Символ малой родины - скульптура Мать и дитя

Татьяна Дорофеева-Миро
Символ малой родины -  скульптура "Мать и дитя" в Комсомольском парке п.Урмары Чувашской республики.



Родина – это то место, где ты родился и живешь. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с душевной теплотой.
Малая родина – это наш поселок, улицы в нем, наш собственный дом. Малая Родина – это друзья, близкие люди, соседи, многочисленные родственники. Но раньше  всех – это – мама.
С мамы  начинается каждый из нас, с нее начинается Родина. Это имеет большое значение в жизни каждого человека и занимает особый уголок в  сердце. Ведь мать и родину не выбирают, и заменить их невозможно. Испокон веков  чуваши  отображали  свою жизнь в разных ритуалах, праздниках  и  даже в своей жизни, используя разные символы.
На пути познания смысла этих символов рождается   много открытий.

 Издревле у чувашей считалось, что  основная цель создания семьи -  рождение и воспитание  детей. Жившие в гармонии с природой, чуваши знали, что и птицы выводят птенцов, и пчелы живут семьями. Трудовой народ хотел, чтобы  в семье было много детей. Рожали помногу детей. В  народных сказках и песнях рассказывалось  о многодетных семьях.
Поэтому, памятник матери  с ребенком, расположенный  напротив входа   в Комсомольский   парк п.Урмары  мог стать  одним  из символов  малой Родины.

Белый цвет символизирует   чистоту и совершенство,  воздух,  прозрение, непорочность, невинность.
 Поэтому, фигура матери с ребенком, установлена на постамент белого цвета.
  Белый цвета также  означает самоотдачу, истину, святость, спасение, священство, духовную власть.  Весь этот смысл белого цвета  можно  отнести   к материнству.
 Именно поэтому этот постамент достаточно возвышается  над землей, над суетой.

На постаменте – женщина, держащая  на плече ребенка, как  символ желания  любой матери уберечь свое дитя от всего страшного и темного, желание поднять повыше от всего непристойного и того, что может навредить ребенку. Также  это может быть  знаком первостепенного смысла материнства: ребенок -  важнее и превыше всего. Это понимали наши предки, это понимаем сегодня мы.  И в то же время, ребенку на плече дальше виден мир, все его четыре стороны. Не зря в старину  во время обряда наречения  имени  чуваши бросали кусочки хлеба в четыре угла дома, с пожеланиями  увидеть все четыре стороны света.
Сама женщина –  как  первоначало всего живого, первичная полнота, содержащая все духовные  принципы.  Символ кормилицы и защитницы, бесконечной любви.

Первый объект любви ребенка  -  мать. Это также и его первый идеал, сохраняемый впоследствии как бессознательный принцип всех представлений о счастье, истине» красоте и совершенстве.
Мать  -  как образ естества и любви.
Хранительница ключей плодовитости и врат рождения, смерти и воскресения.

Духовно она -  дева, дающая жизнь сыну - Свету; мать всей мудрости, умения владеть собой и освобождения через просветление и трансформацию. «Она та, кто управляет из тьмы» и как мудрость способствует трансформации человека от самого элементарного к самому высшему уровню.

Материнская социальная модель - матриархальное общество - характеризуется, особым подчеркиванием кровного родства, преданностью земле. Земле, на которой родился. Чуваши с древних времен   жили большими семьями. Продолжение рода  было важно: нужны были рабочие руки.  Почитая законы природы, они трудились на земле,  которая их взрастила.


С древнейших времен  все люди планеты почитали солнце.  Не исключение и  чуваши.
У чуваш солнце( и даже три) присутствует на гербе республики. Древние чуваши  -оседлый земледельческий народ. Ранние формы  религиозных представлений показывают, что  они  поклонялись солнцу.  Изображения солнца использовались, а у некоторых  до сих пор используются  в вышивке (на одежде), в резных ставнях окон,  на воротах и т.д.


Солнце – как колесо жизни, вечная и могущественная  сила, источник неиссякаемой энергии, благодать и надежда на лучшее будущее. Не зря на многих обрядовых праздниках  чуваши использовали этот символ. Вот, на празднике «Акатуй-2018» в сюите был использован  символ солнца:  на длинном шесте была закреплена  тухья, от которой   во  все стороны расходились цветные ленты. Девушки в  национальных платьях привели в движение ленты: как карусель, поплыли   по ходу солнца.  Это значит, у  чуваши, как и у многих  народов мира,  солнце  особо почитаемо.
Солнце над головой статуи матери и ребенка - знак того, что жизнь  продолжается, что она течет по законам солнца, природы, в гармонии с космосом. Солнце над головой  фигур матери и ребенка – символ связи, единения материнского начала и ребенка - как продолжения жизни. Солнце  – знак равновесия, естественности течения времени, непрерывности бытия и вечной жизни. Это  - оберег, чтобы защититься от любых негативных воздействий. Это – оберег  приобретения  богатства, счастья, хорошего потомства, сохранения здоровья.
Так один  из символов поселка Урмары становится символом района, и даже может стать символом республики и  страны, потому что  все мы рождены матерью, и все родом- из детства.
Именно рядом с памятником  осознается и  ощущается  сопричастность к историко-культурному наследию своей малой родины.  Глядя на скульптуру матери с ребенком  понимаешь, как нелегкая история  чувашского народа,  условия и  обстоятельства их жизни формировали историю поселка Урмары и в том числе,- его символов.


Фотография памятника использована в оформлении обложки книги "Колыбельночка":