Из былого!

Хачхарджи Константин
 В личной жизни у меня был период, который позже в своих очерках я определил, как – «марксистский синдром». В 1968 году, когда на шахте меня избрали секретарём партийной организации, у меня появилась уйма свободного времени, и я взялся за перо. Вскоре в местной многотиражке «Знамя Победы» (Шахтёрск) засветились мои первые наброски, которые в последствии вошли в цикл «Этнические этюды», а через какое-то время на страничках  газеты «Социалистический Донбасс» (основана в 1932 году) была размещена моя статья под рубрикой «Человек!». В ней речь шла о Фридрихе Энгельсе, но отнюдь не о философии, что тоже, естественно, не менее заманчиво, а больше о его, чисто, человеческих качествах. И в этом смысле Фридрих был – Гигант. Не стану пересказывать оную статью полностью, много подзабыто, да сейчас это уже и ни к чему. Поэтому очень сжато, чтобы не петь SOLO!

 Один из «возмутителей спокойствия», и закадычный его друг, по имени тоже  Фридрих, но по фамилии - Лесснер, переживший Энгельса на 10 лет, - скончался он в 1910 году, когда ему было ровно 85 лет, - в своих мемуарах, написанных им в 76-летнем возрасте, особо подчёркивал, что (дословно):
 
 «Энгельс по своей внешности очень отличался от Карла Маркса. Энгельс был высок и строен, его движения были быстры и уверенны, его язык - лаконичен и решителен; он держался всегда очень прямо, что придавало ему сходство с военным. Это был очень жизнерадостный человек; каждая его шутка была меткой; всякий, кто с ним общался, должен был тотчас же составить себе впечатление, что перед ним необыкновенно одаренный человек».

 Кроме того, - что лично всегда я ставлю во главу угла, - Энгельс был классным  полиглотом, владел 12 языками, читал на 20, умел писать и говорить на русском, итальянском, португальском, ирландском, испанском, польском, французском и английском языках. Ну, с этим – ладно: и так видно, что у него – семь пядей во лбу….

  Теперь, давайте посмотрим на Фридриха с другой стороны. Но для начала заметим себе вот что. Если человек, с какой стороны ни глянь, мыслит глобально и физически совершенен, то он уже к греху близок, как никто другой. Ну, и как с Женщинами у нашего разлюбезного  Фридриха? Да порядок, как говорится – на все «Меа ахуз»! На сей счёт он не «заикался»! Энгельс любил красивую жизнь: вино, женщин и свободную любовь. Он был членом престижных клубов, карточным игроком и непременным участником забавы английских аристократов – охоты на «лис». Кстати, историки замечают, что сей style life была, вроде, как своеобразной маскировкой, чтобы ни-ни-ни, никто бы не заподозрил в нём того (!), дюже крутого, революционера. Даже Женни (жена Маркса) боялась, чтобы «семейный друг» не развратил бы Маркса до неузнаваемости! У Энгельса была связь и с фабричной девушкой Мери Бёрнс. И даже с Лиззи – младшей её сестрой. 22-летний сибарит Энгельс считал, что брак – это чисто буржуазный загиб, и потому брачных церемоний избегал, предпочитая свободную любовь втроем. Для этой цели даже держал за свой кошт один из домов в Лондоне. Любил устраивать светские приемы и жил жизнью "нормального английского буржуа". И всё же не удалось ему избежать, - как я сказал бы, -«земного тяготения». К примеру, с сестрами Бёрнс была связана вся жизнь Энгельса, и когда в 1863 году умерла Мери, Фридрих был в отчаянии. Его страшно обидело равнодушие Маркса, который вместо того, чтобы выразить своё соболезнование, в очередной раз попросил у него денег. Это чуть было не привело к разрыву их многолетней дружбы. Но Маркс вовремя одумался, извинился и Фридрих его простил. Подкатило времечко, и в конце концов Лиззи утешила Энгельса! В итоге, он даже женился незадолго до ее кончины, смирившись с институтом брака. Словом, как говорят на Руси, - «наш пострел везде поспел». Как видите, умён был сверх меры, потому и - Велик!

P. S.

   Недавно по израильскому русскоязычному радио «Река», которое журчит под ухом с утра и до позднего вечера, выступал со своим каламбуром одессит Роман Карцев. И тут я вспомнил, что и мне пришлось побывать на том «Привозе». А дело было так. Примерно дней через десять после опубликования вышеупомянутой статьи, в летнее время, меня вызвали в Донецкие  партийные апартаменты, где мне в качестве презента, - прямо, за так, - вручили путёвку в Одессу, как в знакомой песенке, - «на недельку до второго…»

-А почему именно в Одессу? – спросил я у второго секретаря обкома.

-Потому что в Одессе  - одни греки и евреи. А ты у нас – грек, да и жена у тебя, насколько нам известно, - еврейка. Так что – всё в точку. Мы уверены, что вам понравится. Да, кстати, туда же едет наша группа на мини-автобусе, на ту же недельку! Так что, лови удачу, друг мой! Успехов вам и счастливой дороги!

                И я там был, и водку пил……