Квасир

Наталья Листикова

        Но самым мудрым существом на свете был не великан Мимир и не вещие норны, которые обладали совсем другим даром, а удивительное существо –  карлик Квасир.  Когда боги поняли, какое зло проникло в мир по их вине, когда они увидели, что прошёл золотой век, и Алчность повсеместно завладела сердцами обитателей всех миров, они задумались.
        Заключив вечный мир, захотели боги и ваны исправить содеянное зло и победить  Алчность Добродетелью. Но как это сделать?
     «Нужно пробудить в сердцах, одержимых жаждой на-живы Мудрость и Доброту, – решили боги.– Мудрые поймут тщетность стяжательства и силу щедрости. Они станут размышлять о справедливости и учить неразумных, а добрые будут помогать слабым».
«Тогда все поймут, что главное в жизни не золото, а мирный труд, любовь друг к другу и весёлые пиры» – добавили добрые и жизнерадостные ваны, которые больше всего на свете ценили свои плодородные поля и цветущие сады.
      «А пробудить стремление к Добродетели должно существо, обладающее всеми достоинствами, которыми обладают и боги, и ваны, и духи», –  сказал мудрый великан Мимир, в то время он ещё был жив и здоров.
      Собрались асы и ваны, призвали и светлых альвов, взяли золотой сосуд, и каждый из них плюнул туда, передавая с каплей слюны свои знания и свои умения, свои представления о законах мира и порядке вещей. Из этой слюны и пчелиного воска вылепили асы маленького человечка с огромной головой. С помощью магических чар оживили его. Созданное таким образом существо назвали Квасиром.
     Карлик, действительно, обладал всеобщей мудростью и всеми знаниями на свете. Казалось, нет ничего, чего бы он ни знал. И прежде, чем отправить  Квасира учить добродетелям людей, асы решили использовать его знания для себя.
Квасира можно было бы назвать первым на свете ученым и изобретателем. С его помощью много чудесных вещей появилось у богов. И самое главное, в чём боги нуждались больше всего – средство для продления жизни и молодости. Ведь асы, хотя и называли себя богами, не были бессмертными. Как все живые существа они нуждались в пище, со временем они старились и, хотя их век был очень долог и мог длиться сотни и тысячи лет, рано или поздно и ему бы пришёл конец.
     Квасир нашёл способ жить вечно. Эликсиром бессмертия стали яблоки, которые назвали молодильными. Плоды под действием чар вырастали в магической корзине, и стоило только взять из неё одно яблоко, как оно рождало себе подобное: на его месте тут же появлялось другое. Корзина с яблоками стала величайшим сокровищем, и её передали на хранение богине Идунн, жене сына Одина Браги.
      Мудрый Квасир, придумал также, как быстро передвигаться по земле и воздуху, не прибегая к превращению в животных и птиц. Оборачиваясь в животных, даже боги теряли в этом обличье свою божественную силу и были особенно уязвимы. А если слишком долго пробыть в зверином облике, можно было и совсем утратить человеческий. По земле уже бродили люди-оборотни, утратившие человеческие души и навсегда оставшиеся животными.
       Так появились у асов крылатые сандалии и соколиное оперение богини Идунн. Они пригодились асам в их будущих странствиях.
       Но вершиной магического искусства стало появление в Асгарде чудесного кабана Сэхремнира. Он был так огромен, что его мясом можно было накормить целое войско. Но не в этом было чудо, а в том, что убитый, сваренный и съеденный кабан, волшебным образом возрождался с каждым рассветом. И обладая таким кабаном, не нужно было заботиться о пропитании. Очень пригодился кабан Сэхремнир для будущего магического войска Одина, которое тот собирал из павших воинов-героев.
      Увидев чудесного кабана, бог грома, могучий Тор с восторгом и досадой воскликнул: «Эх, если бы с моими козликами можно было бы проделывать такие штуки! А то носишься с ними по белу свету и обед перехватить негде!»
     Козликами Тор называл двух могучих козлов, которые были его ездовыми животными и носились, словно ветер, не только по земле, но и по облакам. Что ж, беде Тора помогли, наделив козлов способностью возрождаться, после того, как их мясо используют в пищу.
      «Смотр Тор, – предупредил его мудрый карлик, – освежевав козлов, не повреди кости, нужно все косточки до единой собрать в шкуру, а то может приключиться беда».  Что и случилось много позже, когда однажды Тор во время своих странствий заночевал в доме бедного рыбака. Пожалев хозяев, он накормил их мясом своих «козликов». Но проказливый сын рыбака, лакомясь мясом, расщепил одну из костей, чтобы высосать костный мозг. И бедный «козлик» охромел. Пришлось оставить его поправляться в доме рыбака. А в наказание за проказу взял Тор сына хозяина Тьяльви и его сестру Рёкву себе в услужение. Впрочем, ребятишки об этом ничуть не пожалели.

      Вот так, сотворив для асов много чудес, отправился Квасир на землю, чтобы учить людей добродетелям и всячески просвещать их.
      «Ты должен рассказать людям, как создавалась земля, – напутствовал карлика Один. – Пусть они знают, как трудно строился мир, и как важно не разрушить его. Пусть не забывают чтить богов, создавших их, молиться богам, быть добрыми и справедливыми. Пусть они не завидуют и не делают зла друг другу».
Один задумался. Что-то тяжело было у него на сердце, недобрые предчувствия мучили его.
      «Только не учи их тайным знаниям и творящим песням, чтобы не стали люди сильными, как боги, – предупредил он, – сила – опасная вещь. В зависимости от того, в чьих она руках, сила может принести много бед».
     Ушёл Квасир из Асгарда и спустился на землю. Только видно слишком долго задержался он в небесном городе, сильно изменились люди. Кончилась мирная жизнь во Вселенной, построенной богами. Алчность и жестокость поселилась в сердцах. Квасир долго ходил по селениям Митгарда, взывая к благоразумию людей, но мало было от этого толку. Как сорняк сильнее благородных злаков, так злые помыслы оказались живучей добрых. С одной сумой приходил Квасир к людям, в башмаках, стоптанных в бесконечных странствиях, в ветхом, износившемся плаще. Маленький и смешной стучался он в дома. Но не хотели слушать его люди.
      «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?», –  спрашивали они. – Иди своей дорогой, некогда слушать нам твои сказки! Зачем нам знать, как был создан мир? Нужно уметь жить в нём».
     Смеялись люди над Квасиром, и ушёл мудрый карлик из Митгарда, надеясь найти понимание в других землях.
     Чтож, такое понимание Квасир нашёл в Свартальфхейме. Искусные маленькие мастера, были любознательны и радушно принимали Квасира, особенно, карлик Альвис. Выслушав всё, что поведал ему Квасир, он возомнил себя мудрецом и решил, что настало пора оставить ему свой роскошный подземный дворец и переселиться в Асгард.
      Сородичи посмеивались над ним: слыханное ли дело, чтобы карлик жил вместе с богами. «А как же свет солнца, который обращает нас  в камень?» – спрашивали они.
«Ничего страшного, – отвечал Альвис. – От солнца можно укрываться во дворце».
«Как же ты думаешь выстроить себе дворец в Асгарде? Кто позволит тебе?»
     «Зачем самому строить? – высокомерно отвечал карлик. – Женюсь на одной из асинь и буду жить в её дворце». «Кто же выйдет замуж за такого коротышку, ведь асини высоки и прекрасны?» – развеселились карлики. – Посмотри на себя, черномазого и горбатого».
      «Асини, конечно, прекрасны. Зато они не очень-то умны и больше всего на свете любят драгоценности. Вы ведь знаете, как достала прекрасная Фрейя у братьев Бриссингов своё волшебное ожерелье? –  усмехнулся Альвис. – Я предложу своей невесте лучшие драгоценности в мире!»
    Альвис был так упрям, что, не медля ни одной ночи, отправился в Асгард и даже осмелился посвататься к дочери бога Тора Труд.
«Тор не очень умён, – рассуждал Альвис, – его жена Сив только и мечтает о новых украшениях, Труд молода и ещё совсем глупенькая. Почему бы им не породниться с мудрым карликом? С моим умом и богатством я смогу сделать своего тестя главным среди богов».
      Правда, кончилось это сватовство для бедного Альвиса плачевно.
Карлик явился в Асгард, когда Тора не было дома, и сумел произвести впечатление на простодушную Сив любезным обращением и богатыми подарками. И она, недолго думая, приняла его предложение к ужасу бедной Труд.
     Не дожидаясь утра, Альвис отправился восвояси готовиться к свадьбе, которая должна состояться по возвращению Тора.
        Узнав о сватовстве наглого карлика, Тор пришёл в бешенство и чуть не прибил Сив за такое самоуправство. Но какой из этого прок, если жена уже дала карлику слово! Надо было быстро что-то придумать: не в обычае богов нарушать данное обещание.
Тор, хотя и не считал себя мудрым, был достаточно хитрым. Он приветливо встретил Альвиса и уверил его, что отдаст ему в жены Труд, если карлик докажет, что он самый умный на свете и сумеет ответить на все вопросы.
       И начался бесконечный экзамен, длившийся целую ночь. Проверяя обширные познания будущего зятя, Тор продержал его во дворе до самого рассвета.
       Раздувшись от гордости, Альвис подробно рассказывал Тору о создании мира, обо всех его землях и всех существах, населявших эти земли, а потом перешёл к звездам. Он так увлекся, что не замечал приближения рассвета. И первый луч солнца, осветив  Альвиса, увековечил его в камне.
      Труд ликовала и благодарила отца, избавившего её от ненавистного жениха. И только добросердечная Сив немного жалела его, наверное, потому, что так неразумно согласилась отдать за него дочь.
      «Бедный Альвис, – вздыхала она, глядя на каменного карлика, – а казался таким умным». Но вздыхала Сив с облегчением.
Так и остался каменный карлик стоять во дворе Тора, напоминая всем, что знания ещё на самое главное, что житейская хитрость бывает важнее.
     А мудрый Квасир, невольно ставший причиной гибели Альвиса, всё продолжал свои странствия.
А потом пропал. И долго ещё не знали боги, что случилось с мудрым карликом.