Возвращение 7. Колеса времени

Мария Кравченко 2
–Это не Антон!– растерянно сказал Юрка, обернувшись к ребятам. – Мы не туда пришли!
Седой как лунь старик с бубном сидел возле каменного очага и смотрел на ребят.

Ребята, как во сне, осматривали поляну, простой шалаш из веток и травы, старика с бубном. Они шли к своему знакомому шаману, Антону, а пришли неизвестно к кому. Одна Ельне  обрадовалась, побежала к старику.

–Ань торова, Ирико! Меня зовут Ельне. А это Катя, Гоша, Юра и Ира. Ты нам поможешь, Ирико? Ты же табедя?
Дедушка усмехнулся.
–Да, я шаман.
–Извините, а где Антон?  Он тоже, шаман, – вежливо поинтересовался Юрка.  – Может хоть Харна здесь? Нет?

– Если ты называешь шамана по имени, то он еще не родился. По имени шаманов стали называть потом,  в восемнадцатом веке. В моем времени старых людей называют Вэсако, или, вот как Ельне, ласково – Ирико, то есть, дедушка.
Такое простое объяснение не только Юрку, но и Гошу с Катей и Ирой повергло в состояние столбняка.

Первой ожила Ира.
–Мы же просто к Антону шли, по тундре шли, по своей, а пришли в другое время? – жалобно прошептала она. – Разве так бывает?
–По-моему мы где-то Ирку потеряли, – усмехнулась Катя.
–Да, наша Ирина с восторгом бегала бы кругами. Надо же, какое чудо случилось, в другое время пришли, – ехидно продолжил Гоша.
Юрка, с испуганным лицом подскочил к Ире, вглядываясь в глаза, взял за руки.
–Ириша, ты что?
–Что, я? Это ты что? – Ира всмотрелась в лицо парня, вспомнила его и себя, и кто он для нее. Смущенно добавила. – Пришел в гости, не здороваешься, вцепился, чуть руки не сломал!

Ирка вырвалась и пошла к шаману. Юрка растерялся еще больше, но побежал следом.
–Добрый день, дедушка, – сказала Ира, присаживаясь возле него. – Я Ира. Вы  скажите, где мы сейчас находимся, в каком времени?
Дедушка хмыкнул, достал трубку и стал набивать ее табаком. Он лукаво посмотрел на ребят.
–В персональном.
–В каком-каком? В персональном? – изумленно воскликнул Гоша. – Вы меня, Ирико, извините, но в вашем времени такого слова не было.
–Зато в вашем есть. Значит и в моем есть, потому что прошлое живет в будущем, а будущее в прошлом,  – словно желая дать время ребятам обдумать услышанное, дедушка раскурил трубку.  – Та беда, с которой вы пришли, она  из прошлого. Значит, пришли куда надо. А время, вот здесь и сейчас – настоящее. Если вы, конечно, сможете понять причину гибели своего мира.

–Наш мир погиб? – ужаснулась Ира.
–Еще нет, но уже скоро. Людям, чтобы выжить, нужны не капельницы, а живая земля. Птицы, звери, трава…  Нум поэтому сначала землю создал, потом флору, фауну…  Мудрый Нум.
 
Я, кажется, поняла, – задумчиво сказала Катя. – Мы с самого начала  не правильно думали.
–Ирико, Вы сказали, что причина из прошлого? Расскажите, что случилось, – попросил Гоша.
Старик кивнул, пыхнул трубкой и стал выдыхать густой дым.

В одно мгновение дым заполнил поляну ароматом травы и цветов.
Ира видела, как белые звездочки зорьки ненецкой переплелись с васильками, морошковый мед со свежестью водяных лилий. Тихо звенели синие колокольчики, склоняясь к терпкому багульнику. На белый ягель упала консервная банка с недоеденной рыбой. Круглая крышка с рваными краями врезалась  в кустик нежных незабудок. Очень скоро яд ржавчины стал растекаться, выжигая ягель, незабудки, морошку, оставляя на своем пути сухую, выжженную землю. Пошел дождь, капли гулко стучали по голой глине,  унося ржавый яд в ручей, потом в озеро…

Юра видел, как шелковая трава волнами гнется на свежем ветру. Гриб у березы отрастил большую оранжевую  шляпу, в тени которой рос малыш-подосиновик. По блестящей траве, по зарослям ромашки проехали черные колеса, с лязгом откинулся кузов и на изумрудный шелк посыпались обломки цементных блоков. Когда пыль осела, трава, грибы, березы знали, что обречены.

Гоша видел, как родители-лебеди вывели птенцов на воду озера. Серые комочки, смешно размахивая мокрыми крылышками бегали по воде и смеялись от счастья. Глядя на них смеялось  солнце, становясь ярче и ярче. Птицы пели в прибрежных зарослях на все голоса. Мотор ржавой лодки взревел, заглушая все живые звуки. Старая посудина пронеслась, рассекая зеркальную воду на до и после. За лодкой тянулся, переливался синими разводами  бензиновый шлейф.

Катя видела, как из макодана вьется дымок, унося в синее небо аромат лепешек. Из-за чума вышел олень-авка, и выпрашивая угощение засунул ветвистую голову в чум.  Бабушка, плетущая перед чумом  новую циновку рассмеялась. Мама, позванивая медными подвесками-накосниками, вышла из чума, протянула лепешку оленю и крикнула сыну, чтобы шел обедать. Маленький мальчик играл, учился метать топорик. Он обернулся на зов матери, обрадовался вкусному обеду и со всей силы всадил топорик в землю. Катя вздрогнула, закричала: –Так нельзя!  и… проснулась.

Ребята сидели на поляне, удивленно переглядываясь.
– Что нельзя? – спросил Гоша.
–Я что, спала? Ну надо же, сидя спала, и сон видела: мальчик вонзил топор  в землю. Этого делать нельзя. Это правило, – ответила Катя.
– Я тоже спала, и тоже видела сон, как нельзя. Юра, что молчишь?
–Я вот так, молча, колеса ему пооткручиваю! Додумался, в тундру строительный мусор выбрасывать.
–Это плохо, – кивнул дедушка. –Ненецкая семья, когда переезжает на другое место, ни перышка после себя не оставляет. Соринку оставишь – не будет счастья всему роду. Это правило.
–Я знаю, – улыбнулась Ельне. – Меня мама всегда посылает пройти по стойбищу, собрать мусоринки. Она мне снилась сейчас.

–Получается, мы все спали, – удивленно спросил Гоша. – Это Вы нас усыпили? Зачем?
–Затем, чтобы мы своими глазами увидели, – вздохнула Катя. – только что это дает?
Гошка улыбнулся погрустневшей Кате.
–Как что? Теперь мы знаем, что были нарушены правила.
–Гоша, эти правила в журнале «Пунушка» печатают, для детей.
–Не только, – мягко ответила Ира. – Моя мама всегда этот журнал читает. Раньше на все презентации ходила, потому что «Пунушку» не продают. Теперь в интернете читает.
–Я тоже читал. Мне понравилось, – согласился Ирико. – Ты чего сердишься, Катя? Что правила простые? Нум такие придумал, а что в детском журнале… Тоже правильно, их с детства каждый должен знать.

Видя, что Катя хмурится, Ирико улыбнулся.
–Вспомни, о чем вы говорили, когда ко мне шли.
Юрка сосредоточился.
–Гоша сказал, что главная задача человека, сохранять мир таким, как его создал Нум.
–Вы поймите, – терпеливо продолжал Ирико. – Дело не в том, что земле больно, когда в нее нож втыкают. Нет, не больно, это образное выражение! Но, если человек способен нарушить правила, значит, он способен на все. И чем тогда наш мир отличается от нижнего?

Дедушка помолчал немного, погладил ладонью бубен.
–Обратно вам будет легко идти. Я попросил маленьких братьев уйти с тропинки. Вам пора. И еще, запомните, время не всегда бывает  линейным.