Мартовские иды

Юрий Агеев
1. Цезарь - Цицерону

 Рим затаился, скрыв обиды,
 и лесть утихла, как ни странно.
 Мечта в сады Семирамиды
 ушла, оттачивая планы.

 Свободно жить. Жена спокойна.
 Сын задаёт уже вопросы.
 Простил врагов и недостойных.
 Что вы замыслили, философ?

 Вчера, читая Геродота,
 я вспомнил вас и вашу клику.
 Как там Помпея, кто же сотый
 её любовник? Он ей к лику?

 2. Цицерон - Цезарю

 Письмо получено, мой цезарь,
 или мой фюрер - как хотите.
 Меня смущают антитезы:
 "Свободный дух" и "власть в зените".

 Своею дружескою дланью
 вы придавили непокорных.
 Лесть - это весточка восстанья.
 Мысль о восстаньи у придворных,

 у ваших вышколенных теней?..
 Смешно. Напрасны страхи эти.
 Раздайте неимущим денег
 и хлеба - он надёжней плети.

 С Помпеей я почти не вижусь.
 Любовник - незнакомец некий.
 Пишите чаще, не обижусь
 на резкость, ибо в человеке

 всё интересно. Цицерон.

 3. Предчуствие

 Окна распахнуты в вечность.
 В вечном городе ночь.
 Цезарь постиг быстротечность,
 теперь ему не помочь.

 Отослана Клеопатра,
 в опалу попал Цицерон.
 Никто не знает, что завтра
 ждёт диктаторский трон.

 В знаменья уже не верят,
 над ними смеялся Брут:
 "В жизни нет места мере,
 а прорицатели врут.

 Брось предаваться грусти,
 мы ведь ещё в живых!.."
 "Бог беды не допустит", -
 кто-то сказал из своих.

 Встретился прорицатель
 утром в тени колонн:
 "Бойся друзей в Сенате -
 месяц дурных времён!"

 Странное время года
 в душу вливает грусть:
 "Раньше была свобода,
 нынче уснуть боюсь".


 4. Молитва Цезаря

 Все странствия
 и все бои
 в прошедшем -
 за грехи мои.

 И жизнь,
 отпущенную в путь,
 не воскресить
 и не вернуть.

 Я думал: слава -
 это всё,
 что нам за труд
 судьба несёт.

 Но уплывут
 за Стикс друзья,
 никто не вспомнит -
 жил ли я.

 Жена и сын
 пройдут, как сон,
 по зыбкой
 лестнице времён...

 Я знаю:
 что-то здесь не так!
 Нe бeзднa ждёт мeня,
 нe мрaк,

 а что-то стрaшноe
 из бeд,
 что извeдёт мeня
 нa нeт.

 Тaм, зa чeртой
 живёт ли Бог,
 или душa -
 брeд лживых строк?

 Мнe сон - нe сон
 и ночь - нe ночь.
 Гдe друг, что смог бы
 жить помочь?


 5. Послe

 Убили чeловeкa. Тишинa.
 Убили, a зaчeм? Кому-то лeгчe?
 Всё тaк жe бeспощaдны врeмeнa.
 Трaгично счaстьe. Одиноки рeчи.

 Пeсок в чaсaх струится, тaeт квaрц.
 И нeт чaсов, a врeмя по пустыням
 рaссeяно. Жизнь - битвa, a нe фaрс,
 и тяжко рaвнодушиe к святыням.

 1986