качестве зав. кафедрой ЮЗГУ доказала: она и это умеет. Объединять вокруг себя, организовывать дело, начиная с нуля, и все это делать мастерски. Впрочем, опыт организатора (хоть и значительно меньшего масштаба) у нее уже был, то же трио «Ирина» на рубеже 90-х. Трио: Юрий Вродливич (балалайка), Олег Овчаренко (гитара) и солистка, Ирина. Романсы Гурилева, Алябьева, народные песни… Замечательный был проект! И смотрелись артисты со сцены очень эффектно.
Ольга Макарова:
- Я помню ее еще студенткой, очаровательной, воспитанной, скромной, целеустремленной. У нее фантастическая память! За годы совместной работы в филармонии убедилась в ее огромной работоспособности, надежности. Сольный концерт – это 20 произведений, два часа на сцене – и ни единой ошибки, ни одной фальшивой ноты. Талант шлифовался упорным трудом, постоянной учебой, высокой планкой, которую она себе поставила. Ирина – мастер, она имеет право быть музыкантом со своим безапелляционным суждением. У нее есть чему поучиться. Это замечательно, что теперь у Стародубцевой есть возможность отдавать накопленное, и в нашем городе есть люди, ценящие такие бриллианты, как Ирина Стародубцева, умеющие создавать условия для них.
… Ирина верит в мистические совпадения и считает, что у нее есть ангел-хранитель, который ведет ее, когда судьба испытывает. Ее желания (большие и маленькие) часто сбываются. Не стану изобретать велосипед и просто процитирую давний (начала 90-х) кусочек из интервью Ирины моей коллеге из «ХН
- Ира, ты веришь, что твой Ангел-хранитель ведет тебя по жизни?
- Да, что-то есть. Ты знаешь, у меня иногда бывают такие удивительные вещи: совсем недавно пригласили выступить на юбилее одного предприятия, я зашла к директору, а у него в вазе стоит одна высокая роза – одна, но совершенно волшебная, я не видела таких никогда – матово-персиковая, точеная, гордая. Я просто внутренне восхитилась: вот какая! А потом, после концерта, он подходит и дарит мне именно эту розу! Она до сих пор стоит у меня. А когда я была в первый раз в Шпайере, увидела большие зонтики – тогда у нас еще таких и не было, их иногда называют семейными. И так они мне приглянулись! Но – приглянулись и приглянулись – мало ли что понравится. И вот, нас приглашают выступать в ресторан. Мы приехали, выступили, а собрались уходить – пошел дождь. Директор этого ресторана выходит нас провожать, протягивает бутылку шампанского и… большой зонтик! В упаковке, с их фирменным вензелечком: «Вам презент от нашего ресторана". Я была ошарашена!.. Но самый интересный случай произошел уже сейчас, в мой последний приезд в Германию. Я зашла в магазин посмотреть ноты. Вижу – лежит совершенно замечательное издание: Гендель для клавесина, виолончели и голоса. Купить – очень дорого, мне не по карману, я прошу продавщицу (изъясняюсь на ломаном немецком, но все понятно): «Можно отксерокопировать?» Она мне что-то говорит об авторских правах, не разрешает. Я спрашиваю: «А в библиотеке отксерокопировать можно?» В библиотеке – можно. Ничего не понимаю, почему там можно, а здесь нельзя, но, думаю, ладно, мне нетрудно сходить в библиотеку и там все это сделать. Чуть ли не в этот же вечер меня пригласили выступить в церкви при госпитале. Я спела, сажусь в машину уезжать, концертмейстер говорит: «Ира, я хочу сделать тебе подарок» и протягивает: Генделя! Я говорю: «Ох, это подарок прямо-таки от Бога!» Вот такие мистические вещи, такие подарки судьбы; но я думаю, что что-то есть – то самое, которое ограждает меня от большого зла. Все-таки ограждает. Музыка, мистика – иногда кажется, что эти понятия одного порядка.
Мистика мистикой, но Стародубцева и впрямь – яркое подтверждение того, что мечты сбываются, стоит только по-настоящему чего-то хотеть и работать, работать, работать... Ирину давно волновал вопрос: почему в нашем музыкальном городе мало внимания уделяется академическому пению? И… Бог услышал ее в святом месте – в Коренной пустыни. Ректор ЮЗГУ Сергей Емельянов сказал ей тогда: «Приходи. Потолкуем». Потолковали с пользой для города и его музыкальной культуры.
Ирине есть что отдать своим студентам. За дело она взялась истово. Самая молодая кафедра вуза – одна из самых успешных.
Виктор Норцов:
- Ирина – человек, отличающийся очень большой трудоспособностью и требовательностью к себе. Прекрасно понимает свое положение на вокальной орбите области, но, тем не менее, «пашет» как студентка-отличница. День отдается делам кафедры и работе со студентами, а вечером занимается сама. Я пришел работать в вуз на второй год после открытия кафедры. Естественно, интересно было узнать, с чего все начиналось. Ира рассказала, да и сам имел возможность многое увидеть и понять. Скажу совершенно искренне: ту ношу, которую Ира на себя взвалила, не всякий мужик выдержит, даже при всех имеющихся у него профессиональных и организаторских возможностях. Очень многое она сделала для того, чтобы в университете кафедру заметили...
Ксения Башкеева, студентка 4 курса кафедры вокального искусства. («Эта девочка, как и ее преподаватель, «пашет» без выходных и праздников, а потому достигла очень многого. Как-то в разговоре она произнесла, что Ирина не только учит, но и воспитывает – сказал о ней Норцов):
- Ирина Филипповна – чудесный человек, замечательный педагог и прекрасная артистка. Она – лучшая из певиц, пению на сцене отдаётся вся, до последнего вздоха. После её концертов не хочется уходить, хочется кричать: «Браво! Бис!», только бы услышать ещё раз её чарующий голос. Она – боец, в котором энергии гораздо больше, чем в любом олимпийском чемпионе. Она – неисправимая оптимистка. Стоит ей улыбнуться или засмеяться, как все окружающие тут же светятся радостью. Она – вторая мама, которая не будет осуждать, а укажет на ошибки и подскажет, как их исправить. Она – мудрейшая из учителей. Я порой удивляюсь, сколько она всего знает. И весь свой опыт, все свои знания она старается передать нам, своим ученикам. Я безгранично счастлива и горжусь тем, что я – Её студентка.
Не только вокал, но особое отношение к иностранным языкам, актерское мастерство – все, что может пригодиться в профессии… Планов у Ирины громадье, и многое уже претворяется в жизнь. Многие весьма амбициозны, но, зная Ирину, никто не сомневается: у нее все получится. Единственный вуз в стране выпускает студентов с записью в дипломе «Концертный преподаватель, певец».
Она требовательна к себе, к сотрудникам, студентам и одновременно умеет поддерживать, вселить уверенность в своих возможностях, поднять крылья.
Ректор ЮЗГУ Сергей Емельянов восхищается Стародубцевой. Ее работоспособностью, требовательностью к себе, человеческими качествами! И надо отдать справедливость ректору: условия для работы кафедры созданы замечательные – и просторные помещения, и дорогостоящие инструменты, рояль фирмы «Стейнвей»…
Ирина – человек надежный и по-хорошему консервативный. Верная семье – родительской и своей, мужу, сыну, теперь и семье сына. Впрочем, семья у Стародубцевых-Хоменко одна – большая и дружная. С корнями, уважением к старшим. Много лет жила в их семье тетя Мария Степановна, мамина сестра. Помогала растить детей (своих Бог не дал), и потом, когда стала жить отдельно, все равно осталась под крылом ставших на ноги Ирины и ее брата. Крепкие здесь родственные связи. Родители Иры – люди с твердыми устоями, другим всегда помогавшие, профессионалы (папа Филипп Васильевич – офицер КГБ, мама Лидия Степановна, всю жизнь, как тогда говорили, на «советско-партийной работе»).
С мужем Ирину (тогда еще Ирину Хоменко) познакомил бывший поклонник, с которым она умудрилась остаться в дружеских отношениях. Сначала показал армейское фото друга, тоже, как и он, Валерия, потом привел в дом, он почему-то был уверен: эти двое друг другу подходят. Они и впрямь подошли друг другу идеально. Ирина увидела высокого симпатичного парня на пороге своей квартиры, и сердце замерло. «Прямо как у Татьяны Лариной: «Она сказала: это Он!» -- смеется Ира. А тогда представились церемонно: «Валерий Павлович». – «Ирина Филипповна». Валерий Стародубцев, студент Харьковского юридического, проходил преддипломную практику в Курске. Поженились.
А когда Ирина родила Антона, на установочную сессию с кормящей мамой ездили всей семьей, пока Ирина училась, с младенцем нянчились муж или мама. И дальше, все девять консерваторских лет, весь многолетний Иринин учебный марафон Валерий перенес стоически. Приезжал в Саратов, готовил обеды, поддерживал во всем. И вообще – он всегда за нее. Муж брал отпуск на время зимней сессии, мама – летней. Мама сказала, когда дочь решила продолжить обучение на вокальном: «Пока я жива – учись».
Ирина благополучность, крепкий тыл, ее успех у зрителей, спокойная уверенность в себе и простота, которую она может себе позволить, откровенная самодостаточность не могут не вызывать ревность, зависть и от нее производные.
Ирина всегда нравилась мужчинам, но никогда не давала мужу повода для ревности, он в ней уверен. И не зря. Не раз приходилось видеть, как мило, по-дружески, хотя и очень женственно, Стародубцева общается с поклонниками ее таланта мужского пола: никому не придет в голову обидеться, что его «не засчитали за мужика», всем понятно: примадонна – дама с устоями.
Перед глазами эпизод конца 90-х. Какое-то мероприятие в ресторане «Центральный», кажется, журналистское. Среди гостей, за соседним столиком – космонавт (убей, не вспомню, кто именно), не из тех, первых – «мужчина в полном расцвете сил». Ирина поет романсы. Он не сводит с нее глаз. Задаю ему наводящий вопрос и (сваху во мне видно издалека) слышу умоляющее: «Познакомьте! Хороша!» Но все было как всегда: Ирина улыбалась, смеялась и… не давала повода!
Ирина всегда любила учиться и учить. Она – патриотка страны и родного города. Ей доставляет удовольствие рассказывать о нем в зарубежных поездках. Немного таких, имевших возможность быть востребованными в столицах и других странах и не променявших на них родную провинцию (Ирина Стародубцева, Леонид Винцкевич да еще – по пальцам). Она азартна: «В мире столько красивой музыки! Ее петь – не перепеть!», «Священнодействуй или убирайся вон!» – фраза Щепкина, великого земляка – один из ее девизов в профессии.
Она умеет себя уважать. А тех, кто не понимает высокого звания «Артист», умеет ставить на место – изящно, иронично, спокойно. Примеров тому много. В нашем крае с давним отзвуком жесткого крепостного права – редкость. Любви к ней «шестерок» всех мастей это не прибавляет. «Людей надо беречь. Артистов надо уважать».
Ее работоспособности не устают удивляться многие. Нынешний директор филармонии Алексей Конорев: «Если поздно вечером в Малом зале пустой филармонии звучит рояль – значит, это точно она, Стародубцева».
Америка, Германия, Китай, Испания, Мальта… И концерты в Чечне, на АПК «Курск», в детских домах, цикл концертов-лекториев в школах Промышленного района… А в лихие 90-е пела в ресторанах и была «челноком». Правда, при более комфортных условиях: в Ченстохове жила тетя и двоюродные братья. Вместе с мужем везли баулы с вещами в Польшу, стояли на местном ченстаховском рынке в мороз и жару, а в Курске сдавали купленное в Польше в комиссионку. Выживали. Белоручкой и чистоплюйкой Ира не была никогда. Она боец.
Выглядит Ирина всегда безупречно – и на сцене, и в обычной жизни. Хороши ее концертные наряды, к месту и времени повседневные. Искренняя, открытая улыбка, умные глаза…
Ирина смешлива и остроумна, полна самоиронии. Помню, как-то говорили с ней о современной журналистике, желтой прессе. Ирина очень смеялась, приводя многочисленные примеры из собственной жизни. Так, как-то одна курская газета вынесла в заголовок «новость»: «Ирина Стародубцева встретила Новый год в тюрьме!» Оказывается, речь в заметке шла о концерте, который Ирина дала перед заключенными колонии в один из предновогодних дней. Другая б обиделась и потребовала сатисфакции (друзья звонили и возмущались): Ирина отмахивалась: что, мол, с них, убогих, взять!
У Ирины есть внук. На бабушку примадонна никак не похожа, но статус этот ей очень нравится. Ей вообще многое в этой жизни нравится. Всегда нравилось жить, выкладываясь по полной. Она любит свою жизнь, благодарна судьбе, и они, серьезно испытывая порой на прочность, отвечают ей (дай Бог!) взаимностью.
(Курян моих прекрасные черты", книга вторая)