О главных задачах общей теории управления

Всеволод Новопашин
Идеи создания общей теории управления всегда возникали вместе с иллюзиями, что каждой системой можно управлять.

Управление сложными системами - достойное приложение ума, и одно из озарений для путников, упорно идущего по пути создания таких теорий - это осознание необходимости определения системы, её параметров, и реального, уже существующего
управления этой системой. Управление можно назвать удачным, если управляющий искренне радуется своим достижениям, и совсем неудачным - если управляющий ничего не может сделать с этой системой. Хотя если управляющий уже осознал своё
фиаско - то это уже не самый худший вариант управления.

Реальный управляющий системы не всегда на виду, и не всегда очевиден. И тогда одна из главных задач - определить, кто на самом деле управляет системой. Эта задача связана с определением критериев управления системой. Выяснить, кто же те
субъекты, которые управляют системой, невозможно без анализа мотивов , или критериев управления.

Совсем другая задача - нам даются "все карты в руки", даётся система, позволяется определить критерий управления (естественно, его нужно согласовать с вышестоящим руководством), и затем применять математические методы и уже имеющийся багаж
Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ). Но в реальности, даже и в таком случае, нам могут дать только несколько факторов, на которые мы сможем влиять.

Факторы в системе имеют иерархию, - одни факторы могут быть причинами или следствиями других факторов. Условно мы можем разделить их на первичные и вторичные факторы. Изменяя вторичные факторы, мы практически не сможем влиять на систему и тем более, управлять ей. Однако и первичные , и вторичные факторы в сложной системе находятся в такой диалектике, что пренебрегать ими - слишком опрометчивое действие для умного управляющего.

Вторичными факторами могут быть симптомы болезни. А мы желаем управлять таким сложным явлением, как болезнь. И если нерадивые врачи борются с вторичными факторами, то умные их анализируют. Повышенная температура - это вторичный фактор, но температура выше какого -то значения сама является фактором, на который уже надо воздействовать ради выживания больного организма.

Очень часто наши умозаключения построены на анализе вторичных факторов. Исследуется график заболеваний простудой у детей и выясняется, что частота заболеваний ( ось Y ) зависит от среднего количества употребляемых цитрусовых ( ось X ) . Явная корреляция, и явная функциональная зависимость. И тогда может быть сделан ошибочный вывод, что если цитрусовых дети будут есть поменьше, то и болеть дети будут тогда реже. А на самом деле, количество продаваемых и употребляемых цитрусовых связано с сезоном, и зимой дети их едят больше. Поэтому если мы собрались управлять факторами системы, то мы должны убедиться в том, что
они не являются вторичными.

О первичных и вторичных факторах -
http://www.proza.ru/2010/04/13/641