Русские в сегодняшней Германии - ч. 1

Алексей Уралец
Сейчас я подхожу к главному в теме «Русские в Германии»; здесь и далее - в следующих заметках - я постараюсь осветить вопросы:

- кто же есть в сегодняшней Германии русские?
- почему все они так или иначе оказались в Германии?
- что для них есть Германия?
- кто они для Германии?

Здесь мы рассмотрим тридцатилетний период нашей новейшей истории, начиная с 80-х годов прошлого столетия; именно в эти годы граждане СССР, а затем СНГ стали массово приезжать на постоянное место жительства в Германию, или, говоря иначе - стали выезжать из СССР, а затем из России и бывших республик СССР за рубеж.

Я сознательно опускаю здесь вопрос о так называемых диссидентах, а также о тех, для кого Германия - место временного пребывания: место учёбы, место для совершения разных сделок, место покупки недвижимости или место для открытия счёта в банке… Это люди не входят в область моих интересов, о них пишут и говорят другие. Я пишу о тех, кого принято называть - переселенцы, к которым, впрочем, и сам отношусь.

* * *

Как известно, более 200 лет назад Екатерина II пригласила немцев на постоянное место жительства в Российскую империю. Основной мыслью императрицы было укрепление восточных и южных границ Российской империи методом обживания малонаселенных территорий нашей страны переселенцами из Германии. Сама русская императрица, названная при рождении Софьей Фредерикой Августой Ангельт-Цербской (сербской), появилась на свет в 1729 году в немецком тогда городе Штеттин в немецкой (с сегодняшней точки зрения) семье, а, по моему понятию - в семье потомков лужицких сербов, о которых я уже писал здесь. Может быть, в этом и кроется причина её будущих приязненных отношений к потомкам древних германцев? Но, так или иначе, немцы после «манифеста» Екатерины начали приезжать в Россию.

Здесь я только напоминаю читателям суть - как появились немцы в России, более подробно об этом можно прочесть в других источниках, коих в интернете много.

Вот именно потомки этих немцев и стали теми «русскими», которые стали массово, начиная с 80-х годов, уезжать из СССР в Германию на постоянное место жительства. Надо сказать, что у многих их них в Германии жили родственники и до сего времени сохранялись и сохранились связи с этими родственниками. Ведя с ними переписку, многие русские немцы (здесь я буду использовать общепринятое выражение - «русские немцы»), видя, что страна медленно дрейфует из состояния застоя в какое-то неведомое состояние, не обещающее, однако, никакой стабильности, всё чаще стали принимать решение переехать в Германию на ПМЖ (постоянное место жительства). Соблазн русских немцев уехать в Германию нарастал с каждым годом, поскольку единицы уехавших писали своим родственникам о том, как здорово жить в Германии, какие они получают пособия по приезду и как хорошо обустраиваются. Надо сказать, что в те времена решить проблему выезда из СССР в Германию было не просто сложно, а вообще рискованно - тогдашнее советское руководство выезд русских немцев на свою историческую родину рассматривало как свой политический проигрыш. Мне известны случаи, когда немцев в тогдашнем СССР вызывали в органы безопасности и "беседовали" с ними. Я не раз слышал от многих немцев, выехавших из СССР в Германию в те годы, чего им стоило принять решение уехать и чего им стоило получить разрешение на выезд, подготовить для этого соответствующие документы: мужчин вызывали как правило в органы КГБ, женщинам могли вполне устроить проблемы на работе, просто на бытовом уровне. Как это ни странно, но это только сильнее подталкивало пожелавших уехать действовать решительнее и не бояться подобных проблем. Было много случаев, когда мужья тайно уезжали из СССР, получали в Германии немецкое гражданство и через посольство вызывали членов своих семей.

Вобщем, так или иначе, но процесс «пошёл». И винить в этом людей грех, ибо все они нутром чувствовали, что в СССР грядут большие перемены, и не в лучшую сторону. Была в этом деле и другая сторона: многие русские немцы в СССР во время Великой отечественной войны и после её окончания были «под комендатурой», работали принудительно в трудовых лагерях, часто вдали от семей, чувствовали на себе недоброе отношение к себе русских, испытавших все ужасы войны. Бывало, их не принимали в высшие учебные заведения, на руководящие должности… Но, думаю, это была не государственная политика, а произвол отдельных властных лиц, часто нерусской национальности. Тем не менее - лёд тронулся, немцы начали уезжать из СССР на «свою историческую родину». И это стало предтечей более масштабных перемен.

Позже, общаясь с выехавшими из страны русскими немцами здесь в Германии, я слышал разные мнения о «жизни в СССР»: одни презрительно называли его «совок» и гордились тем, что «уехали из совка» (что было обидно слышать - ведь именно в СССР они получили очень хорошее, зачастую высшее образование, имели хорошо оплачиваемую работу, дом и приусадебный участок и были чаще всего зажиточными людьми при советской власти); другие откровенно с ностальгией вспоминали свою прошлую жизнь в СССР, сравнивали её в жизнью в Германии, часто не в пользу последней, когда дело касалось межличностных взаимоотношений.


Когда грянула «перестройка», а за ней пошёл вал кооперативов, ООО, ТОО, свободного предпринимательства, затем «ваучеризация», быстро захлёснутые кем-то умело организованной волной рэкета, криминального безпредела, разгула насилия; затем «парад суверенитетов» и развал СССР, стало ясно, что «больше здесь ловить нечего» и каждый начал думать в направлении: «спасайся, кто может!». Лично меня просто вводило в глубокую депрессию всеобщее помешательство людей на стремлении «брать от жизни всё», массовое падение нравов, катастрофическое падение общественной морали. И, хотя я был русским - по крови, по менталитету, по мировоззрению, на осторожный вопрос жены: «хочу ли я присоединиться к её родственникам и вместе готовить документы на выезд в Германию?», однозначно ответил - «да». Тогда, в те неспокойные годы, полные тревог, какой-то непонятной бесшабашности людей, полной непредсказуемости «верхов», читая газеты от корки до корки, я отчётливо понимал, что вся наша прежняя жизнь закончилась и на нас на всех идёт невидимая страшная машина, которая без жалости разрушит всё, в том числе и постарается вынуть из каждого душу. Я сказал жене: «Да, я согласен ехать, будем готовить документы для отправки».

Помню, как октябрьским днём 1993 года, находясь по делам в местном аэропорту, я случайно встретил там сослуживца, только что прилетевшего из Москвы и сказавшего мне, что в Москве - стреляют. Переворот. Слово резануло по ушам, обожгло. Я помчался домой, включил телевизор. На экране увидел Дом Советов (который быстро переименовали в Белый дом на американский манер) - картинку транслировала почему-то американская кампания «Би Би Си», из окон Дома Советов валил чёрный дым. Этот чёрный дым сказал мне тогда всё без слов.

Тем, кому события октября 1993 года кажутся разборками между тогдашними президентской и парламентской властью, делами давно минувших дней, канувшими в лету событиями и не влияющими на наш сегодняшний день - рекомендую внимательно прочесть книгу "Анафема. Хроника государственного переворота". И после прочтения книги поразмыслить - по какой концепции, по какой идеологии живёт наше Российское государство и вместе с ним все мы.

Документы к тому времени мы уже отправили и жили буквально «на чемоданах», распродавая, раздаривая всё, что нажили за 10 лет жизни на БАМе. Лишь книги и некоторую часть бытовых вещей мы переправили контейнером моей маме на Урал.

Думал ли я, что, собираясь в Германию, собираюсь ехать к нашим врагам? Ожидал ли я от своих родственников вопроса: «почему именно в Германию»? Ожидал ли того, что некоторые мои родственники и знакомые мой поступок могут расценить как бегство, предательство, хотя люди уже тысячами уезжали за рубеж, продавая по дешёвке своё имущество, а то и просто бросая свои квартиры, дома?

Да, всё это я ожидал, над всем этим размышлял и не один день, и не один месяц. Я с моей семьёй тогда уже 10 лет жил в другом городе и к родителям мы приезжали только в отпуск. Отцу, который приехал к нам в гости и осторожно спросил меня, действительно ли мы собираемся уезжать жить в Германию, я сказал: «Я знаю, твой отец и твой брат погибли на войне от рук немцких фашистов и для нас немцы исторически считаются врагами. Но я уверен, что народы не могут быть врагами друг другу - они трудятся, сеют, пашут, им нечего делить между собой. Врагами их делают политики. И потому я моим отъездом в Германию хочу постараться разрушить тот стереотип, что все немцы - наши враги. Да и потом - добавил я - посмотри вокруг, ты же видишь, что происходит в стране! Всё рушится, люди словно с ума начинают сходить. Везде идёт какой-то странный саботаж, слом всего, что ранее было создано. Мы не знаем, кто это всё затеял, но я чувствую, что я в таких условиях не смогу дальше жить, и не хочу, чтобы дети росли в таком бардаке». Отец ничем не мог возразить, но и согласиться полностью с нашим решением ему было трудно. Так мы и расстались…

Однако, мне не в чем было оправдываться и не было того чувства, что я кого-то предаю, бросаю - даже свою маму, которая потом, через год после этого разговора, потеряла своего мужа - моего отца. У отца после некоторых событий случилось кровоизлияние в мозг и в три дня он умер. Я не был свидетелем тех трагических событий, но позже, распутывая их, сам попал в такой переплёт, что чуть не «отдал концы». Спасибо свояченице - сестре моей жены - которая уговорила меня поехать к женщине-ведунье лечиться. Та женщина буквально вытащила меня «из могилы» - так она тогда сказала. Сказала, что когда начала лечить меня, у меня начало останавливаться сердце.

Тогда, в те смутные годы в России умирали преимущественно мужчины и отец был один из них. Отцы наши хорошо помнили, как их отцы отстояли Родину от фашистских захватчиков. Но сейчас, живя в своей стране, они видели, что страна без видимой войны захватывается какой-то невидимой и безжалостной силой - и ничего не могли поделать! Нечем было противостоять! Шло планомерное разрушение страны - но не было видимой войны, не было видно врага! Они не видели врага, но остро чувствовали его поступь.

Сильнейший внутренний стресс от осознания собственного безсилия и непонимания, что происходит, без видимых причин косил многих мужиков - это я начал понимать лишь годы спустя, живя в Германии. Тогда, в тот трудный для нас для всех год мама моя сама сказала мне: «Ты должен заботиться о твоей семье и я уверена, что ты сделал правильный выбор, решив уехать. Не переживай - мы справимся без тебя. Поезжай и устраивайся. Я знаю, что ты везде выживешь, и там тоже, ты такой же упорный и трудолюбивый, как твой отец. С Богом!»
Было тяжело на сердце, но ещё тяжелее было видеть, как одна часть нашего народа тихо умирает, а другая - как мне казалось - большая часть стремительно ринулась «брать от жизни всё», при этом наглея, деградируя, нравственно опускаясь. Это неизбежно вводило в депрессивное состояние. Телевидение превратилось в какой-то демонический вертеп: смехопанорамы, «поля чудес», эстрадные шоу и бешеная бесстыдная и гламурная реклама сменяли друг друга, словно глумясь над всем человеческим в человеке, призывая его «оторваться», «приколоться», «брать от жизни всё»! А у меня всё время набатом в голове звучали слова из песни Игоря Талькова: «Родина моя! Ты сошла с ума!»

Тогда я не мог допустить даже саму мысль о том, что это наше высшее руководство, люди, стоящие тогда у руля государства в моём Отечестве, предали нас, наплевали на нашу преданность Родине и бросили нас на произвол судьбы, создав в ней хаос, впустив в неё разбойников, воров и проходимцев всех мастей. Я не понимал, почему шли процессы разрушения всего созданного, но я ясно понимал, что именно это и произошло. Что это было - дурость и глупость тех, кто пришёл к власти, или сознательный умысел, сатанинский по сути? И что мне было делать?! Как противостоять этому!?

У меня было двое маленьких детей, в стране с каждой неделей разрушалось народное хозяйство, задерживались зарплаты, росли цены на продукты, и при этом определённая прослойка нашего общества наглела и богатела на глазах, строила себе новые дома, покупала дорогие машины и ездила отдыхать к тёплым морям. Как говорил тогда мой товарищ: «люди устали смотреть, как хорошо зажили другие».

Я ещё некоторое время метался в поисках решения, как я лично могу что-то изменить, но вскоре бросил это занятие, с каждым месяцем всё отчётливее ощущая, что страна просто валится в пропасть и не уехать - это просто медленная, но верная смерть, прежде всего нравственная.

Как раз в эти дни я открыл для себя дневники Ивана Бунина "Окаянные дни". Читал и диву давался - да это же про нас, про нашу сегодняшнюю жизнь! Бунин тоже не вынес такой "жизни" - и покинул своё Отечество.

Другие записи из серии "Русские в Германи: http://www.proza.ru/avtor/aleksej2013