Туристические приключения

Виктор Литвиненко 2
               Спортом я занимался с раннего детства. В шесть лет – турник, в семь - бег с препятствиями через заборы, в восемь – бокс (не долго). Затем следовали футбол, волейбол, тяжёлая атлетика (толкание ядра), гандбол, ватер пол, восточные единоборства, техника нейтрализации противника малыми усилиями и наконец, отречение от спорта как такового.
               Из всей вереницы спортивных увлечений, наиболее любимым видом спорта, по крайней мере для меня, был и останется горный туризм. Увлечение пришло на тринадцатом году жизни. В туристическую секцию поступило половина нашего класса, что в принципе сплотило подростковый коллектив общими интересами и заботами.
               Как водится, изначально шла теоретическая часть, с расшифровкой туристически-альпиниских терминов, видов обвязки и их правильности, категорий подъёмов в горы, терминологий горного туризма, порядка разбивки лагеря и многое другое. Условием нахождения в секции туризма, как обычно, было отсутствие неудовлетворительных оценок по успеваемости. По этой причине, класс был довольно успешным в получении школьных знаний.
               Весенние каникулы туристическая братия нашего 6-А класса провела в первом походе, названом ''походом по местам боевой славы советского Народа в ВОВ". Изрядно загруженные рюкзаки, советские брезентовые штормовки, такие же брезентовые палатки, котелки, лопатки, обвязки и прочее туристское снаряжение, на ногах рабочие ботинки, преобразованные в ТУРИСТИЧЕСКИЕ посредством набивки на подошвы мощных протекторов. Всё это не мало весящее добро было распределено между членами группы. С таким грузом приходилось делать разовые переходы на расстояние от 15 до 20 километров, после чего следовал привал на 15 минут и вновь пятнадцатикилометровый бросок. После двух-трёх таких дневных переходов единственным желанием был сон, однако до его удовлетворения такого желания необходимо было подготовить лагерь к ночёвке – разбить палатки, окопать периметр каждой на случай дождя, собрать хворост для костра и приготовить пищу. На третий день похода, наш руководитель Анатолий (22 года от роду), которого мы величали не иначе, как ШЕФ, объявил длительный привал на двое суток, с тренировками по скорости подготовки грудных и набедренных обвязок, разбивке палаток на время, способах подготовки конструкции костра и его рождение от одной спички в ветреную погоду. Поселились мы в помещении спортзала сельской школы, а по вечерам, насобирав сухого хвороста, с огромным удовольствием уминали печеную картошку и по очереди рассказывали всевозможные истории.
               После этого похода, продлившегося шесть дней, ребята однозначно стали более самостоятельными и ещё более сплочёнными в нелёгкой школьной жизни.
               Клуб горного туризма и альпинизма, в состав которого входила и наша группа, находился в Голосеевском районе на правом берегу Днепра. Поскольку наша группа была с левобережья, туристическая братия нашего класса, два раза в неделю после занятий в школе, а также в выходные дни, дружной толпой добиралась до Голосеевского парка, который более походил на лес, где отрабатывались теоретические и практические азы горного туризма. Голосеевский парк – череда холмов и спусков, как нельзя более всего подходил для тренировок. Пришла зима. Началась отработка хождения и спусков на лыжах с туристическим  снаряжением, порядок оказание первой помощи пострадавшим, правильность наложения шин при возможных переломах и сооружения из подручных материалов носилок для транспортировки пострадавших. Сколько раз были сломаны лыжи, подумать страшно, но эти поломки помогли всем нам научится быстро и качественно ремонтировать поломки.
                Наконец-то окончание шестого класса, подготовка к походу в Карпаты. Мне не суждено было совершить этот поход, по причине милицейского разбирательства в моём антиобщественном поведении, но возвратившиеся после карпатских бродилок ребята были полны впечатлений от пережитого.
               В школьных заботах и тренировках к покорению горных вершин и перевалов пролетел седьмой учебный год. Вот и Крым. От Симферополя к горному кряжу и вперёд, к водопаду Дзюр-дзюр. Переходы по пересечённой местности до 30-40 километров в день, обеззараживание воды марганцовкой, консервированная перловая каша с мясом, разогретая на спиртовке, так называемые ''качели" – череда перемеживающихся спусков и подъёмов, наконец-то  водопад, подъём в область лежащих снегов, ночлег в так называемом ''домике лесника". Должен заметить, домик лесника был засыпан снегом по самую крышу, а внутри помещения, состоящего из прихожей и большой комнаты, граффити на стенах и потолке. Разместились мы довольно комфортно на полу, в спальных мешках, плотно прижавшись друг к другу. 
               Утро было чудесным, безоблачное небо, яркое солнце, чудесный 60-ти градусный склон протяжённостью до двух километров, в запаснике домика – лыжи и большие сани. Спуск на санях с верхушки склона, должен заметить, огромнейшее удовольствие, развиваемся скорость – дух захватывает, падение в мягкий снег вызывает лишь радость.
               На следующий день, сказка закончилась, начался последний переход, который завершился близь Судака с его старой крепостью и морем, на берегу которого я оказался первый раз в жизни. Поход был завершён, предстояло возвращение к повседневной киевской жизни – обнесение винограда, цветов и яблок, катание по Днепру на лодках-плоскодонках, ловля рыбы и изготовление самодельных взрывных устройств.
               Восьмой класс закончен, вплоть до осени мы участвовали во всевозможных туристических забавах, а точнее соревнованиях, между множеством групп в быстром и правильном применении навыков, полученных за прошедшие годы. Особо ярким был конкурс туристических блюд, приготовленных на костре, где мы заняли первое место с приготовленной ''картошкой по Кремлёвски".  Для готовки пошло три литра постного масла и два килограмма картошки, которая, проварившись в масле становилась полностью прозрачной. Одновременно началась серьёзная подготовка членов группы к походу на Кавказ. Спортивный подъём и спуск, скалолазание, спуск ''Дюльфером", спортивное ориентирование и прочие премудрости горного туризма.
               Наступил момент истины – мы обливаемся потом в ТУ-104, ожидая вылета из аэропорта ''Борисполь". Взлёт, облегчение прохладой, посадка в Минеральных Водах. Шеф нагрузил меня довольно таки изрядно. Рюкзак с палаткой и металлическими колышками, вместе с основной разборной опорой палатки при взвешивании дотянул до 36 килограмм. Если учитывать вес ледоруба, кошек и страховочного конца, которые шли отдельной партией, становилось ещё веселее.  В момент прилёта в обеденные время, мысли были заняты совершенно другими вещами. Чего только стоит воспоминание о долине минеральных родников, с водой пахнущей тухлыми яйцами, но неимоверно вкусной и свежей в сочетании с полукилограммовыми шашлыками по 3 рубля. Переночевав в палатках, утром на поезде мы прибыли  в Тбилиси, центральный вокзал которого встретил нас монументом и портретом Сталина, а привокзальные киоски – невиданными нами ранее импортными сигаретами. 
               На ночёвку нас приняла находившаяся относительно недалеко от вокзала школа. Расположившись в помещениях предоставленных классов и  оставив снаряжение мы направились в ближайшую столовую, где заказали суп-харчо. Суп был вкусным, но по моему вкусовому убеждению недостаточно остр. Подсыпая в супец перец, я вызвал немалое удивление находившихся за соседним столиком пары грузин, которые подсев к нам и узнав, что мы из Киева, посоветовали посетить парк развлечений, находившийся высоко над городом. Прибыв к подвесной дороге, ведущей к парку, мы неожиданно узнали, что билеты на всех 15 человек оплачены нашими знакомыми, ожидающими нас наверху. Совершив подъём, мы встретили наших знакомых – это были подсевшие к нам в столовой грузины, которые рассказали много интересного об истории города, традициях Грузии и любви к Киеву и киевскому Динамо. Встреча закончилась товарищеским футбольным матчем между парнями нашей группы и моментально сформировавшейся из отдыхающих командой Тбилиси. Время было проведено шикарно, мы отправились на покой  в спальные мешки.
               Утром поездом до Еревана. По Еревану – автобусом без задней стенки, но с поручнями к месту дислокации для дальнейшего продвижения к цели нашего похода – восхождению на Северный Арагац. Загрузив нашу группу в грузовой автомобиль, местный Шумахер, невзирая на недостаточную ширину и крутизну  дороги доставил нас  к высокогорному родниковому озеру, где судя по головам баранов и овец на его дне, проходили постоянные различные празднества. Наступил день восхождения. С рассветом мы двинулись в путь. На облачном настиле возвышалась снежная шапка Арарата. Мы у подножия вершины, восхождение началось. Подъем занял довольно таки много времени, мышцы сводило судорогами от усталости, но в довершение всего вершина была покорена, в подтверждение чего был оставлен специальный вымпел. Фактически восхождение на Северный Арагац было тренировочным подъёмом для покорения нами Эвереста.
               Мы прибыли в Кабардино-Балкарию. По дороге к лагерю, мной было обнаружено огромное количество грибов (бабок), растущих прямо вдоль дороги к лагерю. Оказалось, что местное население не принимает этот продукт в пищу. У нас, по прибытию в лагерь, напротив, был грибной пир. Утром мы совершили прогулку в местное высокогорное селение, где каждый приобрёл для себя и родных носки, варежки и платки из козлиного меха.
               В день восхождения, группа, в которую был включен и я, состоявшая из восьми человек, начала движение на первую стоянку Эвереста, но не более того, поскольку из-за снежных лавин и гибели двух экспедиций, вершину закрыли к восхождению. Отрадой был факт разрешения восхождения на пяти тысячник, вершину Донгу-За рун. Подъём был довольно сложным, в обвязках. Вершина покорена, шестнадцать человек сидит на небольшой более-не менее ровной  площадке. Шум ветра, стремительно движущиеся где то внизу облака, по краям вершины – пропасть, просматривающиеся на земле 16-ти 20-ти этажные санаторно-гостиничные комплексы – размером в треть спички. Спуск, присвоение звания альпинист СССР, встреча товарищами крапивным хлестаньем, праздничный обед.
               Цель достигнута, предстоит штурм ледникового перевала Донгу-За рун, смена территории Кабардино-Балкарии на грузинскую землю. К вечеру мы были у подножия ледника. Преодоление перевала запланировано на утро. Разбит лагерь, холод неимоверный. Моя одноклассница и одногрупница простыла, спим до утра в одном спальном мешке, плотно прижавшись друг к другу. Утром хворь отступила. Лагерь свёрнут, кошки одеты, начинается вырубывание ступеней в леднике, с дальнейшим проходом всей группы. К обеду – достигнута вершина перевала, установлен памятный знак и начат спуск к территории Грузии. Спуск, во всяком случае для меня, проходил значительно приятнее подъёма. В результате случайного стечения обстоятельств, мой ледоруб был сломан и ШЕФ дал мне разрешение на спуск по леднику скольжением, при котором скользящими поверхностями являются ботинки, а рулём заострённая нижняя часть сломанного ледоруба. Этот способ спуска мне очень понравился и занял настолько мало времени, что ждать товарищей мне пришлось довольно таки долго.
               К вечеру мы преодолели половину пути к из гор к морю. Лагерь пришлось разбивать в  всё ещё в горной местности. Ночь окутала лагерь, а небо озарилось многочисленными вспышками метеоритного дождя. Зрелище неимоверно красивое и захватывающее. С рассветом лагерь был свёрнут. Некоторое время спустя мы были на берегу моря в обществе отдыхающих ''дикарей''. Любовались садом лимонных деревьев и морем, готовили обед и писали ''пулю''.
               Туристический поход по Кавказу подошел к окончанию, здравствуй родной Киев!