Символ малой родины - скульптура "Мать и дитя" в Комсомольском парке п.Урмары Чувашской республики.
Родина – это то место, где ты родился и живешь. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с душевной теплотой.
Малая родина – это наш поселок, улицы в нем, наш собственный дом. Малая Родина – это друзья, близкие люди, соседи, многочисленные родственники. Но раньше всех – это – мама.
С мамы начинается каждый из нас, с нее начинается Родина. Это имеет большое значение в жизни каждого человека и занимает особый уголок в сердце. Ведь мать и родину не выбирают, и заменить их невозможно. Испокон веков чуваши отображали свою жизнь в разных ритуалах, праздниках и даже в своей жизни, используя разные символы.
На пути познания смысла этих символов рождается много открытий.
Издревле у чувашей считалось, что основная цель создания семьи - рождение и воспитание детей. Жившие в гармонии с природой, чуваши знали, что и птицы выводят птенцов, и пчелы живут семьями. Трудовой народ хотел, чтобы в семье было много детей. Рожали помногу детей. В народных сказках и песнях рассказывалось о многодетных семьях.
Поэтому, памятник матери с ребенком, расположенный напротив входа в Комсомольский парк п.Урмары мог стать одним из символов малой Родины.
Белый цвет символизирует чистоту и совершенство, воздух, прозрение, непорочность, невинность.
Поэтому, фигура матери с ребенком, установлена на постамент белого цвета.
Белый цвета также означает самоотдачу, истину, святость, спасение, священство, духовную власть. Весь этот смысл белого цвета можно отнести к материнству.
Именно поэтому этот постамент достаточно возвышается над землей, над суетой.
На постаменте – женщина, держащая на плече ребенка, как символ желания любой матери уберечь свое дитя от всего страшного и темного, желание поднять повыше от всего непристойного и того, что может навредить ребенку. Также это может быть знаком первостепенного смысла материнства: ребенок - важнее и превыше всего. Это понимали наши предки, это понимаем сегодня мы. И в то же время, ребенку на плече дальше виден мир, все его четыре стороны. Не зря в старину во время обряда наречения имени чуваши бросали кусочки хлеба в четыре угла дома, с пожеланиями увидеть все четыре стороны света.
Сама женщина – как первоначало всего живого, первичная полнота, содержащая все духовные принципы. Символ кормилицы и защитницы, бесконечной любви.
Первый объект любви ребенка - мать. Это также и его первый идеал, сохраняемый впоследствии как бессознательный принцип всех представлений о счастье, истине» красоте и совершенстве.
Мать - как образ естества и любви.
Хранительница ключей плодовитости и врат рождения, смерти и воскресения.
Духовно она - дева, дающая жизнь сыну - Свету; мать всей мудрости, умения владеть собой и освобождения через просветление и трансформацию. «Она та, кто управляет из тьмы» и как мудрость способствует трансформации человека от самого элементарного к самому высшему уровню.
Материнская социальная модель - матриархальное общество - характеризуется, особым подчеркиванием кровного родства, преданностью земле. Земле, на которой родился. Чуваши с древних времен жили большими семьями. Продолжение рода было важно: нужны были рабочие руки. Почитая законы природы, они трудились на земле, которая их взрастила.
С древнейших времен все люди планеты почитали солнце. Не исключение и чуваши.
У чуваш солнце( и даже три) присутствует на гербе республики. Древние чуваши -оседлый земледельческий народ. Ранние формы религиозных представлений показывают, что они поклонялись солнцу. Изображения солнца использовались, а у некоторых до сих пор используются в вышивке (на одежде), в резных ставнях окон, на воротах и т.д.
Солнце – как колесо жизни, вечная и могущественная сила, источник неиссякаемой энергии, благодать и надежда на лучшее будущее. Не зря на многих обрядовых праздниках чуваши использовали этот символ. Вот, на празднике «Акатуй-2018» в сюите был использован символ солнца: на длинном шесте была закреплена тухья, от которой во все стороны расходились цветные ленты. Девушки в национальных платьях привели в движение ленты: как карусель, поплыли по ходу солнца. Это значит, у чуваши, как и у многих народов мира, солнце особо почитаемо.
Солнце над головой статуи матери и ребенка - знак того, что жизнь продолжается, что она течет по законам солнца, природы, в гармонии с космосом. Солнце над головой фигур матери и ребенка – символ связи, единения материнского начала и ребенка - как продолжения жизни. Солнце – знак равновесия, естественности течения времени, непрерывности бытия и вечной жизни. Это - оберег, чтобы защититься от любых негативных воздействий. Это – оберег приобретения богатства, счастья, хорошего потомства, сохранения здоровья.
Так один из символов поселка Урмары становится символом района, и даже может стать символом республики и страны, потому что все мы рождены матерью, и все родом- из детства.
Именно рядом с памятником осознается и ощущается сопричастность к историко-культурному наследию своей малой родины. Глядя на скульптуру матери с ребенком понимаешь, как нелегкая история чувашского народа, условия и обстоятельства их жизни формировали историю поселка Урмары и в том числе,- его символов.
Фотография памятника использована в оформлении обложки книги "Колыбельночка":