09. Интервью

Виталий Рогоза
*** Каждый может отстирать темные пятна и отбелить свою жизнь. Нужно лишь захотеть. ***


- Можно я закурю? – не дожидаясь ответа женщина поднесла дешевую зажигалку к сигарете. Я заметил, что рука ощутимо дрожала. Скорее всего курит, втихую от мужа. Затянулась, на мой взгляд слишком сильно, глубоко, того и гляди закашляется. Выдохнула так же, полностью освободив легкие, как бывает, когда не можешь отдышаться.
- Так, о чем вы говорили, Виталий? – при этом имя мое проглотила, задыхаясь. Честно говоря, вчерашние девочки-студентки на интервью так не нервничают, как перетрусила моя собеседница.
Мы сидели в ресторане, в неформальной обстановке: не люблю я проводить встречи с топ-менеджерами в своём кабинете. Интервью на нейтральной территории, как мне кажется, дают гораздо более полное представление о кандидате. С сегодняшней моей собеседницей я бы, скорее всего, не стал даже выходить на связь, но заместитель генерального – пожилой японец, недавно вызвал меня к себе и сказал лишь одну фразу: «Витали. Вай ю но хаир корпорэйт бизнэс лидэ? Итс бин тры манс! Прс файнд АСАП энд лэт ми но зэ намбэ оф кандидэтс ин ван виик.
Чтобы не навлечь на себя гнев престарелого азиата, я решил взять сразу всех доступных кандидатов и пообщаться с ними, пускай и для галочки.

Елена Валерьевна Д. заместитель начальника управления корпоративного бизнеса одного из небольших банков, в которых по чесноку – больше денег отмывают, чем коммерцией занимаются. 38 лет. Опыт в должности 2 года, в самом банке – 2,5. (Стремительный взлет или брали сразу с прицелом на позицию?), а вообще непрерывный стаж всего 3 года. Трудовая книжка Елены лишилась девственности в 35 лет. Чем Елена занималась до начала карьеры – загадка. Замужем, 2 детей, младшему 15 лет. Образование – Бауманка, диплом получен около 2х лет назад. Не профильное, конечно. Полезные сведения в резюме на этом заканчиваются, но я для того и назначил встречу в кафе, чтобы почерпнуть дополнительную информацию. Приехала девушка на свежем Лексусе такой модели, что с зарплатой начальника управления нашего банка копить бы ей на него пришлось несколько лет. Одета она при этом была достаточно скромно, и не броско. А оранжевая зажигалка из Дикси совсем уж разрушила целостность образа.
- Елена, расскажите пожалуйста о ваших хобби? – я отпил кофе и поставил чашку на стол, проигнорировав блюдце с салфеткой. На скатерти теперь появится пятно, посмотрим на ее реакцию. Что она отвечала про свои хобби – я не слушал. Мне вполне хватило ее сбивчивого тона, нейтральных невыразительных эмоций и поднятых к потолку глаз. Дама, очевидно, пересказывала заученный текст, и о том, как она обычно проводит время - предпочла умолчать.
- Окей, - я сделал еще 1 глоток кофе, и снова поставил чашку мимо блюдца, да еще и внахлест с первым кофейным кольцом на скатерти. – До зама начальника управления, вы руководили отделом по обслуживанию ВИП клиентов. Насколько тяжело было совмещать обучение в МГТУ и эту работу.
На лице Елены читалось явное недоумение. На мои шалости с чашкой она не реагировала вообще. Я был почти уверен, что сейчас она скажет, что не знает никаких МГТУ, а училась в Бауманском, да еще и на заочном.
- Я вообще на заочном была, так что совмещать получалось, - Лена то теребила зажигалку, то заламывала пальцы, кажется, первичный ступор она преодолеть все же смогла, но отдышаться у нее до сих пор не получалось.
- Давайте, я чуть подробнее расскажу вам о нашем банке, чтобы так сказать, снять напряжение. - я сделал максимально дружелюбное выражение лица. Не люблю играть плохого полицейского или строгого экзаменатора. Тем более что это интервью все больше напоминало мне экзамен, который нерадивая заочница уже не сдала. – Как вы наверняка знаете, мы не очень большая компания. Мы не являемся напрямую дочерней фирмой от японского банка, но тем не менее поддерживаем с ними связь. У нас самостоятельный бюджет, и наша цель – развить бренд в России. Наши партнеры и клиенты в первую очередь – японские компании, которым удобнее работать с банками, обладающими азиатским менталитетом. Трудолюбие и дисциплина – самые важные качества для наших сотрудников. Штат корпоративного управления у нас не большой – суммарно 57 человек. Для наших топ менеджеров помимо стандартного социального пакета мы предоставляем бесплатный фитнес по соседству с офисом, и корпоративные авто – Ниссан Сэнтра. Не бог весь что за машина, если честно, но выбора большого нет. В тендере участвовали так же Фольцваген и Тойота, но немцев нам развернули из-за политики банка, а Тойота выходит значительно дороже. – Лена скривилась, выказывая неудовольствие, но быстро спрятала эмоции и продолжила накручивать локоны на зажигалку. Я давно понял, что она из себя представляет, и уже строил теории, почему же самостоятельно ищет работу.
- Ну, что-то я отвлекся, Елена, позвольте я еще один вопрос вам задам для проформы. По секрету, я этот вопрос очень не люблю. Но наш безумный капитан (я поднял обе брови вверх) очень хочет видеть в своей команде крайне мотивированных людей: расскажите пожалуйста, почему вы хотите работать именно у нас.
Я уже не воспринимал собеседование всерьез, но предполагал, что мой переход в более дружелюбный режим немного ее успокоит. Несмотря на это Лена замялась еще сильнее, не спрашивая закурила еще одну сигарету и тут же выронила из рук зажигалку. Я только сейчас отметил про себя как же меня бесит эта чертова оранжевая дешевка в этом дорогом ресторане, как ее цвет выбивается из общего сумеречно-монохромного пейзажа. Представьте только. Полумрак банкетного зала, мужчина в дорогом костюме, женщина в белой блузке, и между ними – безумная зажигалка кислотно-оранжевого цвета.
- Мне очень нужна эта работа, - Лена вдруг встрепенулась, словно сбрасывая с плеч сон, и заискивающе посмотрела мне в глаза, наверно во второй раз с самого начала встречи. Я даже подумал, что с таким выражением лица обычно в фильмах обреченные хватаются за своих спасителей. – Я не глупая телка, как вы, Виталий, могли подумать, но так вышло, что много лет назад сделала неверный шаг. Выскочила замуж в 18, и отпустила поводья. Спустя почти 17 лет одумалась, поняла, что ничего в своей жизни не решаю, а рыпаться уже поздно. Муж в семье главный, дети все в него, а я ничего из себя не представляю. Он меня нарочно не запирал, не ограничивал, это я сама ножки свесила, и сидела у него на шее. И бедно жили, и ругались много поначалу, но он терпел мое тунеядство, смог подняться и семью потянул. Но ко мне охладел. Вроде бы и живем вместе, а любви уж давно нет с его стороны. Уважает меня, как мать своих детей, не гонит прочь, но не любит. Не ценит. Упросила его помочь с работой, пристроил меня к партнерам своим, даже не сказал, что я жена его. Стыдился. Они как поняли кто я – перевели в тот банк, где я сейчас. А те, видимо, очень хотели мужа моего в клиенты записать, и в качестве взятки меня еще и повысили, да еще и с дипломом помогли. Виталий, я хочу быть личностью, понимаете, чтобы меня ценили за мои дела, а не фамилию. Самостоятельности хочу, достижений. А у него под крылом не могу больше, невыносимо это, понимаете. Хочу новую жизнь начать, разорвать все, скоплю денег и уйду. Но без его влияния мне нужна своя должность, понимаете, настоящая, своим трудом добытая.
Я крепко задумался. Как в кандидате на должность я не сомневался ни секунды с момента открытия ее резюме: шанс попасть к нам у Лены стремится к нулю, ее профайл я покажу боссу только ради отчета, который он стребовал. Но вот как в человеке, я в Лене, кажется, ошибся. Конечно, она привыкла жить в достатке, и не задумываться о проблемах отстирывания пятен кофе с белой скатерти. Своя пятерка в Марьино конечно лучше ипотечной однушки в Реутове, а белоснежный Лексус ЛХ 570 однозначно презентабельное, чем невзрачная Сэнтра. Но я очень крепко зауважал Лену, поняв, что она готова отказаться от столь многого ради того, чтобы обрести себя, и не пытаться быть куклой – игрушкой, про которую уже давно забыли.

Эпилог.
С этими мыслями я уже подходил к дому, и думал о том, как же сложится ее жизнь дальше. Машинально зажал в кулак большой палец правой руки, пытаясь по привычке нащупать несуществующее кольцо на безымянном пальце, как делал наверно раз по сто в день. Открывая дверь подъезда, обернулся на лавочку: почему-то мне каждый день казалось, что она должна ждать меня именно здесь, но, как и всегда – лавочка пустовала.
- Чтож, - сказал я вслух, открывая дверь своей обители. – Будет и у тебя, Виталик, пять комнат, и Лексус будет. А ты, - я бросил взгляд на стоящую в углу у шкафа картонку формата а3, под которой скрывался весьма пикантный постер с изображением моей бывшей, который она почему-то не забрала уходя, - ты может быть и поймешь когда-то, почему я не смог с тобой жить. И скажешь спасибо, что в отличие от Лены – у тебя еще 13 лет форы.

P.S.
- Елена, здравствуйте. Рогоза вас беспокоит, удобно? – я, почти не делая паузы перешел к более живому общению. – Лена, наш генеральный, господин Такахаси готов встретиться с тобой, мы очень нуждаемся в руководителе корпоративного направления, проекты горят. Я не могу помочь тебе большим, и из-за некоторых пробелов в твоем послужном списке – в случае успеха у тебя будет сильно увеличенный испытательный срок. На интервью, пожалуйста, подготовься очень серьезно, не нервничай, не бери лексус, у мистера Такахаси машина примерно в 6 раз дешевле твоей. Лучше используй такси, и ради бога – не кури при нем. А зажигалку свою ядреную вообще выбрось. Удачи!

20180622.