Плата за мудрость

Наталья Листикова
Плата за мудрость

       Воспользовался  Один передышкой, передал власть сыну своему Тору, а сам отправился в Утгард, туда, где бил из-под корней Иггдрасиля источник мудрости.
Один надеялся, что там, у источника, получит, наконец, совет, как прекратить эту бессмысленную войну.
    Источник мудрости сторожил великан Мимир. Никого не подпускал он к источнику, даже Одина остановил, не посмотрел, что отец богов пришёл к нему. Не указ ему Один, всего лишь один из племянников.
     Смиренно склонился перед ним Один, приветствовал старого родственника, брата своей матери Бестлы.
     «Дай мне напиться мудрости из твоего источника, Мимир, –  сказал он, –  я жажду мудрости, чтобы предотвратить великие несчастья, которые грядут!»
     «Мудрость не дается даром, – ответил Мимир своему племяннику. – За нее я возьму большую цену.
      «Не для себя прошу я мудрости, Мимир! Знай, свершилось предсказание норн, начался отсчёт времени. Мне надо узнать, как отодвинуть приход конца миров.
     «Всё это так, – ответил Мимир, – но всё равно, ты должен заплатить за мудрость, иначе, что это будет за мудрость? Что легко дается, то не приносит удачи».
     Один задумался. «Я готов отдать за один глоток всё золото из моего дворца», – сказал он.
     «Нет, – покачал головой Мимир, – Ты добудешь ещё много золота, это не цена. Мудрость надо заслужить, За неё надо пострадать. Ты готов к этому?»
    «Что же, отдать тебе часть себя? Ведь всего дороже себе ты сам? –  насмешливо сказал Один.
    «Это будет только справедливо. Ведь тогда и мудрость станет частью тебя».
    Один задумался: «Отдать свою руку или ногу я не могу, какой воин из калеки… Глаз? – он твердо посмотрел  на Мимира. – Я отдаю тебе свой глаз. И одним я вижу достаточно хорошо».
     Мимир улыбнулся: «Ты заключил хорошую сделку, племянник. Ты не прогадаешь».
     Не задумываясь, Один вырвал из глазницы глаз и бросил его в источник.
    Он не видел, как забурлил он, как засветилась в нём вода, и сияние медленно опустилось на его дно.
    От острой боли всё помутилось в голове у Одина. Закачалась под ногами земля. А когда сознание прояснилось, словно новый глаз открылся у него, магический глаз внутреннего зрения.
    И увидел Один все девять миров.
    Увидел сады ванов и уродливые замки великанов, подземные кузницы карликов и владенья огненного великана Сурта.
    А ещё открылось ему глубоко в недрах неведомое до сих пор подземное обиталище мёртвых, в котором появились первые жители.
     Содрогнулся Один и перевёл свой взгляд вверх.
И увидел в Железном Лесу злобных троллей, великаншу Ангрбоду и её чудовищных детей. И понял Один, откуда исходит главная угроза Мирозданью.
     Очнулся Один от своих видений. Просветился его ум. Созрела решимость. Но сейчас нужно было положить конец бессмысленной войне. Нужно собирать все силы для борьбы с новым врагом.
   Один поклонился Мимиру: «Спасибо тебе. Теперь я знаю, что пора любой ценой заключить вечный мир с ванами. Поднимают голову наши общие враги. Готов ли ты, дядя, пойти заложником к ванам? Очень не хватает их правителям разумного советника.
     Задумался вещий Мимир. Он знал, чем грозит ему согласие отправиться к ванам, легкомысленным, вспыльчивым и поэтому непредсказуемым.
   «Что ж, –  сказал он. – Вряд ли кто будет им полезнее меня. Я готов пойти с тобой, племянник».

   Вещее сердце не обмануло Мимира. Асы и ваны заключили мир. И чтобы он был нерушим, обменялись заложниками. В Асгард пришли покровитель морей Ньёрд и его дети, юные Фрейя и Фрейр.
   Фрейя – богиня любви, она прекраснейшая из богинь. Но Фрейя – могучая колдунья. Ходили слухи, что это она создала магический образ Гулльвейг и послала его в Асгард. А ещё у неё есть волшебное ожерелье Брисингамен, дающее  власть надо всем, что плодоносит. Ожерелье подарили ей карлики за её красоту.
   Её брат Фрейр – бог лета . От их присутствия всё расцвело в Асгарде, который стал ещё прекрасней.
     А к ванам отправились мудрый Мимир и рассудительный Хёнир. Они должны были сдерживать ванов от легкомысленных поступков. Такой обмен со временем показался ванам слишком не равным. Они не умели ценить мудрость и уравновешенность. Хёнир казался им слишком тихим и медлительным. А Мимир раздражал своими постоянными советами.
   Ваны были вспыльчивы и высокомерны, они жили одним днем и  не любили поучений.
   «Раз мы так богаты, значит, не нуждаемся в советах», – считали ваны. Они всегда бурно спорили с Мимиром и однажды в пылу спора  нечаянно убили мудрого великана.
   Чуть было не вспыхнула новая война. Но на этот раз Один не допустил распри. Он знал, что у асов и ванов есть общий враг. Впереди их ждут жестокие схватки с могучими турсами.
   Один простил ванам убийство родственника, посчитав его невольным. Он тайно принес в Асгард голову мудрого великана и с помощью магических чар оживил её. И часто беседовал с ней о настоящем и будущем, всегда и во всем советовался с мудрецом, продолжившим свою жизнь таким удивительным образом.