95. Партизанские края Сибири

Валерий Горелик
Известный афоризм: "Чем дальше в лес, тем толще партизаны" трудно применить к таежным районам России, где в лесных дебрях совсем непросто прожить на грибах, ягодах и кедровых орехах без хлеба и соли.

Между тем, сибирские партизаны при скудных харчах во многом предопределили быстрый исход войны на Восточном фронте. В течение 1918 года оставшиеся на нелегальном положении сторонники Советской власти готовились к продолжению борьбы. Сибирские крестьяне кое-как терпели оккупационный режим, прикрытый полуэсеровскими правительствами.

Приход адмирала А.В.Колчака оттолкнул от белых властей даже сравнительно умеренных сторонников Учредительного собрания. В селах же колчаковский режим отозвался мобилизациями и конфискациями, превратившими значительную часть жителей Сибири в ярых противников "правителя омского".

Уже 12 ноября 1918 года губернский комиссар Енисейской губернии докладывал о повстанческом движении в Минусинском уезде. В короткий срок численность минусинских партизан выросла до 5 тысяч. Большевики не торопили события, чтобы тщательно подготовить восстания, но сибирские мужики не хотели ждать.

7 января 1919 года взбунтовались крестьяне села Мазанова Амурской области, пострадавшие от насилий японских солдат. Выступление было поддержано съездом 24 сел, призвавшим к восстанию. В короткий срок местный японский гарнизон был разбит. Оккупационное командование бросило против повстанцев подкрепления, которые сожгли десятки домов в селах Сохатино и Мазаново.

Крестьяне бежали в тайгу. В Красном Яре 19 января прошел съезд, высказавшийся за восстание. На съезде сформировали штаб во главе с Ф.Н.Мухиным. Был создан небольшой отряд, выступивший в рейд по Амурской области, поднимая восстания и привлекая сторонников. В короткий срок небольшая группа слабовооруженных людей выросла до восьмитысячного соединения.

Белая контрразведка смогла 16 февраля разгромить подпольный комитет, готовивший выступление в Благовещенске, но восстание разрасталось. Был сформирован новый штаб партизан Приамурья, который возглавил Г.С.Дрогошевский (Драгошевский?), бывший начальник гарнизона Владивостока. То, что не удалось осуществить в Благовещенске, получилось в другом сибирском городе.

В ночь с 5 на 6 февраля подпольный комитет большевиков поднял восстание в Енисейске. Здесь восставшие быстро захватили официальные учреждения, почту и телеграф, освободили из тюрьмы за­ключенных и арестовали местных сторонников Колчака. Власть в Енисейском уезде перешла к революционному штабу.

К восстанию присоединились жители села Маклаково (Лесосибирск), где местные умельцы организовали оружейные мастерские. 8 февраля Маклаковский добровольческий отряд под коман­дованием Ф.Я.Бабкина выбил колчаковцев из деревни Каргино, но 11 февраля вынужден был отступить. 17 февраля колчаковцы предприняли штурм Маклакова, но были отбиты. С большим трудом к 28 февраля колчаковцам удалось овладеть Енисейском. Уцелевшие повстанцы ушли в тайгу.

Более упорно удерживали свою территорию повстанцы Степно-Баджейской волости Красноярского уезда Енисейской губернии. Здесь еще 2 декабря 1918 года, чтобы помешать проводившейся мобилизации в колчаковскую армию, местные подпольщики захватили волостную управу и создали ревком, включавший большевиков Н.Т.Толстого, Ф.Ф.Грабовского и В.Ф.Рутковского.

Посланная на подавление этого восстания сотня колчаковских солдат была разбита 20-22 декабря. 23 декабря движение распространилось на соседнюю Перовскую волость, а затем - на Вершино-Рыбинскую, Агинскую, Ирбейскую, Тальскую и Уярскую волости. С трудом отряду полковника Петухова удалось вытеснить партизан из Перовской волости. Однако собравшиеся в Заманье повстанцы создали крупный отряд под командованием бывшего украинского социал-демократа А.Д.Кравченко.

Новое соединение было названо "армией", хотя ее численность достигла только 1300 человек. С этими силами А.Д.Кравченко организовал рейд на Транссиб в район станции Камарчага. Возникла недоступная для колчаковцев "Степно-Баджейская республика". Здесь в начале марта 1919 года состоялся 1-й армейский съезд, избравший Объединенный совет рабочих, крестьянских и партизанских депута­тов под председательством левого эсера П.П.Петрова.

Помимо Главнокомандующего А.Д.Кравченко, был избран Армейский совет во главе с большевиком С.К.Сургуладзе. К апрелю 1919 года численность Крестьянской армии Степно-Баджейской республики достигла 3 тысяч бойцов. В Канском уезде Енисейской губернии в Тасеевской волости инициаторами восстания стали Ф.А.Астафьев и В.Г.Яко­венко, арестовавшие 28 декабря 1918 года волостную администрацию.

2 января 1919 года волостной съезд провозгласил высшим органом Тасеевский военно-революционный штаб под председательством В.Г.Яковенко. Организованные колчаковским командованием карательные экспедиции против "Тасеевской республики" в январе и феврале 1919 года были разбиты партизанами.

В апреле численность Тасеевской (Северо-Канской) партизанской армии достигла 1500 человек. В декабре 1918 года в Ачинском уезде возникла группа партизан под командованием П.Е.Щетинкина. 23 февраля 1919 года этот отряд занял село Большой Улуй.

К марту отряд Щетинкина контролировал значительную часть уезда, создав Северо-Ачинский партизанский район. Брошенные против ачинских повстанцев колчаковские войска смогли вытеснить партизан из уезда.

В результате отряд Щетинкина в апреле отступил в Степной Баджей соединившись с армией А.Д.Кравченко. По данным генерал-лейтенанта Розанова 8 апреля ачинские партизаны покинули свой уезд после боя у деревни Яново.

В Иркутской губернии партизаны не ограничились созданием "армий" и сразу приступили к формированию "фронтов". В марте 1919 года на границе Енисейской и Иркутской был создан Шиткинский фронт, объединивший 7 отрядов, собранных в деревне Шиткино. Одновременно в Невонской волости Нижнеудинского уезда образовали Баерский фронт.

8 мая 1919 года партизаны Шиткинского фронта захватили станцию Тайшет, которую оставили после двухчасового боя с чехословацким полком, но за это время разобрали путь на перегоне Тайшет - Байроновка, сильно разрушили участок дороги Тайшет - Суетиха, уничтожив все линии связи, вокзал и депо. В Забайкалье весной 1919 года действовал Восточно-Забайкальский фронт под командованием П.Н.Журавлева.

Сложнее складывалась судьба повстанцев на Алтае, где им противостояли казачьи части. В алтайском селе Черный Дол восстание произошло еще 28 августа 1918 года против проводившейся в Славгородском уезде мобилизации юношей 18-20 лет. Столкновение с офицерским отрядом привело к аресту местных жителей. Вслед за этим крестьяне напали на Славгородскую тюрьму и освободили арестованных, перебив часть офицерского отряда.

Восстание в Славгороде было подавлено казаками атамана Б.В.Анненкова, перебившими до 500 человек. Однако с этого момента партизанское движение на Степном Алтае то и дело вспыхивало с новой силой и каждый раз подавлялось анненковцами.

Особенно успешно против колчаковцев действовал в районе села Вострово отряд, в котором командиром был Е.М.Мамонтов, а комиссаром - А.Л.Копань. Несмотря на упорство крестьянских вожаков, партизанские отряды были плохо вооружены и при столкновении с крупными силами белых вынуждены были уходить в тайгу.

В июне 1919 года колчаковское руководство решило бросить против партизанских армий, фронтов и республик крупные силы, чтобы одним ударом очистить тыл от многочисленных мятежных анклавов. К операции были привлечены не страдавшие избытком толерантности чешские, итальянские и сербские части.

14 июня Главный штаб Степно-Баджейской республики принял решение об отводе своих отрядов в Минусинский уезд. 21 июня А.В.Колчак распорядился лишить крестьян Степно-Баджейской волости их наделов, а 20 деревень и все заимки по реке Мане сжечь.

Партизанские отряды Кравченко и Щетинкина с большими потерями по Усинскому тракту через Саяны пробились в Урянхайский край (Туву), где 18 июля заняли Белоцарск (нынешний Кызыл), захватив большие склады продовольствия и боеприпасов. К концу июня белым удалось вытеснить партизан Тасеевской республики в тайгу.

Оставленные партизанами села были сожжены, как и в Степном Баджее. 27 июня колчаковское правительство приняло решение о привлечении всех лиц в возрасте от 21 года до 45 лет к занятиям по обращению с оружием для самоохраны и несения караульной службы.

И хотя отряды самоохраны действовали преимущественно в тылу, желающих послужить омскому правителю нашлось немного, пополнив тыловые гарнизоны за счет не слишком надежных добровольцев.

Продолжающееся наступление Восточного фронта не позволяло колчаковскому командованию держать вдали от передовой несколько дивизий. Уход карателей вызвал новую волну партизанского антиколчаковского движения. Но и там, где оставались колчаковские гарнизоны, мужики не склонны были терпеть многочисленные расправы.

2 августа 1919 года началось восстание в Ильинской волости Барнаульского уезда под впечатлением порки местных жителей, устроенной отрядом прапорщика Абрамова. В короткий срок подпольщики села Зимина сформировали отряд из 150 человек. Не прошло и 10 дней, как к восстанию присоединились десятки сел Барнаульского и Бийского уездов.

Повстанцы сформировали Главный военно-революционный штаб во главе с бывшим прапорщиком Ф.И.Архиповым и избрали командующим К.Н.Брусенцова. Восстание распространилось на Горный Алтай. Были захвачены некоторые станции Алтайской железной дороги.

7 августа командующий войсками Барнаульского военного района генерал-майор Р.Р.Биснек объявил подведомственную территорию на осадном положении и приказал начальникам воинских отрядов без суда уничтожать всех, принявших участие в мятеже.

В ходе боев, носивших ожесточенный характер, колчаковцы выбили повстанцев с железной дороги. Дольше всех сопротивлялись партизаны Бийского уезда. Уцелевшие участники Зиминского восстания пробились в Славгородский уезд, где они присоединились к отряду Е.М.Мамонтова.

29 августа колчаковское командование попыталось уничтожить в Урянхайском крае отряды А.Д.Кравченко и П.Е.Щетинкина. На штурм Белоцарска был направлен трехтысячный отряд атамана Бологова (возможно, его численность преувеличена). Партизанские командиры устроили демонстративный отход из Белоцарска, а когда колчаковцы вошли в городок, окружили их со всех сторон.

Начался бой, в ходе которого отряд Бологова был отброшен к Енисею, переправиться через который смогли немногие. Погибло около 150 колчаковцев и еще 280 попали в плен. Партизаны захватили 2 орудия, 14 пулеметов, до двух тысяч винтовок и около 200 тысяч патронов. Местный нойон Максаржаб присоединился к победителю.

Партизанская армия, преследуя остатки отряда Бологова, двинулась на север. В сожженном Белоцарске был оставлен один полк под командованием К.М.Логвинова. Разбив колчаковцев на Думной горе и под Даниловским заводом отряды А.Д.Кравченко и П.Е.Щетинкина 13 сентября 1919 года овладели Минусинском.

Численность партизанской армии на Енисее выросла до 10 тысяч. Попытка отбить Минусинск с помощью добровольческого "батальона смерти" закончилась очередным разгромом колчаковцев. 25 сентября 1919 года открылся Первый чрезвычайный съезд представителей рабочих и крестьян Минусинского уезда, избравший уездный Совет рабочих, крестьянских и партизанских депутатов.

Начали возвращаться в родные волости и повстанцы из Тасеевской республики. 8–10 августа в деревне Штукатурово прошел 2-й армейский съезд, на котором председателем Армейского совета был вновь избран Яковенко. Командующим Северо-Канским фронтом стал Буда. 23 сентября они снова заняли Тасеево. Ряды партизан росли стремительно, позволяя расширять контроль над северной частью Канского уезда.

В середине октября управляющий Канским уездом докладывал в Красноярск:

"Красные за последнее время усиливают свою деятельность, разъезды их уже появляются на полях села Анциферовского, в 25–30 километрах от Канска. Вчера телеграф и телефон с Рождественским прерван. Наши войска бездействуют и, если так будет продолжаться, то положение в уезде станет еще серьезнее".

На сторону тасеевцев перешла полурота во главе с подпоручиком В.Зузубриным, возглавившим местную газету "Соха и молот" вместе со священником Иваном Вашкориным. 29 октября партизанам удалось отразить атаку колчаковского отряда во главе с полковником Есиповым на деревню Топол.

Активизировались и партизаны Приангарья. С июля 1919 года в Кежемскую волость с Шиткинского фронта прибыл партизанский отряд под командованием Н.А.Бурлова, объединившись с отрядом Д.И.Зверева. 10 сентября партизанские отряды Приангарского фронта заняли город Илимск, 25 сентября — Братск, а 13 ноября - Усть-Кут.

Начали быстро восстанавливаться разбитые атаманом Анненковым отряды Степного Алтая. 28 августа зиминские повстанцы объединились со славгородским отрядом, к которому начали присоединяться новые группы. Началась подготовка к новым боям.

В сентябре съезд степноалтайских партизан принял решение "немедленно построить школы или учебные команды для обучения или преподавания военных уставов и планов солдатам и тактики военных действий".

7 октября совещание командиров партизанских отрядов Степного Алтая приняло решение о создании Западно-Сибирской крестьянской красной армии, главнокомандующим которой был избран Е.М.Мамонтов. В  составе партизанской армии было две дивизии, объединенные в 3-й корпус под командованием И.В.Громова.

Вскоре из 3-го корпуса выделили 2-й корпус, но без 1-го. Разрастающееся партизанское движение на юге Западной Сибири встревожило А.В.Колчака и он направил в район Рубцовки 15 тысяч штыков и сабель под командованием генерала Евтина.

13 ноября конница из армии Е.М.Мамонтова попыталась атаковать колчаковцев в Новичихе, но была отбита с большими потерями. 14 ноября до 10 тысяч партизан сосредоточились в селе Солоновке, где заранее были вырыты окопы и ходы сообщения.

Утром 15 ноября колчаковцы начали штурм укрепленного партизанского лагеря. Атака белой конницы была отражена кавалерией Е.М.Мамонтова и безоружными обозниками под прикрытием единственного пулемета. Прекратив атаки, колчаковцы открыли по селу артиллерийский огонь, разрушивший дома, но не сдвинувший партизан с места.

16 ноября в Солоновку по приказу Е.М.Мамонтова доставили боеприпасы и подкрепления. Утром 17 ноября колчаковцы спешно покинули свои позиции. Дело тут было не только в стойкости западно-сибирских партизан, но и в приближении частей РККА. 19 ноября армия Е.М.Мамонтова без боя заняла Славгород.

Но даже вдали от фронта активность партизанских отрядов к концу 1919 года возрастала. В Приморье вооруженное сопротивление развивалось в условиях жесткого оккупационного режима, опиравшегося на японские, американские, чехословацкие и прочие штыки.

22 февраля восстали рабочие Тетюхинского рудника, создавшие большой партизанский отряд, который 4 марта совместно с местными крестьянами овладел городом Ольга.

К маю 1919 года сильные партизанские отряды были созданы в Ольгинском и Иманском уездах. 27 июня в селе Сергеевке по инициативе Ольгинского Временного военно-революционного штаба состоялся съезд трудящихся Ольгинского уезда, восстановивший Советскую власть на всей территории Ольгинского уезда и избравший уездный исполнительный комитет Советов крестьянских, рабочих и партизанских депутатов.

Командующим партизанскими силами Приморья был избран Сергей Лазо. Однако едва созданная "Ольгинская республика" была разбита в июле 1919 года японской карательной экспедицией. Приморским партизанам пришлось разбиться на небольшие группы.

17 сентября подпольная конференция РКП(б) во Владивостоке приняла решение о подготовке вооруженного восстания в Приморье. На этот раз большевикам удалось создать подпольные группы в колчаковских частях.

30 ноября восстал гарнизон Сучана, ставший основой для 1-го Дальневосточного партизанского полка. Консолидация различных политических сил в борьбе против оккупантов и Колчака, сделала движение за Советскую власть массовым. В ряды сибирских и дальневосточных партизан приходили люди из разных социальных слоев и групп.

Боец Свиягинского (Особого коммунистического) партизанского отряда А.А.Фадеев оставил яркое описание партизанской среды:

"Окружающие люди нисколько не походили на созданных его пылким воображением. Эти были грязнее, вшивей, жестче и непосредственней. Они крали друг у друга патроны, ругались раздраженным матом из-за каждого пустяка и дрались в кровь из-за куска сала.

Они издевались... по всякому поводу - над его городским пиджаком, над правильной речью, над тем, что он не умеет чистить винтовку, даже над тем, что он съедает меньше фунта хлеба за обедом. Но зато это были не книжные, а настоящие, живые люди."

Надо только добавить, что этим людям предстояло свалить диктатуру Колчака и стоявшего за его спиной "международного сообщества". И ведь справились.


1. Партизанское движение в Сибири. Т. I. Приенисейский край. Л. 1925.

2. Г.Н.Попов. Партизаны Заманья. Красноярск. 1974.

3. Т.Г.Рагозин. Партизаны Степного Баджея. (Записки участника). М. 1926. 208 с.

4. П.Е.Щетинкин. Борьба с колчаковщиной. Очерк партизанской борьбы на Минусинском фронте. Новосибирск. Сибкрайиздат. 1929.

5. П.В.Кашуткин. "Сибирский Чапаев" - П.Е.Щетинкин. Вопросы истории. № 11. Ноябрь 1968. C. 207-212.

6. И.Я.Третьяк  Партизанское движение в Горном Алтае в 1919 г. Барнаул. 1968.

7. Партизанское движение в Западной Сибири (1918 — 1920 гг.). Документы и материалы. Новосибирск. 1959.

8. П.С.Парфёнов. Гражданская война в Сибири 1918—1920 гг. М. 1925.

9. И.Ширямов. Тетюхинское восстание (1919 года). Пролетарская революция. 1925. № 4 (39).

10. В.Г.Яковенко. Записки партизана. М.-Л. ГИЗ. 1925.

11. П.И.Павловский. Анненковщина: По материалам судебного процесса в  Семипалатинске 25.07 - 12.08.1927 г. М.-Л. 1928.

12. Г.Рейхберг. Партизаны Дальнего Востока в борьбе с японской интервенцией. Исторический журнал. 1933. № 9.

13. В.Логвинов. Рассказы о партизанской войне. Красноярск. 1943.

14. В.К.Логвинов. В борьбе с колчаковщиной. Красноярск. Красноярское книжное издательство. 1980.

15. В.Трушкин. Сибирский партизан и писатель П.П.Петров. Иркутск. 1965.

16. А.Д.Кравченко. Камарчагский фронт. Красноярск. 1962.

17. Ю.В.Журов. Гражданская война в сибирской деревне. Красноярск. 1986.

18. Г.Иванов. Тасеевская республика. 1918-1920. Красноярск. 1969.

19. В.А.Кадейкин. Сибирь непокоренная. Красноярск. 1968.

20. П.Д.Криволуцкий. Шиткинские партизаны. Иркутск. 1934.

21. Ф.Пешкин. Петр Щетинкин. Красноярск. 1970.

22. О.Н.Пиминова. Северо-Канский партизанский фронт. Гражданская война в Сибири. Сборник научных докладов и статей. Красноярск. 1999. С. 150-154.

23. В.И.Бочарников. Партизанское движение в Омской области в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1919 гг.). Омск. 1960.

24. Н.Ильюхов, М.Титов. Партизанское движение в Приморье. Л. 1928.

25. А.Абов. О партизанском движении в Сибири. Новосибирск. 1932.

26. А.Борисов. Влияние партизанщины на исход операций против Колчака в 1919 г. Военная мысль и революция. 1924. № 3.

27. Г.М.Лущаева. Партизанская война в Сибири (1918–1924 гг.). Гражданская война в Сибири. Красноярск. 1999.

28. Н.Ф.Варгин. О партизанском движении в годы Гражданской войны в СССР. Вопросы истории. 1967. № 2. C. 144-151.

29. С.Кургузов. Амурские партизаны. Хабаровск. 1929.

30. В.Брун. Ангарские партизаны. Пролетарская революция. 1925. № 3.

31. И.В.Громов. За власть советскую. Воспоминания командира партизанского корпуса. Барнаул, 1966. 128 с.

32. Я.П.Жигалин. Партизанские отряды занимали города. 2-е издание. Иркутск. 1980. 171 с.

33. Р.П.Захаров. Алтайские партизаны. Новосибирск. 1934. 56 с.

34. В.И.Плетнёв. Командир красногвардейского отряда. Горно-Алтайск. 1957. 63 с.

35. Е.Е.Колосов. Сибирь при Колчаке: Воспоминания, материалы, документы. Петроград. Издательство "Былое". 1923. 190 с.

36. М.И.Стишов. Большевистское подполье и партизанское движение в Сибири. М. 1962.

37. Борьба за власть Советов на Чукотке (1919—1923). Сборник документов и материалов. Магадан. 1967.