Обережная кукла

Ольга Сквирская Дудукина
Я проснулась ночью оттого, что мне прямо в лицо светила полная луна.
Саши рядом не было - муж накануне уехал в тайгу за орехами. Кот и кошка спали в ногах, свернувшись в один теплый клубочек. Пес ворочался в сенях.
И тут раздался громкий стук... Я  подскочила, кошки бросились врассыпную. Примерно так стучат в стену разгневанные соседи, когда после одиннадцати часов играешь на пианино. Только все дело в том, что у нас нет соседей - двухэтажный дом стоит особняком, обнесенный забором... Неужели кто-то залез во двор?..
Первая мысль, которая посетила меня, - входная дверь-то не заперта! Мы только ворота закрываем, надеясь на то, что при наличии такой большой собаки этого достаточно.
Прямо в пижаме я кубарем скатилась по лестнице на первый этаж и трясущимися руками достала ключ из сумки. Ворвавшись в сени и переступив через лежащего Флешку, я лихорадочно замкнула дверь на замок и перевела дух.
- Ты почему не лаял? - отругала я пса. - Защитник, тоже мне!
Я поочередно выглянула во все окна на все четыре стороны, даже на балкон вышла, невзирая на осенний холод. Во всем частном секторе царили пустота и безмолвие. Никого.
"Почему пес молчал? На Флеша это не похоже..." -  размышляла я, снова забившись под одеяло.
И вообще - куда стучали? Не в дверь, не в окно... Кажется, звук шел на уровне второго этажа... Тогда вообще непонятно... А кошки почему подорвались? Значит, они тоже слышали? Таинственная история...
Вот именно - таинственная!
"Зайчик!.." - догадалась я.

                ***

...Как я попала на презентацию так называемой "обережной куклы", не пойму. Вообще-то я пришла на изостудию. Я уже было разложила кисти, выдавила из тюбиков краски на палитру, установила мольберт, как вдруг в помещение вошла эта дама.
Она была нарядная - аж глазам больно, оперно-фольклорная, вся такая славянская. В одежде преобладали кроваво-красные оттенки, везде, где можно, позвякивали серебряные ожерелья с каменьями, серьги, пришитые монетки.
- Ого, вас хочется нарисовать! - восхитился наш художник, затем представил нам колоритную соседку.
Та сразу же пригласила нас на беседу, посвященную "обережной кукле". Заинтригованные, художницы решили сходить посмотреть. И я за компанию.
- Мы на минутку, Виктор Кузьмич! - предупредив преподавателя, все поднялись из подвала на первый этаж.

Куклы, которых демонстрировала славянская дама, были тряпичные, нарочито примитивные, безликие.
- Кукла на Руси существовала не для детской игры, как это себе представляют, - объяснила она. - Каждая кукла играла в жизни свою роль. Например, вот Зерновушка! - и она поставила на стол плотно набитый мешочек зерна в виде толстенькой женской фигурки в платке. - Всю зиму это зерно стояло в доме и пропитывалось энергией семьи, а по весне его высевали на поле. У этой куклы обычно просили достатка. Наши предки заботились о том, чтобы жить именно "в достатке" - от слова "достаточно", в том смысле, что не стремились к излишкам. Иностранцы даже удивлялись, что славяне постоянно что-то празднуют - в году было аж сто сорок восемь праздников: когда же они работают? А тем вполне хватало того, что вырастет!
И эта кукла тоже для плодородия, - красавица поставила рядом толстенькую фигурку с двумя круглыми большими грудями, каждая почти с кукольную голову. Кстати, эта голова была замотана красным платком, - так одевались замужние женщины.
- Плодородие наши предки понимали очень сексуально. Например, когда мужики в поле сеяли пшеницу, они снимали штаны, представляете!

Мы сидели, раскрыв рты. С исторической точки зрения - невероятно занимательно. Мастерица тем временем достала стройную куколку в вышитом сарафане с толстой косой из пакли. Коса была длиннее самой куклы.

- Коса - это не просто девичья прическа. "Коса" и "космос" происходят от одного корня. Коса связано с космосом. Через женские волосы проходит энергия, сила. Не зря женские волосы называли космы, а мужские - лохмы. Девица получала силу из космоса только на одну себя, а будучи замужем - на себя и  на детей. Поэтому прямо на свадьбе косу расплетали и заплетали две косы. Вот такую куклу специально делали, чтобы девица замуж вышла. И эта пара красных петухов на переднике не случайна, а символична - видите, головки повернуты друг к другу - все говорит о том, что девица хочет выйти замуж, поэтому и носит передник с такой вышивкой.
- И что, оно работает? - засмеялись мы.
- Если бы не работало, то не продержалось столько веков, - пожала полными плечами красная женщина.
(Я вдруг поняла, на кого она похожа - на Солоху! Энергичная, улыбчивая, белозубая чаровница зрелого возраста).
- Похоже на магию, - заметила я.
- Магия - от слова могет, а ведьма - от слова ведает, - парировала она. - Ничего плохого! Наши предки были куда умнее нас. Это мы подрастеряли знания о том, как жить. Но ничего, все возвращается на круги своя, - и Солоха достала очередную куклу.
- А вот и Сонница-Бессонница! - куколка оказалась полностью тряпичной, мягкой. - Такой давали деткам перед сном поиграть, приговаривая: "Сонница-Бессонница, с моим деткой поиграй и отдай!". Ребенок поиграет с куклой - и уснет.
- А когда дочка замуж выходила в чужой дом, ей давали куклу с собой. Если ее там обижали, то она потихоньку жаловалась свой кукле. Когда мать ее навещала на новом месте, то не спрашивала, как ей живется, а просто просила: "Покажи куклу!" Если кукла истрепанная, значит, та часто ей плакалась, а если новенькая, нетронутая, то все нормально.
И вообще - жаловаться было не принято, скандалить тоже. Покой в доме охраняла Хозяйка, - и Солоха достала небольшую куклу в красной юбке. - Если мужу захотелось пирогов, а жена что-то ленится стряпать, он подходит к Хозяйке и говорит ей во всеуслышание: Что же это, Хозяюшка, жена пирогов мне не печет? Уж так хочется! А жена все слышит... Или жене захотелось новый сарафан, а муж жмотничает. Тогда она тоже громко говорит кукле: Что-то давно муженек мне ничего нового не покупал! Ты уж разберись, Хозяюшка! И тот на ус мотает. И вроде бы друг с другом не ругаются, и имеют возможность все высказать, и Хозяйку стараются не прогневить!
- Как мудро! - восхитились мы.

- Раньше сор из избы не выносили - его сжигали в печи целиком, ведь не было ни пластика, ни стеклотары. А если ссоры, склоки или зависть шли от гостей, то доставали вот что, - и Солоха продемонстрировала соломенную куклу с плоским веником вместо юбки. - Надо пройтись по дому и из углов "вымести" весь энергетический "сор", - и она сделала по воздуху несколько "выметающих" движений.

- Есть и такие куклы, - и Солоха достала небольшую куклу, изготовленную из деревянной чурки: тряпичная юбочка была словно надета на твердый стержень, по форме и по размеру напоминающий фаллос.
- Ну да, так и есть: это мужчина, - и Солоха задрала кукле юбочку и обхватила рукой чурку. - Девочкам так и объясняли: это мужчина, он в тебя входит, - и никакой пошлости!
- А почему почти у всех кукол какая-нибудь деталь одежды да обязательно красная? - заинтересовалась я. (Дело в том, что я только что зачем-то купила в метро трусики красного цвета, сама себе удивившись).
- Все очень просто: красный цвет защищает. В деревнях от дурного глаза на окнах до сих пор ставят красную герань, а лошадям прикрепляют красный помпон, - из этих же соображений. Видели?
- Ну да, каждой из нас знакомо желание купить красные трусы, - вдруг сказала Лида, - словно подслушала мои мысли. Мистика какая-то...
- Но красные трусы-то не видно - это же не помпон, - возразила я. - Как они могут защитить!
- А как же вибрация цвета? Это же энергетики, физика, - ответила умная Солоха с высшим образованием.
Да-а-а... Ну и дела...
- А вот, наконец, и Зайчик! - Солоха представила крохотную тряпичную куколку. - Видите, он помещается в кулачок, только ушки торчат. Надо вышептать ему все свои беды, и он обязательно в жизни наведет порядок!
- Неужели? - засмеялись мы. - Такой всемогущий?
- А то! Проверено. Зайчик помогает во всем. Он всегда должен быть под рукой. Его только надо иногда покормить. Кстати, это самая простая кукла, и мы сейчас с вами сделаем по "зайчику"!
Мы обрадовались: что плохого - иметь такого карманного волшебника! Достал, пошептал - и снял проблему!


В комнату зашел Виктор Кузьмич - узнать, куда это мы запропастились.
- Сказали, на минутку!
Вся группа увлеченно мастерила кукол из синего ситца в мелкий цветочек.
- Виктор Кузьмич, мы тут зайчиков делаем!... - все наперебой восторженно затараторили.
- Если бы мне полчаса назад сказали, что я буду заниматься такой ерундой, я бы не поверила, - произнесла Лида.
- Да-а-а, - недовольно прокомментировал ситуацию художник и вышел.
Еще бы, пришла ведьма со взглядом конокрада и увела к себе всю группу!

Пока мастерили "зайчиков", болтали о том, о сем. А домовые есть? Ну конечно! С ними надо жить мирно, прикармливать, чтобы не рассердились, - а то как начнут вещи ломать! И мы, взрослые тетки, под низкий бархатный голос Солохи все глубже погружались в сказочную атмосферу детства, когда так легко было верить в небылицы и чудеса.
Вроде бы несложное это дело - скатать лоскуточек валиком, закрепить ниточками крест-накрест в нужном месте, но без помощи Солохи мы бы не справились. Да и то наши "зайчики" вышли кривые, косые - не то что у нее. Но чтоб "пожаловаться" ему - вполне достаточно.

А дальше все развивалась в рамках обычного сетевого маркетинга: один урок в группе стоит столько-то (между прочим, недешево), объявила Солоха, приведешь товарища - получишь скидку, пройдешь курс - сможешь сам учить делать кукол.
- Я хочу! - вызвалась Лида. - Эх, наставлю дома по всем углам! надарю всем подругам по кукле!

               ***

Я шла по улице с Зайчиком в кармане.До чего же все это интересно!
Как здорово, что у меня появился шанс покончить со всеми проблемами: только вытащи Зайчика, пошепчи ему на ушко - и все наладится! Так легко и просто...
Но что-то мешало мне всерьез общаться с Зайчиком. Я же каждое воскресенье хожу в церковь с той же целью - поменять свою жизнь к лучшему. После этого "шептаться" с какой-то лоскутной куколкой - как-то уж очень дешево... Иисус ведь посильнее будет всяких языческих "зайчиков", не так ли?
Вот только проблемы из жизни не уходят... Вернее, уходят, но не сразу, не сиюминутно. Бывало, уже забудешь, о чем попросила Иисуса, пока что-то сдвинется с места... А надо-то сразу!
Может, все-таки Зайчика попросить? А пусть будут оба - и Иисус, и Зайчик! Но что-то подсказывало мне, что так не выйдет.
Опять же с этим Домовым... Обычно только кошки наши замечали некое незримое присутствие: сидят, бывало, и глазами водят по потолку, синхронно так. Видимо, наблюдают за какой-то "объективной реальностью". А мы - никогда, ничего такого.
В общем, уже по дороге домой меня охватили сомнения, а к вечеру я и вовсе перестала думать об этой загадочной встрече...
Но ночью...

                ***

..."Вот тебе и привет от Домового! - сообразила я, лежа в холодном поту. - С этим своим Зайчиком напустила в дом всякую нечисть..."
Ну ничего: в следующий раз из церкви принесу святой водички, освящу свое жилище, зажгу свечку из Иерусалима и пройду по всему дому... Надо же что-то делать. Вон на столе статуя Богородицы стоит - это посильнее будет "обережной куклы".
Выкинуть Зайчика? А вот не буду: зря я, что ли, его старалась, катала? И не боюсь я его: это всего лишь кукла. Хотя святой водичкой его надо бы пробрызгать...

Так я поняла две вещи: все, что связано с язычеством, работает. Но не на тебя... И лучше держаться от этого подальше. А с житейскими проблемами мы с Иисусом как-нибудь сами разберемся.

Новосибирск, 2009