Фотографы семьи князей Юсуповых в Крыму

Александр Одиноков 2
     Фотографы семьи князей Юсуповых -
              Сокорнов Василий Никандрович (1867 - 1946)
   

В прошлой нашей публикации о творческом пути Василия Никандровича Сокорнова – одного из лучших фотографов Крыма, художника, мы вскользь касались деталей его жизни. Сумели показать часть его работ, правда, те, которые принесли ему славу, заставили многих увидеть пейзажи Крыма с новой, более художественной стороны, полюбить природу Южного побережья Крыма, зелёный ландшафт Ялты, Алупки, Симеиза, Кореиза, морские просторы Чёрного моря.
Но в биографии В.К. Сокорнова есть и особенные моменты жизненных переплетений с людьми, которые способствовали раскрытию таланта фотографа, а в некотором смысле и помогли ему стать на ноги, выйти на арену славы.
Известно, что «в 1887 году Сокорнов был принят в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно он работал ретушёром в известной в Петербурге фотографии Пазетти, так как средств на жизнь не хватало…»
Фотография Пазетти, а точнее «фотоателье Пазетти – это фотографическая мастерская-ателье Санкт-Петербургского фотографа Пазетти Александра Ивановича (иногда упоминается как «Пётр Анаклет Альфред Пазетти, вероятно, это рабочий псевдоним). Родился Александр Пазетти, как предполагается, в Санкт-Петербурге, в 1850 году. Выпускник Императорской Академии художеств, которую окончил в 1881 году.
В апреле 1882 году Александр Пазетти совместно со своим сокурсником Соловьёвым Степаном Герасимовичем, открыл фотоателье на Невском проспекте. В июне 1882 года товарищам несказанно повезло – их фотоателье посетила императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III. Государыня оказалась крайне довольна качеством фотосъёмки и впоследствии неоднократно прибегала к фотографическим услугам Александра Пазетти.
В сентябре 1882 года Соловьёв отделился от Пазетти и открыл собственное фотоателье.
Для Пазетти же работа с императрицей оказалась сильнейшей рекламой, на долгие годы прославившей его фотоателье.
За удачные фотопортреты членов императорского семейства Александр Иванович Пазетти неоднократно награждался государственными наградами и премиями.
Кроме августейших особ, у Пазетти очень любили фотографироваться знаменитые писатели, художники, музыканты и иные деятели того времени. Известно, что и семья Юсуповых часто пользовалась услугами фотоателье А.Пазетти». В подтверждении данного факта мы приводим фотографию, на которой запечатлены члены семьи князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстон.
Собственно нас с Вами очень интересен именно последний факт.

Василий Сокорнов, оказавшись в крымской Алупке, настойчиво искал возможность заработка на лечение. Как подчёркивает исследователь З.Г. Ливицкая: «В то время, в магазинах Алупки продавались фотооткрытки зарубежных издательств с видами Крыма, и Сокорнов видел, что снимки можно сделать лучше по качеству, интереснее по композиции. Но нет ни аппарата, ни оборудования… Да и денег нет. Как быть? Решил обратиться к Екатерине Никаноровне Стаховской, у которой снимал жильё.
Полученные в долг деньги потратил на приобретение необходимого.
И вот днём Сокорнов снимает: Алупку, дворец, горы, лес, море. А ночью печатает.
Скоро он подготовил 50 фотопейзажей и отнёс их в тот же писчебумажный магазин-Девичинского. Фотографии понравились, но…
 - Дорого. Не пойдут.
В отчаянии он хватает снимки и стремительно идёт к выходу.
Его неожиданно останавливает голос:
 - Господин Сокорнов! Разрешите посмотреть ваши фото.
Он вспыхнул, готов был ответить резко, но сдержался, протянул фотографии хорошо одетому господину. Тот посмотрел их и сразу заплатил 25 рублей за все. (Это был князь Ф.Ф. Юсупов старший, граф Сумароков-Эльстон, владелец Кореиза и других крымских имений).
Девичинский, увидев это, тут же заказал 100 фотографий. На следующий день 100 фотопейзажей Алупки и окрестностей были выставлены в магазине. А вечером Девичинский постучал к Сокорнову: «Печатайте ещё 300 штук. Ни одной не осталось!»
Так князь Феликс Феликсович Юсупов-старший посодействовал успеху Василия Сокорнова в первый раз.

И, надо полагать, это, в какой-то мере, способствовало тому, что позднее, в 1912 году, Феликс Феликсович Юсупов-старший, любивший создавать фотографические альбомы своих богато обставленных, с любовью обустроенных владений, привлёк Василия Никандровича Сокорнова к созданию подобного альбома по своим особо именитым, известным крымским имениям – Кореизскому и Коккозскому. 

По мнению Л.А. Кашук: "К началу XX века юсуповское имение Кореиз, по сравнению с 1867 годом, когда оно было приобретено Ф.Н. Сумароковым-Эльстоном, вестма расширилось.
В 1907 году к имению были присоединены дачи Горяевых и винодельца Морозова, который владел остатками имения княгини А.С. Голицыной. К этому времени имение Юсуповых с севера граничило с Севастопольским шоссе, с востока - с имением Дюльбер великого князя Петра Николаевича, с запада - с имением богатого сибирского промышленника Токмакова.
За Токмаковым в Мисхоре раскинулось имение Долгоруких.
Рядом , в Гаспре, располагались имение графини Е.П. Клейнмихель, внучки знаменитого русского историка Карамзина; а также имение графини С.В. Паниной, в собственности которой, в конце концов, оказались знаменитая "Александрия" князя А.Н. Голицына.

Имея поместья в разных концах Российской империи и среди них подлинные шедевры зодчества - "Архангельское" под Москвой или "Павильон Юсуповых" в Царском Селе, князь Ф.Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1856 - 1928), генерал-майор свиты его Величества, оставался верен семейному имению в Кореизе, где был похоронен его старший брат Сергей и где продолжала ещё довольно долго жить горячо почитаемая воспитательница его отца Екатерина Тизенгаузен.
После её кончины дом, в котором она жила, так и будут продолжать называть "виллой Тизенгаузен".
Юсупов-старший поставит на веранде бюст Екатерины Фёдоровны и не разрешит передвигать его, даже когда дом подвергнется ремонту.
"Розовый дом" княгини Мещерской, который впоследствии превратится в Юсуповский дворец, на протяжении времени подвергнется ряду трансформаций.
Если большинство проектов южнобережных дворцов будут создаваться по единому архитектурному плану, то Юсуповский дворец формировался в несколько этапов.
Первоначальные объёмы дворца не уничтожались полностью при перестройках, а лишь органично присоединялись в несколько трансформированном виде к новым. В результате дворец получил совершенно индивидуальное "асимметричное", композиционное решение.
В конечном счёте, дворец состоит из четырёх основных объёмов, связанных между собой различными переходами.
Все эти объёмы, различные по массе, форме, высоте, объединённые вместе, создают неповторимый облик Юсуповского дворца.
Необходимо отметить, что "асимметричность" становится характерным принципом для всех особняков Юсуповых в Крыму. Но, если в Коккозском охотничьем дворце или в особняке в Сосновой роще, это были заранее продуманные архитектурные проекты архитектора Краснова, то в Юсуповском дворце в Кореизе Н.П. Краснову приходилось органично вписывать старые объёмы в новые композиционные решения.
Таким образом, благодаря бесконечным "приращиваниям" получился весьма своеобразный дворец.
                ***

В начале 1880 года объём бывшего "Розового дома" Мещерских усложнится за счёт трёхъярусной башни, которая придаст всему сооружению вид средневековой крепости.
В 1890 году удалось приобрести соседнюю дачу Морозовых - всё, что осталось от когда-то обширного и доходного имения А.С. Голицыной, пущенного по ветру баронессой Беркгейм (ей перешли 90 десятин земли) и всеми последующими наследниками.
Осенью 1907 года Юсупов пригласил архитектора Н.П. Краснова произвести полную реконструкцию кореизской дачи "Розовый дом" и включить её в ансамбль нового дворца, который также был заказан Краснову.

Николай Петрович Краснов (1864 - 1939) родился в крестьянской семье. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
После окончания училища Краснов уезжает в Крым и поселяется в Ялте.
Через некоторое время городские власти назначают Краснова городским архитектором. На молодого архитектора легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты, как общероссийского города-курорта.
В этот период он построил ряд общественных зданий: женскую гимназию (1898), павильон и церковь при мужской гимназии (1894 - 1898), здание Крымско-Кавказского горного клуба, торговые ряды Стахеева, католический костёл.
Выполнял он и частные заказы. И здесь имя ему сделал первый заказ - имение Дюльбер великого князя Петра Николаевича, построенное архитектором за 1895 - 1897 годы.
Далее частные заказы сыпались как из рога изобилия. Краснов одно за другим проектирует строительство имений для членов императорской семьи и знатных аристократов: "Харакс" - для великого князя Георгия Михайловича, "Ай-Тодор" - для великого князя Александра Михайловича, "Чаир" - для великого князя Николая Николаевича., Кореизский дворец - для князей Юсуповых.
В 1909 году Главное управление уделов императорской семьи заказало провинциальному архитектору генеральную реконструкцию всех дворцовых строений и строительство нового дворца в царском имении Ливадия.
В октябре 1911 года за возведение Ливадийского дворца Н.П. Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора и награждён орденом Св. Владимира 4-й степени, а в 1913 году был избран Петербургской Академией художеств академиком и утверждён в чине надворного советника.
В Крыму Краснов был автором свыше 60-ти значительных построек, большая часть которых - дворцы, виллы, особняки.
                ***
 Помимо реконструкции в старом здании Кореизского особняка предпо¬лагалось также включить в его ансамбль новый дворец и хозяйственный флигель.
Краснов в целом удачно выбрал «неороманский» стиль построки, позволивший сделать различие между старой и новой частями дворца несущественной и почти незаметной. По замыслу Краснова «Розовый дом» должен был быть превращён в виллу-дворец, ориентированный по внешнему облику на итальянскую светскую архитектуру ХII-ХV веков.
В ноябре 1907 г. Николай Петрович Краснов представляет смету «на пристройку столовой, балкона и переделку в существующем доме Его Сиятельства князя Ф.Ф. Юсупова». Отдельную смету будут составлять устройство «террасы, лестниц и постановка бордюров около здания», а также возведение плоской крыши - террасы над столовой.
Основные строительные работы осуществлялись с декабря 1907 по ноябрь 1910 г. О начале работ можно узнать, в частности, из письма Н.П. Краснова княгине З.Н. Юсуповой (январь 1908 г.): «Со дня Вашего отъезда из Кореиза, после уборки мебели, посуды и проч., приступили к окончанию работ, которые были временно приостановлены ко времени Вашего пребывания в Кореизе и также и таких новых, как-то лестница арки, балкона».
Как показывают эскизы фасадов, сохранившиеся в фондах Алупкинского музея-заповедника, «Розовый дом» предполагалось расширить и украсить за счет нарядной обработки фасадов, дополнительных к ним балконов, лоджий и наращивания к башне ещё одного объема столового корпуса в трёх уровнях рельефа.
 В начале весны 1908 г. началась ломка старых частей кухни и выемка земли под фундамент нового корпуса. Полным ходом пошло возведение стен, изготовление карнизов, наличников, полуколонн для оконных перемычек и одиннадцати колонн из «гаспровского» камня, предназначенных в лоджии.
Одновременно перед южным фасадом проектировалась многоступенчатая, состоявшая из нескольких террас лестница, которая поднималась к дворцу от моря, создавая красивую перспективу.
Все каменные работы осуществлялись силами опытного подрядчика Ивана Дмитриевича Боровкова. Его отец и дед строили многие дворцы Южнобережья, в том числе в Ореанде и в Алупке. Внезапно всё остановилось из-за трагических событий, разыгравшихся в семье Юсуповых.
22 июня 1908 года погиб на дуэли их старший сын Николай.
После его погребения у церкви родового поместья «Архангельское» Зинаиду Николаевну, находившуюся в тяжелом нервном расстройстве, привозят в Кореиз.
Некоторое время при ней находится великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве.
После их отъезда осенью того же года строительство возобновляется и идёт ускоренными темпами.
Архитектурно-художественное оформление построек осуществлялось при содействии известных фирм.
С 1909 г. для кореизского имения выполняли заказы фабрики «Бронзы и церковная утварь «Бр. Е.Л. и Ф.Вишневских» (Москва), а в 1913 г. облицовочная плитка поставлялась фирмой «Кось и Дюрр» (Москва).
В Ялтинской мастерской Августа Шиллинга заказывается мебель. Каменцер изготовляет зеркала и зеркальные стекла. Известная фирма Гельдвейна-Ваулина поставляет облицовочную плитку.
И вот уже Зинаида Николаевна сооб¬щает, что 20 сентября 1909 г. они обедают в новой столовой и прибавляет: «Освещение там прямо фееричное! Удивительно красиво!». Речь идёт о зале, чьё оформление сохранилось почти полностью и действительно про¬изводит впечатление на всех, кто его видит. Всё построено на сочетании прямоугольного объёма и трёх больших полусферических арок. В одну из них вписан массивный камин, две другие служат обрамлением двери и единственного окна на западной несущей стене. Это окно, сплошь застеклённое, было предназначено служить подобно ренессансной раме для неповторимого по своей красоте вида скалы Ай-Петри.
В лучах заходящего солнца или при свете луны эта естественная картина приобретает романтический оттенок. Один из первых исследователей Крыма Евгений Марков, познакомившийся с ней в 1866 г., дал восторженное описание Ай-Петри в районе Алупки. Его же с полным основанием можно отнести и к окрестностям Кореиза: «Ай-Петри придает Алупке всю её характерность и красоту. Ай-Петри - далеко не самая высокая гора Крыма, но она, кажется, Бог знает какою громадною, потому что стоит вся перед вами. Это гора-замок, волшебный, заоблачный замок. С разрушенными башнями, с отвесными обрывами стен, с зубцами, обглоданными временем, - замок, достойный байроновского Манфреда.
Не знаю, есть ли гора в Крыму живописней Ай-Петри. Она вовсе не так близка, как кажется вам из Алупки. Вы можете догадаться об этом по тонко-синему тону её красок. Она, кажется близкою потому, что стоит над всем и за всем, что вы отсюда видите, загораживая небо. Почти нависая над головою вашею. Весь пейзаж Алупки (и Кореиза. - Л.К.) - в сущности Ай-Петри и море».
                ***

Не менее замечательные виды и точки их обозрения были продуманы со стороны южного фасада. Там из окон и с веранд открывается захватывающий дух вид: панорама моря, неба, дальних и ближних окрестностей дворца.
Большая часть убранства изготавливалась в стиле модерн: белые эмалевые панели с полочками для фарфоровой и бронзовой пластики, удобные венские стулья, угловые диванчики, обитые кретоном и ситцем. Исключение составлял кабинет владельца со старинным французским гобеленом на стене, резными массивными письменным столом, шкафом, курильными креслами. В доме было много работ современных русских художников, среди которых почётное место занимал портрет Феликса Феликсовича Юсупова-старшего на коне кисти знаменитого русского художника Валентина Серова.
Основные работы в Кореизе были завершены к осени 1910 г., хотя вплоть до начала 1915 г. под руководством Краснова в имении продолжали возводить некоторые постройки.
С 1903 по 1915 г. Кореиз обретает черты богатого благоустроенного поместья. Ремонтируются и перестраиваются хозяйственные постройки, винподвал, оранжереи. Перестраивается также купленная в 1907 г. дача Горяевых и бывшая дача крупного промышленника Т.С. Морозова, которую Юсуповы купили у его наследников.
По предположениям известного исследователя Крыма А.Л. Бертье-Делагарда, именно дача Т.С. Морозова в Кореизе и была прежде особняком княгини А.С. Голицыной, построенным ею в 1820-х гг.
После смерти Голицыной по завещанию особняк перешел к Жюльетте Беркгейм. А затем, уже во второй половине XIX века, оказался собственностью Т.С. Морозова, который в 1889 г. умер в своём кореизском особняке, стоя на коленях во время молитвы.
Для перестройки Морозовской дачи Н.П. Краснов придумал новый проект и очень им загорелся. «Мечтает он, - сообщала в письме к сыну Зинаида Николаевна, - сделать что-нибудь вроде татаро-итальянского empira!!! с зеленоватой черепичной крышей и зелеными ставнями...
Он уже разбил сад кругом со спуском прямо от балкона и вместе с тем впечатление всей дачи остается то же, что и теперь, но гораздо красивее».
Хотя от этого проекта остались разве что террасы парка, и дом не переделывался, но саму идею Краснову всё же удалось воплотить.
В Мисхоре, у моря, по этому проекту он выстроил в 1916 г. для молодых супругов Юсуповых изумительную виллу «Сосновая роща» в стиле модерн, к сожалению, разобранную в 1970 г.
Среди художественных пристрастий Феликса Феликсовича-старшего все отмечали особенную любовь к скульптуре.
«Парк был ими перенаселён, - рассказывал Юсупов-младший. - Нимфы, наяды и богини показывались из-за всех кустов и боскетов: все было наполнено мифологией. На берегу моря отец велел выстроить павильон с бассейном, где поддерживалась температура воды, позволяющая купаться в любое время года.
Бронзовые группы, изображавшие сцены из татарских легенд, стояли на берегу, а Минерва, поставленная на дебаркадере, напоминала статую Свободы, вздымающую факел у входа в порт Нью-Йорка. Была даже Наяда на камне. Если её уносило штормом, она тотчас заменялась».
Эту «Наяду», больше известную как «Русалка», действительно много раз смывало. Последний раз её заменили подобной фигурой в 1983 году.
На мисхорском побережье и в настоящее время выделяются очень по¬пулярные скульптурные группы — бронзовая «Русалка», поднимающаяся из моря с ребенком на руках, и сооруженный на набережной фонтан «Девушка Арзы и разбойник Али-баба». Эти скульптурные группы были созданы в начале XX века по проекту известного эстонского скульптора, академика Петербургской Академии художеств А.Г. Адамсона, автора памятника затопленным кораблям в Севастополе.
Этот же скульптор сделал фонтан перед главным входом, в центре которого стояла бронзовая фигура девушки.
А на парковой лестнице находятся гермы Сатира и Нимфы, как будто имеющие сходство с портретами Юсуповых. Вход во дворец со всех сторон стерегут мраморные и терракотовые львы, привезённые из Венеции.
Терракотовые львы были созданы итальянским скульптором А. Мориджи, а мраморные львы выполнены мастерами по картине В. Карпаччо -«Лев Св. Марка».
Пожалуй, нигде на Южном берегу Крыма не было скульптур, связанных с татарским фольклором.
Поместив их в своём парке, Феликс Феликсович-старший вспоминал не только татарские легенды, связанные с Мисхором, но как бы и напоминал о татарских корнях своей жены Зинаиды Николаевны Юсуповой.

В пору своего расцвета кореизский парк имел один из лучших розариев на Южном берегу.
Зинаида Николаевна рассылала розы всем знакомым. А на праздник цветов она послала около 2000 роз, о чём княгиня не преминула сообщить Феликсу: «Все уехали в Ялту на праздник цветов, устроенный Императрицей на молу перед штандартом! Я послала сегодня более 1000 роз и 25 корзинок на царский стол, а сама освободилась от личного участия в этом празднике! Папа повёз ещё 4 корзины, полные розами. Теперь они цветут вовсю, а погода опять свежая. Удивительная весна!».
В парке было устроено множество водопадов, каскадов, водоемов с зеркальными поверхностями, в которых отражались статуи и пре¬красные растения. В большом бассейне плавали золотые рыбки, в нём разводили разные сорта водяных ли¬лий.
Одно из описаний парка со¬хранилось в записках офицера В.М. Догадина, который в 1916 году находился на излечении в санатории, организованном Феликсом Юсуповым в одной из дач на территории Кореиза: «Их имение под названием «Кореиз» представляло собою обширный парк, простирав¬шийся от деревни того же названия, расположенный от верхней дороги вниз по склону к самому морю и засаженный всевозможными тропическими растениями. Здесь были и пальмы, и кипарисы, и лавр, и другие виды южной экзотики, создавшие декорации необычайной красоты. Воздух был насыщен ароматом местной сосны, которая сво¬им извилистым узловатым стволом нисколько не походила на своих удивительно прямоствольных родичей севера. По парку во всех направлениях извивались широкие дорожки и аллеи, усыпанные мелким гравием, привозимым из района Коктебеля. Среди парка, на открытой площадке с видом на море стоял прекрасный дворец Юсуповых, сооруженный архитектором Красновым, о котором говорили, что он хотя и не имел высшего специального образования, но был талантлив и быстро вошёл в моду. Им были возведены многие выдающиеся здания в Ялте, и в том числе дворец Николая II в Ливадии. В парке, невдалеке от дворца Юсуповых, один из их управляющих самочинно построил для своего проживания прекрасный дом в два этажа. За это своеволие управляющий был уволен, а в построенном им доме организован наш санаторий».
Уже за рубежом, подсчитывая убытки, принесенные революцией, Юсуповы оценят усадьбу в Кореизе общей площадью в 22 га в сумму 1 милли¬он 500 тысяч рублей.