Шерше ля фам

Андрей Смолюк 3
. Шерше ля фам (рассказ пожилого дисковика)

Мы сидели в курилке нашего вычислительного центра, курили гадкие сигареты сокращая себе жизнь и болтали обо всём, а точнее ни о чём. Рабочий день только что начался, и входить в деловой ритм пока было тяжело, а поэтому без перекура здесь обойтись было невозможно.
И вот в тот момент, когда мы почти кончили сокращать свою жизнь вонючими сигаретами, к нам в курилку зашёл наш начальник лаборатории Владимир Павлович.
-Курите, значит, - сказал он, - а я вот вроде бросил, но что-то сегодня с утра больно покурить хочется.
-У тебя есть сигаретка? – спросил он меня.
-Есть, - ответил я и угостил нашего начальника партией никотина.
-Спасибо, - как-то сумрачно произнёс Владимир Павлович и добавил, причём так же сумрачно, - ах, время, время.
-А чего так грустно? – спросил начальника Семён, наш молодой специалист.
-Да просто понимаете, мужики, - ответил Владимир Павлович, - что-то я сегодня молодость свою вспомнил и грустно мне стало. Лучшие ведь годы, да и потрачены не зря. Изменилось всё уж больно сильно в вычислительной технике за те тридцать с гаком лет, что я тут работаю. Вот сами подумайте, если тридцать пять лет тому назад диски самые современные всего-то ёмкостью в семь с половиной мегабайт обладали и считались вершиной прогресса, то сейчас, когда в дисках счёт на гигабайты идёт, они, эти прежние диски, просто каменным веком отдают. А ведь были они очень сложными, и эксплуатировать их было тяжело. Это сейчас эти винчестеры, разъем воткнул, на положенное место персонального компьютера вставил, и ни тебе забот, и ни тебе проблем. Только иногда тряпочкой от пыли протирай для блезира, вот и всё. А тогда целыми сутками приходилось порой вокруг дискового устройства с осциллографом прыгать, если он вдруг взял да и сломался. А поломки-то иногда такими были, что и смех, и грех, а на починку, как я уже сказал, иногда сутки уходили.
Тут Владимир Павлович затянулся сигареткой, отравив тем самым себе жизнь и добавил:
-Могу, если интересно, случай один рассказать, как однажды диск я два дня чинил, даже ночью.
Поскольку трудовой ритм ещё до конца не вошёл в нас и работой ещё никто не занимался, то мы закачали головами, дескать, давай, Владимир Павлович, расскажи.
-Хорошо, - согласился наш начальник и добавил, - рассказ мой будет, естественно про то, как говорят французы: шершэ ля фам, то есть ищите женщину. Правы иногда бывают эти французы, мать их за ногу.
-Ну, так вот. Сломалось как-то у нас одно дисковое устройство фирмы SBC. С импортной техникой иногда это тоже случалось. Реже, чем скажем с нашей отечественной техникой, но всё же случалось. И вот мы все дисковики, а нас тогда трое в группе-то всего было, сели вокруг этого дискового устройства, притащив осциллограф и стали его чинить. Чинили его чинили, часа два, да так и не починили. Не работает и всё тут тебе. Тут моих коллег куда-то позвали, так что я остался с этим дисковым устройством так сказать тет-а-тет.
Всё устройство я перелазил, везде посмотрел, даже по ячейкам молотком резиновым постучал на случай контактной ошибки, а диск как не работал, так и не работает, хотя всё, согласно показаниям осциллографа в норме. И так я проковырялся день, вечер и даже часть ночи, потому что устройства дисковые надо было чинить быстро, иначе вычислительному центру «плохо» может случиться. Но ошибки, почему диск не работает, так и не нашёл. В результате я на всё чертыхнулся, плюнул и в три часа ночи отправился домой, с надеждой, что завтра, то есть уже сегодня, утром со свежими мозгами, что-нибудь да и придумаю.
Утром я начал с того, что ещё раз внешне осмотрел всё устройство. Естественно ничего не обнаружил. Тогда я подумал:
-Дай-ка я ещё раз осмотрю все контакты разъёмов. Вдруг там где-нибудь, чего-нибудь коротит.
Я притащил настольную лампу, включил её и направил на контакты разъёмов от электронных ячеек. Вначале я ничего не заметил, но это меня не расстроило, и я стал более внимательно смотреть на разъёмные выводы.
И тут смотрю при свете лампы, что-то такое есть в одном месте. Вроде на выводах, что-то висит. Тут я внимательно пригляделся и вижу, что висит на выводах разъёма не что иное, как человеческий волос, причём явно не мужского происхождения. Откуда в дисковом устройстве мог взяться этот волосок, явно не мужского происхождения, было совершенно не понятно. Я взял пинцет и осторожно снял этот волос с выводов разъёма. А волос был точно женский, поскольку длина его была сантиметров тридцать, не меньше. Причём крашенный в чуть рыжеватый цвет.
-М-да, - сказал я сам себе.
И самое интересное, что как только я снял с контактов этот волос, дисковое устройство как-то странно крякнуло и пискнуло, и вдруг включилось само по себе. Причём не только так включилось, а заработало именно так, как и должно было работать.
-М-да, - опять сказал я себе, - не зря же французы говорят: шерше ля фам. Ищите, значит, женщину.
Однако тому, что устройство заработало, я был чрезвычайно рад, а в уме своём отложил, то, что сначала, прежде чем лезть куда-то в дебри, надо просто всё внимательно осмотреть снаружи.
-Так что вот, дорогие мои коллеги, - закончил свой рассказ Владимир Павлович, - такие вот истории с нами иногда происходили и ещё раз вам я скажу: шерше ля фам. По крайней мере, что-то уж точно в этом выражении есть.
Ну, а мы этому рассказу улыбнулись, выкурили ещё по сигаретки, испоганив себе жизнь ещё раз, и разошлись по своим рабочим местам, думая в голове, что ведь и действительно верно это самое шерше ля фам!

12.07.2011 8:27
Смолюк А. Л.