Морской таран

Вячеслав Прытков
                М О Р С К О Й      Т А Р А Н.

С  появлением  в  русском  флоте  нового  вида  военных  кораблей – первых  подводных  лодок  многие  офицеры – надводники  буквально  «заболели»  подплавом. Так  случилось  и  с  Михаилом  Васильевичем  Паруцким. После  окончания  Морского  корпуса, службы  на  миноносцах  вахтенным  начальником  желание  попробовать  себя  на  подводной  лодке  привело  Паруцкого  в  Офицерский  класс  подводного  плавания. Конечно, для  такого  шага  требовались  и  мужество, и  решительность, ведь  освоение  новой  техники  нередко  не  обходилось  без  аварий  и  проишествий, первые  подводные  корабли  были  ещё  несовершенны  и  дорабатывались  в  ходе  испытательных  походов.

Начавшаяся  первая  мировая  война  внесла  свои  коррективы  в  становление  офицеров – подводников, стремившихся  лучше  освоить  свои  новые  корабли, чтобы  поскорее  вступить  на  них  в  бой. Подводная  лодка  «Кит», также, как  и  её  систершипы  - «Нарвал»  и  «Кашалот», построенная  на  Невском  заводе  в  Николаеве, являлась  прототипом  лодки  конструкции  Д. Голланда и  вошла  во  2 – й  черноморский  дивизион  Бригады  подлодок  под  командованием  контр – адмирала  В. Клочковского. Этот  корабль, обладавший  повышенной  мореходностью, и  получил  под  своё  начало  старший  лейтенант  М. Паруцкий.
В  боевую  задачу  подводных  лодок  бригады  вменялось  активное  противодействие  судам  обеспечения  германо – турецкого  флота  в  районе  пролива  Босфор, не  давая  им  возможности  снабжать  главную  базу  противника  углём, нефтью, продовольствием и  оружием. Командиры  подводных  лодок  получили  разрешение  на  уничтожение  даже  парусных  и  мелких  судов.

30  ноября  1915  года  подлодка  «Кит»  шла  в  надводном  положении  вдоль  побережья, в  полукабельтове  от  него. Опершись  на  поручни  ограждения  рубки, старший  лейтенант  М. Паруцкий  внимательно  рассматривал  водное  пространство, не  появится  ли  какой – либо  вражеский  корабль,и  тот  не  заставил  себя  долго  ждать, вскоре  стал  различим  силуэт  колёсного  парохода, тащившего  на  буксире  несколько  турецких  фелюг. Пароход  уже  приблизился  настолько, что  стала  видна  надпись  его  названия  на  корме. «Невзегер»  прочитал  командир  «Кита», а  когда  «турок»  подошёл  на  расстояние  пушечного  выстрела  Паруцкий  прокричал  в  амбушюр  переговорной  трубы: «По  местам  стоять! Корабль  к  бою  изготовить! Артиллерийскому  расчёту  срочно  к  орудию!»
Экипаж  действовал  слаженно  и  чётко. Однако, выстрелов  из  пушки  не  последовало, как  позднее  выяснилось, заклинило  затвор.
Желанная  «добыча»  ускользала, пароход  уходил.
В  сердцах  чертыхаясь, командир  «Кита» решил  догнать  и  протаранить  пароход: «Моторный  отсек! Полный, самый  полный  вперёд! – прозвучала  его  команда.
Под  пронзительный  звук  ревуна  подлодка  настигла  «Невзегер», на  полном  ходу  врезавшись  ему  прямо  в  борт. Удар  был  очень  сильным  и  внезапным, на  пароходе  его  явно  не  ожидали. Наблюдая  с  берега  таранную  атаку  русской  подлодки, враг  открыл  по  ней  беспорядочный  ружейный  огонь.
Пароход  начал  тонуть  и  мог  увлечь  на  дно  и  крепко  застрявшую  в  нём  носом  подлодку. Попытки  вырваться  из  чрева  «Невзегера»  задним  ходом  не  увенчались  успехом. По  приказу  командира  к  носу  лодки  отправились  выяснять  ситуацию  лейтенант  Б. Орлин  и  боцман  О. Зименко. Под  пулями  с  берега  им  удалось  расчистить  носовую  часть  от  обломков  пароходного  корпуса, в  результате  чего  ещё  одно  усилие  оторваться  от  протараненного  парохода  удалось. Лейтенант  Б. Орлин  получил  ранение  в  руку, но  попав  на  попечение  судового  дока  по – прежнему  справлялся  со  своими  обязанностями  на  лодке. С  повреждённой  носовой  частью  и  следами  от  ружейных  выстрелов  на  корпусе  «Кит»  дошёл  до  базы.

Случай, произошедший  с  подлодкой  «Кит»  на  Чёрном  море  стал  действительно  неординарным. Комбриг  представил  командира  М. Паруцкого  к  награждению  орденом  св. Георгия  4 – й  степени, а  лейтенанта  Б. Орлина  и  боцмана  О. Зименко  - георгиевским  оружием.

М. Паруцкому  довелось  служить  и  на  минном  заградителе  «Краб». В  мае  1917  года  он  стал  начальником  1- го  дивизиона  подводных  лодок  бригады. Дослужился  до  капитана  1  ранга. Революцию  не  принял, эмигрировал, умер  во  Франции.

Морской  таран  вражеского  судна  русской  подводной  лодкой  стал  образцом  находчивости  и  героизма  её  экипажа  на  заре  становления  подводного  флота  России.

21  июня  2018  г.                Вячеслав  Прытков.