Андерс Цорн. В омнибусе

Алина Алексеева-Маркезин
Андерс Цорн – Омнибус 1892, 126х88 .Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон


         Картина Андерса Цорна «В омнибусе» стала первой его работой, проданной в США. Он привез ее в Чикаго для участия во Всемирной Колумбовой выставке 1893 года, приуроченной к 400-летию «открытия» Америки. Это событие не могла пропустить и одна из наиболее известных коллекционеров искусства того времени, американка Изабелла Стюарт Гарднер.

              По легенде, Изабелла была настолько очарована холстом, что тут же спросила стоящего рядом мужчину, можно ли его купить, и не знаком ли он часом с автором. Этим мужчиной оказался Цорн. Она воскликнула: «Неужели это вы! Что же, я уверена, в скором времени мы можем стать неприятелями… Либо, в противном случае, очень быстро подружимся.
       Вы просто обязаны явиться сегодня к чаю!» Так случайная встреча стала началом многолетней дружбы. А тут же приобретенное судьбоносное полотно до сих пор хранится в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

         Там же можно увидеть портрет основательницы музея кисти самого Цорна. Впервые он предпринял попытку запечатлеть свою высокую покровительницу в феврале 1894 года, во время визита в фамильной бостонской резиденции. Результат не показался успешным ни ей, ни самому художнику. Что немудрено: Изабелла вышла на офорте похожей на печального гнома.

           Он вспоминает: «Сюжет забавлял меня тем, что самые разные люди встречаются друг с другом во время поездки – рабочий, который устал после изнурительного трудового дня, хочет уснуть у плеча своей красивой незнакомой соседки; молодая модистка на переднем плане, на лицо которой падает пятно электрического света с середины бульвара, и которая, как я считаю, типична для трудолюбивого, честного и доброго французского рабочего класса. Я совершил много поездок с Монмартра в омнибусе, прежде чем [представление о будущей картине] прояснилось у меня в голове, а потом и в работе».

            Для создания полотна потребовались не только неоднократные рейсы по маршруту, но и несколько попыток. Это – вторая из них. На первой отсутствует обрезанная краем холста фигура мужчины на переднем плане - облюбованный импрессионистами способ вовлечения зрителя в пространство картины. Третья представляет собой офорт – зеркальное отражение второго сюжета. Сохранились еще два подготовительных этюда маслом, на которых одна и та же героиня выглядывает из окна омнибуса (1, 2).

Кстати, наиболее известная, вторая версия, содержит "пасхальное яйцо" – скрытый автопортрет Цорна: присмотритесь внимательнее к чопорному мужчине с роскошными усами в цилиндре.