5. Школа. Ослы - Круглые и Длинные

Александр Парцхаладзе
      Я живу в пятиэтажке.  Обычный панельный дом.  Внизу, вдоль заасфальтированного проезда,  палисадники  под окнами.  Меж домами клены,  березы, черемуха.  Даже два кипариса у самого подъезда.               
      Справа - спортплощадка, часть которой когда-то была отгорожена,  и там,  за решеткой,  находились врытые в землю  емкости для  сжиженного газа.  От них несимпатично пахло,  особенно когда емкости эти наполняли.               
      Потом и до нас дотянулась нитка газопровода.  Газовые баллоны  убрали, и территория  для детских игр и забав удвоилась.  Правда, по краям стали парковаться автомобилисты, но все же места хватило всем:  и любителям футбола,  и малышам, для которых соорудили детский городок с качелями, горками и скамейками.               
      Сверху,  с балкона  четвертого этажа,  нам хорошо видно,  как играют ребята.  Да, чаще всего в футбол.  Гораздо реже в бадминтон. В волейбол - за 30 лет не видел ни разу. Гоняют на великах, на досках, на роликах.  В последнее время  вернулись из небытия самокаты.               
      Как они непохожи на самокаты моего детства!  Те были деревянными.  Свой я  сделал сам, из двух досок, одного бруска и трех стальных шарикоподшипников.       
      Самокаты  гремели, когда мы, мальчишки 50-х,  катались на них по улице.  Похоже гремели и тачки разносчиков, и даже убогие, опять же на подшипниках, малюсенькие платформы,  на которых,  отталкиваясь от асфальта  руками,  передвигались уцелевшие в Войну калеки-безногие.               
               
      Нынешние самокаты передвигаются  бесшумно,  на них ездят даже девушки,  даже женщины - молодые,  красиво одетые,  ухоженные.               
               
      А вообще-то  ребят во дворах стало меньше.  Больше - у компьютеров,  смартфонов,  телевизоров.  И самое главное:  даже  собравшись во дворе,  рассевшись на скамейке,  разговаривая,  они продолжают общаться,  но не друг с другом,  а со своими  электронными   игрушками.               
      Дети наши  играли еще и в "классики".  В "резинку".  Переходя с одного "уровня" на другой не виртуально,  а реально,  двигаясь,  прыгая на одной ноге,  или на двух,  играя вместе, а не поодиночке.               
      А во что играли мы - тогда, когда не только мобильников,  телевизоров еще не было?               
               
      Вот мы сидим на длинной скамье, на которую обычно ставит тазы со свежевыстиранным белем тетя Маруся - перед тем, как развесить его на протянутых через весь двор веревках.  Скамья стоит теперь не посредине двора, а у дощатой стены, и мы сидим, прислонившись спинами к теплым доскам, выставив вперед сжатые ковшиками ладони.  А соседская девочка переходит от одного к другому и своими, сомкнутыми клинышком ладошками, раздвигает наши, опуская в них - или только делая вид - маленькую монетку, стертую "двушку", или гривенник.  Кому она досталась?  Кто выпрыгнет по призыву ведущего: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!", кто вскочит до того, как его успеют схватить за плечи, за локти сидящие  рядом  подружки-приятели?               
      "Кольцо  с  места!"...               
               
      Когда  видел я в последний раз  стоящие длинным "ручейком" пары со сплетенными над головой руками?  Время ушло, утекло, как вода в ручейке моего детства и вместе с ним исчезли прежние дворовые  игры.               
      На даче, в Белом Ключе, шел дождь,  мы собирались на веранде,  и для наших забав  не нужен был даже двор:  "Барыня прислала 100 рублей,  100 копеек,  100 грошей"...  "Вы поедете на бал?"...   Это поразительное "Вы" в игре  пятилеток.      
      Боже, какие балы?  Какие барыни?               
      А ведь были игры и из более далекого Прошлого:               
               
      -Бояре, а мы к вам пришли,               
      Молодые, а мы к вам пришли!               
               
      Конечно, мы уже не знали, кто такие бояре, Семибоярщина. И еще не знали, кто такие банкиры - Семибанкирщина.               
               
      Потом началась школа.  Далеко не всегда безопасные  и не всегда благопристойные игры.               
      В младших классах, в "началке",  страшновато было даже пройтись по школьному коридору - каждый норовил дать тебе под зад пинка с веселым возгласом "Ж-а к стенке!".  Эта замечательная игра привела к тому, что на перемене  мы передвигались, прижимаясь упомянутым местом  к партам, стенам,  дверям - чтобы не получить очередной "пендель".               
      Были и ассы в этой незамысловатой игре, причем даже среди девочек -  одноклассница Женя например,  именно благодаря этой игре получившая почетное  прозвище "железная  ж-а".               
      Но когда мы немного повзрослели, на смену этой игре пришли новые.  Больше других мне запомнились две, обе почему-то с "ослиным" названием.               
               
      В  "Круглого Осла" мы играли в школьном дворе. Дело сводилась к тому, что одни пытались запрыгнуть на спины стоявшим кругом товарищам, а другие не давали им это сделать.               
      А вот в  "Длинного Осла  можно было спокойно играть и в классе.  Главное - была бы стена,  упершись руками в которую, пригнувшись, становился тот, кто покрепче и повыносливей. Также пригнувшись, оперевшись руками на его спину, становился за ним второй, третий, иногда и четвертый. Остальные с разбега впрыгивали им на спину, образуя над первым уже второй ряд-этаж.  Естественно, самым ловким хотелось запрыгнуть еще выше, образуя поверх второго этажа еще и третий.               
      Мы, балбесы, увлекались этим вплоть до 7-го класса. Развлекаясь и на  переменах, и даже во время "пустого" урока, пока под тяжестью выросшего на два метра в высоту "Длинного Осла" не рухнула перегородка-багдадка,  разделявшая наш, проходной класс и соседний, в котором в этот момент шла контрольная по математике.               
               
      "Мужчины - написала мне одна читательница - это чудом выжившие мальчишки".   
      Действительно! Особенно, если вспомнить одноклассника нашего Абрамяна, полного дебила со скошенным лбом, удивительно изобретательного, однако, на всякие пакости.  Как-то он принес в школу патроны. Большие, настоящие, от охотничьего ружья. Завернул их в газету, сунул в парту и... поджег  с криком "ЛОЖИСЬ!!!".
      Мы легли.  А когда встали,  увидели в стенах  приличные дыры.