Ритмы дней - 2017 год

Тамара Квитко
Тамара Квитко

Изд-во: Геликон Плюс
ISBN: 978-5-00098-102-3
Переплёт: твердый
Страниц: 196
Формат: 84*108/32
Год: 2017

Предисловие к книге "Ритмы дней"


 Тамара Квитко — петербургский поэт — в своей новой
книге стихов озвучивает ритмы последних десятилетий
двадцатого и первых десятилетий двадцать первого века.
Поэт стремится запечатлеть в слове мгновения быстроте-
кущего времени жизни. Стихи, зарождающиеся из самой
жизни, вырастают до высот небесных и земных смыслов,
их глубинной сути.

Кот — намывает на порог гостей,
пеку блины, варю куриный суп
и слушаю программу новостей,
крутясь в цепях хозяйских пут.
Блин допекла и вышла в интернет,
чай с мёдом пью и на экран смотрю,
узнала про себя: я — интроверт —
поэтому — тоскую и грущу.
Так жизнь простая, как река течёт…
Он не звонил и пусть — ему виднее.
Возлёг на книгу Карла Маркса кот,
а по прогнозу — завтра потеплеет.

Отсюда — такое внимание к Слову, к его преображению
в Поэзию через описание самого процесса творения. Это
и «Поэт и лира», и венок сонетов «Поэт и Слово»: «Слова
же — кружатся, как в колеснице спица». Какой удивитель-
ный образ, передающий суть жанра — Венка. Извлекая из
своего поэтического кода образы, звуки, ритмы русской
поэзии, Тамара Квитко о любимом Петербурге пишет то
величественно, как Пушкин (Град Петра — дух Петра):
Игла Адмиралтейства, отражая луч последний,
игривым зайчиком скользила по зрачкам;
то, как Бродский, обращается к мелким деталям, подроб-
ностям, рисуя иную, бытовую сторону медали современ-
ного города Петра: «мальчишка играл с пластмассовым
скелетом», «в колодце дома громыхал скандал». Своей
первой поэтической любви — Ахматовой поэт посвящает
стихотворение:

Луч солнца глянул из окна...
Позолотил бокал вина,
И линией прямой светился,
Потом чрез воду преломился,
Ручьем, играючи, упал,
У тени подчеркнул овал…
Но вдруг луч сузился,
Вот тоньше…
Короче…
И... совсем пропал.
Возможно знак он тайный дал?
И сразу строки зазвучали:
«Молюсь оконному лучу…»
О, Анна! Анна!.. Я — молчу.

Конечно, это молчание нарушается по-пастернаковски
яркой метафоричностью:

Воздух застыл леденцом,
Снег захрустел огурцом,
Звуки округло немея,
Тают во рту леденцом.

Звуки, сливаясь в голоса, то тихие, то резкие, то плав-
ные, выявляют глубинные сердечные тайны поэта, мучи-
тельные размышления о смысле бытия, назначении че-
ловека в этом мире, переплетаются с шелестом осенних
листьев, каплями дождя, хрустом яблок, морозами, ветра-
ми, говоря о даре поэта находить свои ритмы, интонации
течения жизни среди «берегов светлой любви».

Лидия Соловей,
поэт, доктор искусствоведения.