Попутная история

Ольга Сквирская Дудукина
Каждый день я сажусь на Красном проспекте в маршрутку № 25 и еду на работу до остановки «Гостиница «Северная».
Обычно стараюсь дождаться свежей машины, чтобы занять место на переднем сидении, рядом с водителем.

...Но в этот день я здорово пожалела о том, что выбрала это место.
К водителю запрыгнул парень лет тридцати пяти и уселся справа от меня, третьим. Из того, что они были с шофером на «ты», и что он не платил за проезд, я заключила, что он тоже водитель маршрутки. Кажется, у них была «набита стрелка» - они не случайно встретились в городе.
- Прикинь, она меня обманула,  - говорит парень справа от меня.
Ничем не примечательная внешность, русая голова, слегка курчавые волосы, чистый выговор. Но что-то в нем не так. Непутевый. Слишком сбивчиво говорит.

- Сказала, давай разведемся, мол, я встала в очередь на жилье, так выгоднее. Я и поверил. Развелись. А она с соседом по даче сошлась. Там они и встречались, на даче. Ухожу, говорит, от тебя к нему! Вот стерва. Пацана жалко.
- А ты? – жестко так, словно допрашивает, интересуется коллега.
Этот крепкий, серьезный, в целом правильный.
- Только попробуй, говорю, убью!  Ну, пришлось стволом пригрозить… А она заявление накатала…
- И правильно сделала, – холодно замечает шофер, глядя на дорогу.
- Так я ж так… Не то чтобы всерьез…  А потом пил неделю. Не помню, где потерял его! А менты пришли: «Не сдашь ствол добровольно – хуже будет!» А как я его сдам, когда я его потерял! – отчаянно рассказывает русый шоферу, совершенно не обращая внимания на меня.
- Ствол я тебе отдам, Толян, так и быть. За четыре куска. Чтобы рассчитался за пару недель, понял? – так же неприязненно и четко говорит шофер.
- Да я сразу отдам с получки! мне бы только от ментов отделаться… - торопливо бормочет Толян.
Шофер на ходу набирает номер на мобильнике:
- Жень, я уже поворачиваю на проспект Дзержинского, выходи на светофоре.
- Кто он? – интересуется Толян.
- Дружок мой. Аптеку сторожит по ночам, наркоманы замучили. Я и дал ему ствол погонять.
В это время маршрутка притормаживает на светофоре напротив аптеки, шофер приспускает стекло. На середине дороги уже ждет парень. Рука за пазухой. Он подходит к машине и в открытое окно протягивает руку. В руке – пистолет. Настоящий. Сижу, ни жива, ни мертва…
Шофер берет ствол, кивает парню, и машина трогается с места в общем транспортном потоке.
- На, – шофер через меня передает оружие Толяну.
- Вот спасибо, выручил! – обрадовано говорил тот.
- А ну-ка дай-ка сюда, – спохватывается водитель.
И пистолет проплывает перед моим носом обратно. Шофер вытряхивает из него все пули в ладонь и ссыпает их в карман:
- Это лишнее. Ты и так много дров наломал, – и снова передает ему пистолет.
Я только и успеваю следить за ним глазами туда-сюда.
- Мне на «Северной», - сообщаю я водителю внезапно севшим голосом.
И на ватных ногах направляюсь подальше от большой дороги…

* * *

В следующий раз на переднее сиденье не рвусь. Еду спиной к водителю в общем салоне.
Мой сосед – в общих чертах интеллигентный мужчина в черном костюме. Костюм изрядно помят, как и лицо пассажира.
Как вдруг кто-то с переднего сиденья радостно опознает моего соседа и тянет ладонь для рукопожатия. Поворачиваю голову – Толян! На том же самом месте, что и в прошлый раз. Как тут и был!
- Слушай, мне бы проконсультироваться у тебя по одному дельцу, – говорит Толян.
- А что такое?
- Да моя тут написала на меня, будто я ей стволом угрожал!
- Ну, это еще доказать надо. Мало ли что написала, – степенно рассуждает человек в мятом костюме. – Свидетелей-то нет?
- Нет! – с готовностью подтверждает Толян.
- Вот то-то и оно. В общем, заходи, покумекаем, – приглашает юрист и на остановке выходит из машины.
- В общем, зайду, спасибо! – бодро кричит ему вслед Толян.

* * *

Через пару месяцев – новая встреча. Маршрутку № 25 ведет Толян самолично.
Сдуру сажусь к нему на переднее сидение.

Тот мрачнее тучи. Машиной управляет с каким-то остервенением и, казалось, собирается на ней покончить с собой - и заодно со всеми пассажирами.
Это какие-то гонки с препятствиями, которые Толян со страшными матами кое-как преодолевает. Вся жизнь на несколько раз пронеслась у меня перед глазами.

Из маршрутки я вываливаюсь с чувством, что чудом осталась жива...

* * *

Зато еще месяца через три, когда я снова попадаю к Толяну на переднее сидение, он шутит, улыбается и даже слегка заигрывает со мной. С лица исчезает прежнее выражение мрачного удовлетворения от того, что сбываются самые черные мысли. Толян явно похорошел и поправился.

Кажется, жизнь налаживается.

* * *

А еще через год как-то в маршрутке я увидела, что у Толяна под боком сидит мальчишка с ранцем.
Толян останавливает машину у киоска, выходит и покупает ему мороженое.
Разговаривая с ребенком, он напускает на себя суровость, и даже мороженое вручает с тем же надутым видом.
Хотя невооруженным глазом видно, что он страшно доволен.

* * *

Лет через пять мы переехали в другой район.
В гипермаркете «Мегас» среди служащих в форме, которые собирают в один угол тележки на колесиках, я увидела знакомый русый затылок.
«Неужели?! - подумала я. - Толян?!. Он что, теперь здесь работает?»

Мужчина поворачивается, и я в шоке: у него спившееся лицо безо всякого выражения…
«Не он!» - подумала я.
- Толян, давай быстрее! – вдруг раздается крик напарника.
И мужик нетвердыми шагами семенит на голос. А я застываю на месте.

«Но мало ли Толянов на свете! Может, все-таки это не он?»

Этого я уже не узнаю…