Андерс Цорн. Майя

Алина Алексеева-Маркезин
 Андерс Цорн. Майя .1900 г.Масло на холсте  91,5 ; 53,5 см Национальная галерея, Берлин

            «Майя» - один из лучших женских портретов Цорна. Майя естественна и весела, и в то же время есть в ее облике некое величавое спокойствие. Женщины - повторяющийся мотив во всех работах Андерса Цорна. Он рисовал их в виде купающихся нимф , крестьянок, старушек, обычных людей и утонченных дам.

      Цорн начал писать картину во время своего визита в Стокгольм в 1900 году и закончил ее позже в своей резиденции в Море .  Картина не была заказной работой, а возникла из-за увлечения Цорна женщиной. Как он отмечал в своих автобиографических заметках, его привлекала «та красивая женщина, которая будоражила мои мужские чувства». 

         Девушка позирует художнику охотно и радостно, видя в нем не стороннего наблюдателя, а друга. Майя – это сама жизнь, яркая, активная, веселая.Портрет написан крупной кистью, большими, размашистыми мазками и совсем немногими красками. Все это характерно для творческого метода мастера.
         
            На девушке темно-зеленое вечернее платье без рукавов, на шее и плечах  повязано меховое боа , концы которого доходят до груди. Лицо, слегка наклоненное в сторону.Светлые волосы оставляют лоб свободным и беспорядочно падают набок. За исключением меха, девушка не носит никаких украшений .

     В том, как Цорн пишет этот поворот головы, чуть склоненной к правому плечу, чувствуется влияние импрессионистов. Вернее, вслед за ними художник стремится передать мгновенность состояния души своей героини. Действительно, когда мы смотрим на милое лицо Майи, мы видим не застывшую маску, а живую улыбку губ и глаз и чувствуем: еще минута, другая – и выражение изменится.

     Цорн изобразил 22-летнюю шведку Майю (на самом деле Мария) фон Хейне. Она происходила из дворянской семьи и родилась в Стокгольме в 1877 году. В целом об их жизни мало что известно. В 1902 году она вышла замуж за богатого предпринимателя Кнута Фредрика Юнглёфа-младшего. В результате этого брака родилось двое детей. Майя Юнглёф умерла в 1910 году в возрасте 32 лет

      Различные авторы высоко оценили успешное изображение молодой женщины, а также подчеркнули ее положительную харизму. В 1910 году, оценивая картину, Карл Г. Лорин говорил о типичном «здоровом и счастливом шведе» и подчеркивал естественное поведение женщины.

   Немецкий искусствовед Карл Шеффлер прокомментировал картину « Майя» в 1912 году и похвалил Андерса Цорна как «человека многих возможностей».  В 1980 году Герхард Р. Майер и Герхард Мурза считали портрет «цветущей молодой женщины» «особенно успешным портретом» и высоко оценили качество картины как пример «превосходной портретной живописи» Цорна.

    В 2012 году Сесилия Ленгефельд подчеркнула, что Maйя Цорна излучает « радость жизни»  . Анжелика Везенберг заявила в 2017 году, что портрет  был нарисован в « искрометной живости» и что художник запечатлел «дружелюбный, открытый характер» Майи .
             

       Выдающийся русский критик В. В. Стасов в своей книге об искусстве XIX века отметил большую роль шведского художника не только в национальном, но и в мировом искусстве. По словам Стасова, Цорн писал «всегда только то, что собственными глазами видел… но повсюду… вносил своею великою кистью столько правды жизни, света, поэзии, элегантности, жизненной радости, светлой души, что… бесспорно, является одним из самых блестящих представителей не только шведского, но европейского искусства».