Коржавин. последний из великих изгоев

Владимир Калуцкий
В годину торжеств и бедствий народных перед потрясенным миром Россия проносит портреты лучших своих сыновей и дочерей.Бунин, Рахманинов, Шаляпин, Цветаева , Солженицын...Поднявшие русскую культуру на мировой уровень, они были гонимы на Родине и несчастны на чужбине. И мы должны помнить, что русское имя за рубежом уважают. не за коктейль Молотова , автомат Калашникова и матрешку, а как раз вот за эти титанические имена.
Последним из плеяды великих изгоев оставался Наум Коржавин. И если Бунина можно сравнить с Леонардо русской литературы, то Коржавин - её Ватто. Он - художник ныне утраченной силы слова. Это слово ковалось на фронтах, в кровавом горниле ХХ века, и его, наравне с Коржавиным, нам сохранили и передали Виктор Некрасов, Александр Галич, Давид Самойлов, Сергей Гудзенко, Алексей Фатьянов, Константин Симонов, Александр Межиров...
...так нынче уже не напишут. Ушла эпоха, как завершился Ренессанс. Сейчас многие скажут о Коржавине поминальные строки. И я не стану здесь восхищаться стихами поэта. Я делаю это над томиком его стихов. А здесь я скажу, что судьба свела Коржавина и меня под одной книжной обложкой.Это случилось в альманахе "Тарусские страницы ХХI век". Так что я чувствую некое родство с той литературой, что завершилась в день кончины Наума Коржавина.
Светлая память.
...
Наум Коржавин,

От дурачеств, от ума ли
Жили мы с тобой, смеясь,
И любовью не назвали
Кратковременную связь,
Приписав блаженство это
В трудный год после войны
Морю солнечного света
И влиянию весны...
Что ж! Любовь смутна, как осень,
Высока, как небеса...
Ну, а мне б хотелось очень
Жить так просто и писать.
Но не с тем, чтоб сдвинуть горы,
Не вгрызаясь глубоко, -
А как Пушкин про Ижоры -
Безмятежно и легко.

1947