Обсчитайте ваш писательский талант и успокойтесь

Анита Фрэй Книги
Цифра - великое дело.

До недавнего времени её не ценили, обзывали "сухой", ну, а получив яркие картинки в гаджетах и прочее в придачу, наконец, зауважали.

А на днях ещё один повод уважать появился, лично у меня, спешу поделиться:

Я нащупала метод, определяющий (в принципе) писательский талант.

Писательский талант - это врождённое умение создавать ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения, то бишь художественную литературу (а не техническую, не учебную и пр.)

Существуют ещё и "степени художественности", которых уйма, но нам надо побыстрей определиться - писатели мы "в принципе" или нет (прежде чем начать обзаводиться степенЯми)))

К "степенЯм" относятся, в частности: умение сделать так, чтобы каждое предложение (или почти каждое) работало на идею, умение захватить внимание читателя с первых строк, умение устраивать сюрпризы (так называемые поворотные  моменты), немаловажна также лёгкость повествования, которая даже у Достоевского долго не получалась, как он ни старался) и т.п.

Отдельно стоит упомянуть применение "метода фокального персонажа" (это когда речь идёт от автора, но с интонациями и словечками героя). Об этом методе некоторые узнают уже после того, как много раз успели его применить!))))) Это ещё одно свидетельство ВРОЖДЁННОГО ДАРА.

Иногда писатель замечает, что кто-то ему диктует Свыше. Кому попало диктовать не станут - тому, кто не обладает писательским талантом.

ИТАК:

Нам сейчас не до "степеней", а то, пока найдешь их в огромном тексте, пока вычислишь... Нам надо "на скорую руку", то есть быстренько подсчитать - есть талантец (в принципе) или им "никогда не пахло"))))) Для подсчёта хватит и небольшого отрывка.

Предлагается нескучный и вполне оригинальный ЭКСПРЕСС МЕТОД!

В увлекательном процессе выявления "пис-таланта в общем и целом" мне пригодился преподавательский опыт (языки), получая который, я набрела на настоящее открытие:

"Первоочередные глаголы" - вот как оно называется.

Человеческая речь начиналась именно с глаголов (а как иначе первобытным людям было друг другу указания давать, команды всякие...)

Отбросив первобытные замашки (стреляй, прячься, убей, удирай и т.п.), интеллигентно вспомним, что теперешние мы - общество потребления, а значит В ОСНОВНОМ ПОТРЕБЛЯЕМ( как говорится, и ртом, и...)))))  Да-да, "и"!))) И глазами, и ушами, и руками, и мозгом, и... и... и...)))))

Антонимы тоже пока никто не отменял, так что пусть себе стоят при основных глаголах (кстати, ещё не к каждому глаголу подберёшь антоним).

НАЧНЁМ:

Вот список первоочередных глаголов, без которых нам просто не выжить (как он формировался, читайте в моих лингвистических статьях):

брать
покупать
получать
терять
видеть
смотреть
слышать
слушать
говорить
рассказывать
кушать
пить
давать
говорить
продавать
читать
считать
писать
думать
понимать
знать
узнавать
хвалить
ругать
работать
делать
бить
гладить
идти
ходить
бегать
сидеть
садиться
вставать
ехать
падать
лететь
спать
ложиться 
быть
иметь

Короче, где-то сороковничек набегает. Можно и до 60-ти догнать, но больше - уж точно не надо. Главное - усвоить принцип, хорошо прочувствовать, что такое первоочередные (элементарные, самые нужные, простецкие) глаголы. 

Это - наши "хлебные глаголы" или "глаголы-кормильцы", особенно мои - я ж ещё и переводчик, без них денежек точно не получу, да и никакой другой переводчик не получит, ежели не выучит хотя бы эту элементарщину.

"Не хлебом единым" - хорошая фраза, но морально устаревшая. Хронические игруны в компьютер (14-45 лет) скажут, что именно хлебом, а чем же ж ещё харчеваться, а главное - где, если не на шее у родителей ("безработица же всё равно везде", ах-ах))))) Им, кстати, не до книг и не до глагольных тонкостей.

Но мы, пишущие люди, не из их числа, мы-то ещё книжки читаем и даже пишем, поэтому нам, кроме хлеба и "хлебных глаголов" ещё чего-то подавай. Амбиции-то ещё живы. Мы же не хотим, чтобы наше повествование напоминало простой перечень событий или "тему" из учебника (иностранного) языка.

ИТАК:

Приближаемся к самому главному, формируем уже ДВЕ колонки, а не одну, так как у каждого "кормильца" есть "литературный брат" (малополезный в хозяйстве, но с ним почему-то весело и даже хочется продолжать жить на этом свете):

брать - принимать
покупать - затариваться
получать - приобретать
терять - утрачивать, тратить
видеть - лицезреть
смотреть - взирать
слышать - чуять
слушать - внимать
говорить - глаголать
рассказывать - повествовать
кушать - вкушАть, трапезничать
пить - хлестать
давать - благодетельствовать
говорить - произносить
продавать - втютюхивать
читать - листать
считать - подсчитывать
писать - выводить
думать - соображать
понимать - осознавать
знать - ведать
узнавать - доведываться
хвалить - нахваливать
ругать - хаять, журить
работать - трудиться
делать - совершать
бить - колотить
гладить - ласкать
идти - шагать
ходить - вышагивать
бегать - мчаться
сидеть - восседать
садиться - присаживаться
вставать - вскакивать
ехать - катиться
падать - рухнуть
лететь - парить
спать - дремать
ложиться - укладываться
быть - иметься
иметь - обладать

И это ничего, что правая колоночка подчас "с душком" (ну, не без жаргонца, а как же без него), зато словечки в ней не повседневные, а... "эдакие"...

Как уже говорилось, без "эдаких" глаголов получится лишь перечень событий, а не художественное повествование.

КСТАТИ!

Всё вышесказанное относится, в основном, к созданию художественной ПРОЗЫ. С поэзией сильно не разгуляешься в плане подбора глаголов, так как этот подбор очень сильно зависит от рифмы, ритма и прочих "заморочек". Тут уж какое слово подбирается, такое и надобно вставлять. К счастью, сама рифма, сам стихотворный ритм и пр. свидетельствуют о художественности текста)))))

Уфф, теперь считаем: если глаголы из левой колонки (типа занудные) в вашем произведении составляют не более 30 процентов от всех глаголов, то ваше произведение и ваш талант в целом - ЛИТЕРАТУРНЫЕ!

И никто не имеет права сказать вам: "Это не литература!"

Почему именно 30? А гляньте в любой языковой тест (на уровень) - там положительный результат засчитывают именно с этой процентовкой, то есть, неправильных ответов не должно быть больше тридцати процентов. Таки в этом что-то есть...

Не нравится 30? Хорошо, 20! Или вообще 10, чего мелочиться, тут вы будете как классик или... Или даже гениальнее)))))

П.С.
Только проверяйте, пожалуйста, УЖЕ НАПИСАННЫЕ опусы, так будет справедливо. Да и самим вам интересно будет удивиться своему ВРОЖДЁННОМУ таланту, если что. Писательский талант - он всегда врождённый. 

П.С.-1
И не надо обижаться за "нечаянно забытые" прилагательные. Я их умышленно не упомянула, так как их изобилие - графомания чистой воды. Тут просто-напросто надо чувствовать меру. Истинный писатель чувствует.

П.С.-2
Да, и... Чтобы мне вдруг не нарваться на вопрос типа: что вы нас морочите колоночками, в них же максимум полторы сотни слов, в обеих, а в словаре тысячи глаголов... Да, правильно, тысячи, но из всего словаря бытовуха так легко не выковыривается, много ее не наскребешь, максимум 40-60 повседневных глаголов. Чтобы окончательно прояснить детали, приведу пример другой пары: "воздыхать - скучать", где "скучать" - более простенький вариант от "воздыхать", но... Он не первоочередной! Глагол "скучать" - не хлебный, не кормилец! Без него, худо-бедно, можно обойтись. Как видите, бывают и другие пары (тройки, четверки), в которых оба глагола (все три, все четыре) - "эдакие", литературные, веселые или грустные (в той или иной степени)))

*****

А ТЕПЕРЬ ЕЩЕ РАЗ (для слишком бегло прочитавших статью):

Писатель может писать интересно или занудно, увлекательно или "уснёшь читавши", но если он... "В ПРИНЦИПЕ ПИСАТЕЛЬ"... это легко определяется по набору словечек (в основном глаголов), которые он применяет. Если он, вместо глаголов: "получать", "думать, "жить" и т.п употребляет глаголы "обретать", "размышлять", "обитать" и пр., значит он "та ещё штучка" и с ним на базаре "за цены" долго не поговоришь - удерёт! Побежит уединяться - для размышлений о высоком...