Рассказ за полтора часа

Альберт Горошко
О чем можно рассказать за оставшиеся полтора часа полета?

О том, что я первый раз побывал в Иркутске. Аэропорт находится почти в черте города и самолеты парят над крышами пятиэтажек, как птицы.
Пятиэтажки, эта градостроительная карма России, доставшаяся в наследство от СССР, вызвали улыбку - в Москве сносят последние хрущовки, а что, если и здесь снесут - где тогда жить-то? Таксист, вызванный по яндексу, напрочь отказался брать пассажиров.
— В чем дело? У вас же Логан, номер 812.
А, буквы другие и цвет! Бывает же такое совпадение!
Едем в отель по какому-то древнему, вросшему в землю и занесенному пылью времен умирающему частному сектору. Уж туда ли мы едем? А, вот он, отель, маленькая, еще даже не полностью готовая гостиница.
Смотрю в окно на Ангару, на другой берег, на многие километры заставленный новостройками, которые разрешили до семнадцати этажей возводить по каркасно-монолитной технологии. В 2008 году здесь после страшного 9,5-балльного землетрясения как карточный домик сложилась панельная многоэтажка, похоронив под собой сотню жителей.
Теперь в Иркутске строительный бум.
Потом я спрашивал таксистов - кто жить-то в них будет? Понятно, у нас в Москве приезжие, а у вас китайцы, что ли? Нет, зачем китайцы, сами ипотеку берем. Надо отдать должное, новостройки неплохие, все разные, не так скученные и гармонируют с холмистым ландшафтом города.
Два дня командировки проходят в делах с перерывами на перекус. Местный кулинарный колорит состоит из двух направляющих - рыба и национальные бурятские блюда.
Рассказывать не буду - приезжайте и пробуйте - недорого и вкусно. По количеству заведений на душу населения Иркутск - лидер в России, а в абсолютном выражении после Москвы и Питера наверное, третий.
Проезжая центр города, я инстинктивно полез за фотоаппаратом. Такого обилия старинных особняков я не видел давно. Как говорят, их строили декабристы. Что ж, если так, их «скорбный труд» не пропал даром.
Великолепная лепнина, разнообразие фасадов, окон, парадных - пожалуй, в пределах Садового кольца таких домов раз два и обчелся. Примечательно, что и новодел, а он здесь есть во множестве, не выбивается из исторической канвы.
Здесь же и несколько деревянных теремов с замечательными наличниками и ставнями! Видимо, декабристы нашли отдушину в зодчестве после своей неудавшейся революции.
Улетая в Иркутск, я поставил целью хоть на минуту, но побывать на Байкале. И что же? Вот уже вечер второго дня, утром самолет, мы ужинаем в ресторане с морской тематикой - весла, штурвалы и кальян, до захода солнца - час!
— Извините, ребята, но мне нужно на Байкал.
— Что ж, только возвращайся обратно.
Вызываю такси и мчусь в Листвянку - ближайший к Иркутску курорт. Дорога отличная и пустая, водитель говорит, успеем до заката, а солнце подгоняет, светя в спину гаснущими лучами.
Едем вдоль Ангары, точнее, водохранилища, чьи многочисленные заводи простираются до дороги, открывая заманчивые виды. Я все это проглатываю, только запоминая картины, а до Байкала еще километров сорок! Мчим. Темнеет. Облака над почерневшими силуэтами сопок нетерпеливо багровеют. Наконец устье Ангары! Я на ходу выпрыгиваю из машины с заранее настроенным фотоаппаратом и делаю несколько кадров. Свет безнадежно уходит,  по воде наползает густой туман. От пристани отчаливает паром на тот берег и теряется в тумане, ворча усталой машиной. Скорее дальше, к самому Байкалу, к воде!
Галечный пляж, мостки, несколько туристов с камерами и смартфонами ловят последние световые пятна в тумане. Я потрогал воду - пальцы немеют, правда, три градуса! Бегу к торговкам, делаю сэлфи с лотком самого мелкого, но самого дорогого эндемика, покупаю несколько рыбешек, в сувенирной лавке магнитик, нерпу и божка, окунаю его в воду и - домой. На обратном пути таксист, видимо, вдохновленный моим энтузиазмом, рассказывает, где обязательно нужно побывать в следующий раз. А я смотрю по сторонам на огни и темноту, вдыхаю немыслимый аромат каких-то цветущих трав, залетаюший в салон.
— Это у тебя ароматизатор в машине?
— Нет, - отвечает водитель. Это, наверное, после дождя зеленью пахнет.
Вот так, за два часа я успеваю урвать у деловой поездки немного экзотики, реализовать мечту - кто скажет, что
я не видел Байкал?
Даже двухчасовая задержка обратного рейса теперь уже кажется не драмой, а неожиданной возможностью просто так подольше остаться на Иркутской земле.