Заброшенная деревня. Часть 1

Александр Феоктистов
Так случилось, что в начале нулевых я купил дом в заброшенной деревне.
Дом старый. Крыша на террасе текла. Печка. Какая то простенькая посуда. Шкаф. Кровать панцирная.
Понравился участок, заросший яблонями, близость ручья.
До ближайшего жилья двадцать километров по полевой  дороге.
Два раза в неделю  в 8 утра и в 8 вечера в понедельник приходит автобус, привозит почту, увозит в поселок желающих.
Света нет. Провода украли. Столбы остались.

Жителей в деревне было восемь человек. Две бабульки - Зинаида и Екатерина. Дедок лет за семьдесят Михаил Петрович.
Какой-то угрюмый одинокий мужичок, который жил очень замкнуто со мной по соседству. Как я потом узнал звали его Юрием Сергеевичем.
Дама неопределенного возраста и рода занятий Елизавета и семейная пара фермеры Евгений и Елена за пятьдесят лет.

Дом я купил за сущие гроши, исходя из соображений расширения Москвы в сторону Калуги.
Однако это событие откладывалось, и деревня оставалась заброшенной и никому ненужной.
Когда-то это было довольно большое село домов на сто.

Мы, по сути, жили на хуторе, потому что основная часть деревни находилась на другой стороне
огромного оврага. Вот эта большая часть была заброшенной.
Руины старой церкви. Заколоченные дома. Перекошенные заборы. Участки, заросшие бурьяном.
Большой тракт в сторону реки, которая была в трех километрах.

А мы жили через хромой мост на своей стороне.

Для начала наладил печь, запас хвороста, съел всю тушенку и макароны.
По ходу жизни узнал где брать воду, отремонтировал нужник и конечно знакомился с соседями.

Первым ко мне сам пришел дед Михаил. Отставной подполковник танкист.
Принес бутыль самогона, которую сам и выпил, потому что я отказался.
Подобрев и развеселившись, Петрович мне и рассказал кто тут откуда и что делает, как жить и как добывать пропитание.

Евгений и Елена с его слов выращивали яблоки, вишню, сажали большое поле картошки, выращивали кроликов.
На пенсию и продажи с сада-огорода и жили.
Люди хозяйственные, доброжелательные. Елена набожная очень. Все ходит на руины церкви и
ездит в райцентр в церковь. Евгений единственный с кем деду удавалось найти компанию для выпивки.

Бабушки Катя и Зина живут в одном доме. Держат две козы. Пенсионерки. Любят петь. Его невесты.
У них есть старая черная кошка.

Елизавете говорят бывшая учительница. У не тут родительский дом. После какой то беды в городе перебралась жить сюда.

Юрий Сергеевич - замкнутый мужик вроде писатель. У него есть аккумуляторы и мобильный телефон, но он звонить никому не дает.
Ни с кем не дружит.

Про себя Петрович рассказал, что похоронил жену свою пять лет назад и с тех пор живет бобылем.
Был пес, но сдох.

Первый месяц стояло настоящее лето. С работы я ушел бессрочно, решив заняться подмосковными дачами, но так и не
нашел применения своим предпринимательским способностям, завязнув в этой деревеньке.
Свой дом ближе к Москве я сдал на что и жил в этом забытом месте.
Пытался ловить рыбу в речке, но говорят ее всю выбили электроудочками и только иногда попадались пескари и верхоплавки.
Грибы собирать я не люблю и потому только накупил сушеных белых у старушек.
Задался вопросом дров. Наготовил их на зиму. Благо вокруг было полно завалов неухоженного леса.

Было хотел купить моторгенератор для того чтобы работали холодильник, телевизор и мобильник,
Но поначалу решил пожить в трудных условиях. Постепенно привык. Похудел. Все время был при деле.

Да, интересна история, как я ходил знакомиться с односельчанами.
Началось все с того что ко мне вторым гостем пришел сосед Юрий.
Как принято знакомиться в деревне с бутылкой.

Он рассказал, что тут отдыхает душой, пытается жить на натуральном хозяйстве, но народ тут темный и
ему поговорить не с кем. Была видна тоска какая то в нем.

Потом по мере опьянения он поведал, что приехал сюда за Елизаветой - учительницей.
Они даже какое-то время женихались, но потом с Лизой начали происходить странные вещи.
Психбольная она мол и они разошлись. Правда началились раздоры у них от того что они пили вместе.
Юру совсем развезло . Он мол журналист и переживает двухлетний писательский затык. Жизнь не мила. Вот решил познакомиться со мной.
Расстались мы в какой то гнетущей паузе
Агрессивность, многословие, излишняя откровенность, перепады настроения от угроз до братания, слезы.
Это все я не люблю.
После этого гостевания писателя я пошел по деревне чтобы познакомиться ближе с остальными.

Первым делом  пришел к старушкам бабе Кате и бабе Зине.
Скромный, крепенький домик, подзоры крашены, сирени. Чистый, ухоженный огород.

Бабульки сидели на лавочке, скрываясь от солнца.
Екатерина высокая, седая, волосы в пучке. Очки на краешке носа. Пристальный взгляд.
Зинаида среднего роста, бесцветная бабушка одуванчик в платочке.

Интеллигентка и крестьянка - подумал я.

"- Здравствуйте, бабушки - представился я. Александром меня зовут.
"- Здравствуйте, мужчина -  ответила Екатерина.
"- Привет, мил человек - улыбнулась баба Зина.

"- Знакомиться пришел. Вот думаю новоселье отметить во вторник - приходите - я рядом с Юрием живу.

Бабульки оживились - начали мне объяснять, что там Клавдия жила - в доме, который я купил и что там
давно никто не живет. Им радостно, что я не дикий, как Юрий Сергеевич и пришел позвать в гости, а то им скучно тут.
Выслушав еще про житие деревни, я пошел далее к дому Елизаветы.

В огороде ее не было. Дом большой, угрюмый. Сад зарос. Мужской руки нет - подумалось.
Постучал в дверь - вышла женщина среднего роста - рыже-блондинистая в конопушках.
Лицо очень правильное. Нос горбинкой. Взгляд оценивающе-насмешливый. Глаза синие-синие.
Порода. Арийские корни.

Кого Вам? - спросила - Я ответил: Знакомиться пришел.
Она ответила - А я думала огород мне копать и улыбнулась. Улыбка была очаровательна.
Лиза -я зайдете? Чаю попить? Я ответил - что собираю людей на новоселье во вторник к пяти вечера.
- Надеюсь, что придут все.
- Что и Юрка будет? - Нахмурилась Лиза…
Я слукавил, что будет - Юрия и Петровича я еще не звал.
Уже потом Дед Миша с радостью пообещал быть, а вот Юра заволновался и сказал - по обстоятельствам -
после моих слов, что будут все и Лиза тоже.

Далее я дошел до добротного дома Евгения и Елены - они с радостью, будто всегда знали меня согласились
придти ко мне во вторник и затащили пить чай.

В понедельник я дождался утреннего автобуса и с ним поехал в поселок.
Поле по которому мы ехали было заброшенным. В наше время такой земли полно.
Совхозы и колхозы перешли в частные общества и обанкрочены.
Земля или продана в частные руки и ли отошла государству.
Унылое поле бурьяна и небо над нами. Водитель все слушал радио и на политические темы и клял
нынешние власти.

Я расспросил водителя Павла (познакомились): Где он будет ждать вечером меня и где поблизости купить продукты для новоселья.
На что водитель сказал, что вечером ехать не собирался - раз я один - но если я оплачу дорогу -
недорого, то ждать ненужно будет и он сам меня свозит по магазинам и вернет в Пронино раньше времени.
Так и поступили.

Поселок был типовым. На главное улице Дикси. Там я купил торт, мяса для шашлыка, мангал, конфет, вина и водки, хлеба и себе
про запас каш, макарон и тушенки.

По совету Павла вернулись и еще купили уксус, майонез, зелень.


Потом зашел в соседний хозяйственный и купил пару новых ведер, дешевый столовый сервиз, рюмки и веник.
Времени у Павла было полно и мы поехали купили инструменты, гвозди фонарь на аккумуляторах.

К обеду вернулись в Пронино.
Я все разгрузил. Напоил Павла чаем с баранками, оплатил поездку и был задобрен обещаниями - что Паша завсегда ко мне приедет если нужно
вне расписания - если поле будет сухое.

Замочил шашлык. Опустил в подвал. Перемыл новую посуду.
Выстирал старую скатерть бывшей хозяйки, вымыл полы и даже окна. В доме стало пахнуть свежестью.
Откопал в сундуке старую икону. Приладил в углу.
Хозяйничал как мог. Ожило желание чистоты, желания семьи и уюта. А может еще и хитрый взгляд Елизаветы.

Вечером в ручье пытался ловить рыбу сеткой в заводи, но ничего не поймал. Вымылся и долго сидел на завалинке - смотрел на звезды.
День хорош, когда узнаешь новых дружественных людей и много позитивных эмоций в нем.
Захотелось завести кошку.. Одиноко. Кто-то встречать будет, ждать.

Запела  ночная птица и я стал думать . Что дальше?..
Телевизор нужен и холодильник и плита и конец моей робинзоновской жизни.


Заснул к двум ночи.

Утро вторника началось неожиданно. В дверь постучали около девяти утра.

На пороге стояли бабушки  Катя и Зина.
Спишь все новосел? - спросили они.
Мы помогать тебе пришли, подарки принесли.
Дары улыбнули меня.
Горшок цветущей красной герани, варенье, скатерть.

Нука давай приберемся к вечеру. Они протерли везде пыль, постелили новую скатерть. Тряпки мои стиранные развесили на улице.
Я ходил за водой, чинил лавки - сидеть то нужно где-то. Исчезли тоска и лень.
Все же как хорошо вместе, когда люди заботятся и кто-то рядом. Женщины совершенно изменили дом.
Он запах солнцем. Были сняты старые пыльные занавески. Меня заставили отмыть рукомойник и найти полотенца.

Потом я драил кастрюли и бабушки варили в них щавелевый суп на печке.

К двенадцати часам явились новые гости - Елена и Евгений. И опять подарки. Принесли двух кур. Куда их девать и как кормить я не знал.
Елена пошла смотреть мясо и помогать старушкам.
Мы с Евгением сделали загончик в сарае. Он еще раз сходил домой и привез на велосипеде мешок комбикорма.
Конечно не обошлось без предложения Жени выпить по сто, но я опять отказался.

Женщины во всю хозяйничали. Я и Женя чинили калитку и тут пришел Петрович.
Он притащил в подарок мне старое ружье и самовар. Вот царские подарки.
Я хотел еще самогонный аппарат тебе отдать старый - ухмыльнулся Петрович, но оставил на День Рождения.
Проверили ружье оно на самом деле стреляло. Женщины переполошились и заставили нас готовить все к шашлыку.

Пришал Елизавета. Принесла цветы на улицу сажать. Сама стала ими заниматься. И тут же пришел Юра.
Он был какой-то сердитый и сухо поздоровался со всеми.
Подарил мне замок, которого у меня так и не было с начала жизни.

Бабульки высмеяли его: Ишь куркуль явился, как Лизку то увидел.
У нас ни у кого замков то нету, а он знает что дарить.

Таким образом новоселье началось с работы и плавно перетекло в вечернее застолье.
Поначалу как-то разговор не клеился.
Соседи выпили. Разговорились. Я сидел и сиял, как именинник. Даже петь бабушки начали.

Говорили о провинциальной скуке. О том, что хорошо жить с электричеством. У Юры то вон есть - включает иногда, но других в гости не зовет.
На что Юра отшучивался, что сами не ходят и не любят его.

Говорили о большой части деревни за рекой и что хорошо бы чтобы мост восстановили. Только кому это нужно?
Потом пытались танцевать. Подобревший Юра принес приемник.
Елизавета почему то приглашал танцевать только меня. Юра сидел набычившись.
Елена во всю плясала с дедом Мишей. Евгений все пытался дожарить мясо. Стало темно. Только керосиновая лампа
освещала полутемную горницу.
Понемногу все разошлись. Остался дед Миша с которым мы говорили о прошлом деревни.
Вернулся Юра и мы втроем обсудили план похода в большую деревню. Разузнать что там и как.

Решили, что с Юрой поплывем на его лодке. Возьмем минимум еды и топор. Так на всякий случай.
Говорят там бомжи бывают и даже видели волков. Хотя я не знал как с топором быть против волка и волков то живых видел
только в зоопарке.

Утром мы накачали лодку у старого моста. Точнее у столбов, торчащих из воды.
Поплыли. Течение было довольно оживленное и река шириной метров пятьдесят-шестьдесят.
Вода холодная. Добрались. Спрятали лодку в кустах и пошли в гору к деревне.
Она встретила нас молчанием и  запустением.

Тракт от моста зарос бурьяном. Мы поднялись по пологому склону и увидели заросшую деревня.
Совсем рядом, а неизвестная страна.
В яблоках яблони и поваленные ветром старые деревья.
Окна заколочены. Заборы перекошены. Улица прямая и широкая вся в траве.
Кулацкая видать деревня была.
Пош мы к бывшему сельсовету. Рядом находились развалины церкви.

Шли и озирались. Были настороже. Все же место какой-то мертвечиной веяло.

Юра почему-то стал вспоминать, как приехал в это Пронино.
Я сказал, что как то опасно разговаривать - давай вечером обсудим.
Мы добрели до заколоченного сельсовета. Подумали сбивать замок или нет?
Все же администрация и адрес имеется.

Замок, как оказалось висел на вырванной перекладине. Уже открывали до нас.
Вошли. Паутина. Столы спецов, шкафы с бумагами. Прожженная дырка от костра в полу.
Старые, ржавые унитазы и раковины в туалете. Окна не выбиты. Странно.
Украли даже допотопные телефоны. Утащили стулья. Зачем?

Поняв, что интересного не найдем пошли к церкви.
Колокольня без креста. Колоколов нет… Четверик облез снаружи и изнутри.
Окна забиты. В полутьме храма удалось разглядеть кое-где сохранившиеся фрески.
Странно - граффити нет. Значит тут не часто бывают туристы.
Вокруг церкви все изрыто. Рыли то что? Это же могилы…
Клады вечно ищут не там.
Покосившиеся кресты. Памятники на могилах девятнадцатого-двадцатого века начала.
Блеклые фото и даты… даты… Огромные кусты орешника и столетние деревья.
Спугнули галок. Интересно почему эти голубоглазые всегда живут в заброшенных церквях?
Искали лаз в подвал. Много кирпича было обрушено и лаз за ним мы не нашли.

Обошли часть улицы. Набрали яблок. В дома не полезли. Что в них искать?
Это конечно и собственность, но двери- то везде давно взломаны и там наверняка бардак и хлам.

Проши почти километр по деревне и вышли на дорогу, ведущую в поселок . Тут до него было километра три.
И если бы был мост, то можно было обходиться без автобуса, который нас возил кругом до следующего моста.

Не поленились прошли до поселка. Я предложил зайти на базар.

Зашли. Поглазели. Я купил у бабульки черного котенка - кошечку.
Пошли назад. Пекло. Яблоки, кошка вся наша добыча.
Котенка я назвал Кукуся. Она все тыкалась мне за пазуху - боялась смотреть в поле.

Начинался дождь. Сильный ливень мы пережили в кустах.
Пришли к реке и увидели, что на той стороне на песке нас ждет Елизавета.

При виде кошки она засюсюкала - какая прелесть.. Какая прелесть.
Я сказал - простите - в другой раз пойдем я и Вам котенка принесу.
На что Елизавете ответила, что лучше бы жену завел, чем кошку и усмехнулась искристо.

Юра посмотрел на нее насуплено.

А что Юр? - спросила Лиза… Ты вот жену тут заводил - а сбежал от нее?
Я спросил Юру: Где его жена бывшая?
На что он ответил: Вот она Лиза. Не люб я ей. Прогнала.
Лиза засмеялась и сказала неожиданно, что он теперь не один жених в деревне и она будет приставать ко мне.
Юра молчал. Я улыбался. Так и шли.

Отдай Котенка, Саш - смеясь попросила Лизавета… Я за нее тебе невестой стану. Супы варить. За курями ходить.

От такой быстроты шуток Лизы я несколько смутился.

Вот приживется Кукуся и ты в невесты приходи на практику - неумело пошутил я.

Дома котенка кормить было нечем. Я сходил к фермерам и попросил продать молока от козы.
Они обиделись за слова об оплате и всучили мне бидон молока бесплатно.

Так мы зажили с Кукусей.

Я отремонтировал сарай. Почистил старый колодец. За водой теперь ненужно было ходить к ручью.
Кукуся ловила мышей, покушавшихся на комбикорм. Было лето. Было чем заняться.
Елизавета приходила ко мне играть с котенком. Юра приходил ревновать.
Тут же приходил. Как она в дверь - так и он.

Рассказал мне, что сюда приехал за ней. Лиза раньше работала учительницей и библиотекарем.
У нее дочь взрослая живет в поселке с бабушкой.
Юра работал корреспондентом в городской газете. Увлекся.
Лиза все хотела жить на природе в старом родительском доме.
Он уговорил ее жить вместе. Ухаживал день и ночь. Прохода не давал.
Она вроде приняла его ухаживания. Прожили они два меясца.
Как оказалось ее долгой любовью был женатый директор школы и уехала она не к родным корням, а
просто чтобы не видеть своего милого. Потом она начала чаще и чаще выпивать и он с ней.
Поняв, что любви нет и не будет со стороны Лизы, он выкупил старый дом. Облагородил его.
У него есть моторгенератор и мобильный и даже холодильник с телевизором,
но он ими не пользуется. Привык к простой жизни.
С народом здесь он только здоровался до моего новоселья. Простые они и сплетники - а он журналист. Зачем они ему?

Книгу Юра писал. Книгу всей жизни с мыслями издать, прославиться и вернуть Лизу.
Но потом понял, что разлюбил и тревожили его только ее отлучки и внимание к другим мужчинам.
Сказал мне, что ревнует и с ума сходит, а любви нет. Шагов к ней не делает, хотя пить она бросила и живет тихо.
Потом попросил меня помочь и сдвинуть его писательский затык, так как он совсем опустился, пил было, писать лень, огород лень.

Я ответил, что затык можно пробить только переменой мест и острыми эмоциями. Вот я например стану ухаживать за Лизой- сказал я.
А ты ревновать и стихи писать слезливые и роман твой сдвинется. Только ты не пей больше….
Юра поначалу улыбался, а потом сказал, что ревность его не управляемая и что она околдовала его. Не знет как будет.

Я сказал: Поживем - увидим.

Через несколько дней меня пропала кошка. Я долго искал ее. Ходил в лес. Звал.
Вот ведь считанные дни, а уже привязался.
Кошки не было.

К вечеру пришла Елизавета. Принесла кошку. Отдала со словами - не хочет она у меня жить.
 Все в окно смотрит. К тебе просится. Я был премного удивлен таким нахальством.

Лиза! Вы крадете кошек? Как можно.
А я достать тебя хотела. Ты импотент что ли?  Я к тебе и так и эдак, а ты хоть бы хны.

Вызов и задиристость были мне понятны. Типично женский прием, но что то быстро она ко мне потянулась.
С виду никакой. Сомнительный образ жизни. Нет целей. Одиноко ей что ли? Скучно?
Спросил в след: А хотите чаю? Она махнула рукой не оборачиваясь - и пошла дальше.

Стал думать, что делать дальше. Нужно для избавления от скуки и лени дальше работать по дому.
Починил весь забор, поправил сарай и упросил продать, а не дарит еще четыре кур у фермеров.
Постоянные заботы о животных и физическая работа отвлекали меня от тяжелой депрессии в которой я пребывал
последние пол года. Свежий воздух и труд совсем отвлекали меня от тоски и желания пить.

Приходил дед Михаил. Говорили, что хорошо бы нам хоть какой то мост наладить на другую строну.
Зима придет и автобус ходить не будет.

Собрали общее собрание. Сложились кто как смог. Закупили досок. Начали втроем зашивать мост.
Я, Юра и дед Миша. Иногда помогал фермер Женя. Он все время был на хозяйстве и когда мог выбирался.
Через месяц настил моста был готов шириной в четыре доски.

Собрались на посиделки. Дед Миша рассказал, что видел на той стороне в деревне
в заброшенном сарае, покрытый брезентом и заваленный хламом старый газик.

Приехал водитель Павел с автобусом. Попросили его посмотреть машину.
Оказалось козлик был на ходу. Нужно было только заменить масло и залить бензин.
Паша обещал найти новые резиновые прокладки и прочее по ходовой.
Еще через месяц у нас появился собственный транспорт.
Деда Миши связи в ГАИ помогли выправить на машину документы.

Близилась осень. Мы с сельчанами все чаще встречались и стали почти как родственники.
Будучи в поселке я купил кота Елизавете. Рыжего с белым брюхом.
Подарил со словами: Вот будет жених для Кукуси.

Как-то уже к сентябрю к Елизавете приехала ее дочь Вика. Взрослая статная девушка.
Она училась в городе в строительном техникуме.

Девица была разбитная. Глаза черные, как черная черешня. Блестели.
Милое личико. Идеальный овал. Как куколка.
И еще через неделю к нам явился молодой парень. Назвался Виктором.
Приехал якобы писать картины на пленере.
Остановился жить у бабулек во втором доме.

По быстрому знакомству Вики и Виктора мне стало казаться, что они давно знакомы.
Прогулки. Совместные купания. Вика часто сидела у реки, смотря как Виктор пишет пейзажи.
Писал их Виктор откровенно плохо. Я понял, что его цель тут явно не картины, а Вика.

Однако большего сближения между ними не происходило. Девушка держала парня на дистанции.
Никаких поцелуев или прогулок под луной.
Она откровенно смеялась над воздыхателем и использовала его.

Вика и Виктор привели сад Елизаветы в идеальный порядок. Забор починен.
Дом покрашен. Огород перекопан. Витя шел на все лишь бы быть рядом с девушкой дольше.

Быть ли продолжению - время покажет.