Бросок через Устюрт

Александр Квиток
отрывок из повести "Закаспийские сезоны".


На плато Устюрт от Кунграда «лайба» поднялась легко, по улучшенной, местами с асфальтом, грунтовой дороге. Бензином заправились под завязку, да ещё пару канистр взяли про запас. Воды набрали четыре полных фляги по 40 литров каждая.

Основная дорога пошла на северо-запад, севернее обширного солончака Барса-Кельмес, сближаясь с железной дорогой, а геологи взяли курс на юго-запад, с тем, чтобы обогнуть коварный солончак с юга. И далее двигаться в субширотном направлении, по самому короткому пути.

Судя по накатанным следам, ездоков через Устюрт было много. Местами даже колея намечалась после прохождения колонны тяжёлых машин. Работа нефтяников.

Сильный попутный ветер с востока облегчал машине движение вперёд, но порой, при замедлении хода, мощный шлейф пыли догонял «лайбу» и накрывал геологов, а потому мчаться быстро – в этом была насущная необходимость.

По прямой линии пересечь Устюрт расстояние составляло 450 км, а со всеми вилюшками и объездами неровностей рельефа путь укладывался в 550 км, не меньше.

Самой большой ожидаемой неприятностью в пути могла быть серьёзная поломка вездехода. Но о таком варианте геологи старались не думать. Ехали быстро, весело, беззаботно, словно по парку культурного отдыха. Спокойствие внушал бывалый водитель за рулём, надёжная техника, запас воды и продуктов, и опытный кормчий в кабине, с картой и компасом. Да ещё езда с ветерком – всё это вместе располагало экипаж машины к спокойной уверенности в благополучном исходе путешествия.

Где-то посередине Устюрта, когда остановились на обед, к геологам подъехал на мотоцикле молодой казах и спросил: не видели ... там, откуда ехали, трёх верблюдов. Получив отрицательный ответ, казах поблагодарил и потарахтел ровно в ту сторону, где геологи не видали трёх верблюдов. Наверное, решил удостовериться.

Без приключений у геологов не бывает. Устюрт – просторное плато, и теснота здесь вроде бы неуместна, но…Проехали немного и опять встреча: на этот раз, не останавливаясь разминулись с большим грузовиком. Разошлись с ним по правилам правостороннего движения, но как-то недружелюбно.

Голубой бортовой ЗИЛ шёл навстречу, поднимая за собой тучу пыли (колёса у него широченные, да ещё два ведущих задних моста - итого 10 скатов!), и в эту тучу «лайбе» предстояло нырнуть – изменившийся ветер тянул пыль как раз на путь геологической машины. Командор рассчитал правильно и заранее дал команду водителю разминуться с ЗИЛом по правилом левостороннего движения. Как в Англии и в Японии. Коша взял влево и прибавил скорость, чтобы пересечь курс грузовика и разойтись правыми бортами.

Не вышло.

Водитель грузовика не захотел глотать чужую пыль и тоже прибавил газу, и взял правее, благо, что ровный степной ландшафт позволял свободу маневра. Машины опасно сблизились, и Коша всё-таки решил отвернуть, убедившись, что грузовик не уступит, и «лайба» нырнула в самый эпицентр пыльного облака. От чего бежали – к тому и прибежали.

Бодун успел захлопнуть переднее окно, но пыли в кубрик набилось изрядно. Дышать стало трудно. Машина остановилась. Вышли, отдышались, посетовали на агрессивного водителя грузовика, успокоились…Ветер унёс пыль в пустыню. Только вдали за грузовиком стелился палевый шлейф.

Сделали небольшую приборку: вытряхнули мягкие вещи, протёрли пыль, вымыли передние стёкла кабины и фургона. На чистоту ушло два ведра воды и пятнадцать минут времени.

К вечеру, по длинной и пологой балке, севернее знаменитого колодца Кукусем, который есть даже на дореволюционных картах, спустились во впадину Карынжарык, пересекли её на северном фланге, и уже в сумерках, среди пологих холмов, стали на ночёвку в виду селения Старый Узень. Так и планировали.

Отдадим должное Гоше Семёркину – командор пробега хорошо ориентировался на местности: первое пересечение Устюрта прошло безупречно.

До Нового Узеня осталось 30 км, а там уже пошёл асфальт, но на ночную езду геологи не решились: шофёр устал, да и кормчий тоже изрядно вымотался. Только Бодун чувствовал себя бодрым и…голодным. Всем надо было подкрепиться и отдохнуть.

Неспешно приготовили ужин – банальные макароны с тушёнкой и помидорами, попили чаю, покурили..
.
Не сдержался Александр и с удовольствием, искренне пожал руку Семёркину:
    – Игорь Иванович, позвольте…пожать вашу руку…Через Устюрт мы проехали классно!

А Коша добавил:
    - Командир дело своё знает...

Семёркин смущался и отмахивался, и всё валил на топокарту: дескать, с такой хорошей картой и дурак не заблудится…

Утром спокойно собрались, позавтракали…Коша измерил уровень масла, проверил тормоза и рулевое управление, что-то смазал, что-то подтянул, куда-то долил. После 600-километрового перегона через плато «лайба» заслуживала достойного ухода.

Через час приехали в Новый Узень (ныне город называется Жанаозен), заправились…Дальше катились легко и весело – хорошее настроение чувствовалось даже в ровном рёве мотора. В три часа заехали на базу партии, выгрузили Семёркина. С цветами и оркестром путешественников никто не встречал, но их приезду все были рады. Вернулись – хорошо. Целевое задание выполнили – молодцы. Дыню начальству в подарок привезли – да вам вообще цены нет!

Нормальная рабочая обстановка.

Потом Коша отвёз Бодуна в Шевченко, на городскую квартиру, а сам вернулся на базу.

Туркестанский вояж благополучно завершился.

Заканчивался сентябрь 1978 года...