О, Великий Балерино!

Владимир Раков
           Байка, николаевская спортивно-патриотическая.

      История,  о которой я хочу рассказать, произошла  почти полвека назад в далеком 1965 году. Николаевская футбольная команда «Судостроитель» встречалась с одесским «Черноморцем». 
      Страсти около поединков Одессы и Николаева к тому времени несколько поутихли, так как старые соперники были разведены по разным группам чемпионата СССР, но ностальгия осталась. Так что неожиданный приезд «Черноморца» в Николаев вызвал повышенный интерес. 
       Матч  проходил  на центральном городском стадионе «Авангард», что располагался на пересечении улиц Садовой и Пограничной.
       Встреча обещала быть интересной, и хотелось посмотреть ее в полном одиночестве и только с футболом. Я купил билет на южную трибуну и забрался на самый ее верх.
       Трибуна была полупустой,  на местах ниже меня расположилась пара болельщиков,  которая на протяжении всей игры громко комментировала ход поединка.
       Говор этих болельщиков однозначно указывал на их сельское происхождение. Надо сказать, что в те времена  Николаев негласно был разделен на этакие зоны обитание аборигенов.
       Скажем, нам – пацанам «Красного дома» по Адмиральской 16-а, противопоказано было появляться в районе кинотеатра «Сталинец»,  «Молочного двора», других зон местных конфликтов  и  наоборот.
      Особое негодование вызывало появление представителей сельской местности на исконно городской территории. В этом случае усилия всех противоборствующих городских группировок объединялись.
      Идентификация «чужих» проходила по специфичности говора. Да простят мне жители загородной зоны за столь жесткие слова. Это просто попытка передать атмосферу жизни и нравов послевоенного Николаева.
      Но вернемся на трибуны стадиона «Авангард».
       Матч проходил спокойно и размеренно, как и полагается  встрече старых друзей-соперников.
      И все было бы хорошо, если бы в ряды «Черноморца» в том матче не затесался гроза московского футбола и по-совместительству  кумир украинских болельщиков - Валерий Васильевич Лобановский.
       В один из игровых моментов в ворота «Судостроителя» был назначен корнер.               
       Пара зрителей с нижнего ряда при этом событии значительно активизировалась.
      Один из них на жаргоне жителей загородной зоны  начал вызывающе комментировать эпизод:- «Ото дывысь, Миколо! Зараз до мьяча пидийде В.Лобановськый та прямо з кутового забье мьяч у ворота». 
       Естественно, продвинутому фанату, вынести такое было не возможно.                Эта продвинутость черпалась мной у книжного магазина, что на углу Советской и Потемкинской, где в то время собирались футбольные фанаты Николаева.
      Место это в народе называлось «нулями» - толи в память о популярном футбольном счете, толи в обозначении центра города с координатами «0-0».
      Сборища фанатов проходили азартно и больше  напоминали словесные баталии, которые часто переходили в физические.
       Обычно участниками противостояний были болельщики киевского «Динамо» и московского «Спартака». Особую неприязнь москвичи испытывали к В.Лобановскому.
       Он постоянно результативно терзал оборону московских команд своими проходами, финтами и корнерами.
      Не находя цивилизованных средств защиты, к В. Лобановскому применялись грязные приемы типа «завал» или «снос», в результате чего нападающий часто оказывался лежащим на газоне.  А в оправдание этих действий Лобановскому была приделано прозвище «Балерина», как спортсмену, плохо переносящему грязный футбол.
       Со временем его фирменные угловые были досконально изучены и найдено противоядие против них.
     А в это время на стадионе я вступаю в спор с сельчанами: - Что ты, деревня,  там лапти вьешь – какой гол с углового. Это все было давно и неправда.
      Сейчас наши правильно выстроят оборону: - один защитник станет у ближней штанги, вратарь займет место у дальней и фокуса не будет.   
        Футболисты «Судостроителя» как по команде заняли места согласно моему штатному  расписанию.
        Пока я это рассказывал моим деревенским товарищам, В Лобановский после длинного разбега от самой трибуны, посылает мяч с угловой отметки в сторону наших ворот.
      Два десятка голов противоборствующих сторон взвились в воздухе для встречи с  планирующим объектом. Но мяч,  обойдя все препятствия и проигнорировав дружественность встречи благополучно, никого не задев, опустился в сетке ворот «Судостроителя».   
      Я был подавлен и унижен: - как так такой знаток футбола мог при всенародно ошибиться.
     Над южной трибуной стадиона «Авангард» зависла напряженность  Боясь возможной расправы, и выбрав удобный момент, я незаметно залег.
       Уже лежа между рядами сидений, я  чутко прислушивался к происходящему на свободе.
       Когда тучи негодования над моей головой разошлись я, втянув голову в плечи и поджав копчик, позорно покинул укрытие. 
          Только много лет спустя я смог  достойно оценить произошедшее.  Какое это было счастье, воочию увидеть гол непосредственно с углового в исполнении  Валерия Васильевича Лобановского!
        О, Великий Балерино, спасибо тебе за все!                Слава Герою Украины-2002г!

     Р.S. Я уже давно не хожу на николаевский футбол. Не прельщают меня ни новые названия команды типа «Эвис» - созвучное с чем-то негигиеническим, или, скажем, МФК, ничего не выражающем кроме «ФЕ».   
  Хотя, «-ФЕ» кстати, одна из буквенных индикаций Николаева на старых желтых  автомобильных номерах  в 50-е годы прошлого столетия наряду с «-ФД», «-ЩП»; и «-НП».
    Извините.
          Эй «Судостроитель», где ты? Вернись! Хочу Судостроитель!

   30 июня 2013г.