Владимир Конкин

Анастасия Чернова
            МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
Владимир Конкин – о времени и себе, о любимых столичных
         храмах и московских воспоминаниях детства

– Владимир Алексеевич, вы помните, как впервые побывали в Москве? 
– Я родился в Саратове, но в Москве бывал с самого младенчества. Папа с мамой привозили меня в Большой театр и в Третьяковскую галерею, в Исторический музей. Родители были заядлыми театралами, так что я с детства впитывал не только саратовские, но и московские премьеры. Тем самым столица основала некий фундамент моей культуры (конечно, если имею право говорить так в свой адрес). Всегда хотел жить в Москве, ведь все мои пращуры отсюда. Но сложилось так, что деды и прадеды в вихре революции и войн то разметались, то слетались. Родным стал для меня дом № 9 на Тверской улице. Там собирались наши родственники и друзья. Посиделки отчасти напоминали театральную гостиную – прежде такие в Москве бывали. Это было без напыщенности, без снобизма, которые, к сожалению, сегодня просачиваются на экраны. Там стало очень много «я». Так и хочется заметить: «Ты – никто еще! Подожди якать-то!» Поэтому важно не только спорт культивировать, но и культуру. Да, кто-то любит помягче, кто-то, наоборот, – порезче и погромче. Но культура – та звонкоголосая птица, которая прилетает, садится на плечико, а потом с ней вообще не хочется расставаться. Со мной, во всяком случае, именно так. 
– А в каком районе Москвы вы сейчас живете? 
– Я живу на Соколе в старом сталинском доме. Я давний поклонник этого района. Окна моего дома выходят на храм Всех святых во Всехсвятском. Очень люблю и храм Иоанна Воина на Якиманке, где когда-то венчался с моей ныне покойной супругой. Дорог мне и восстановленный Храм Христа Спасителя. Время от времени меня приглашают туда на концерты. 
– Считаете, важно было его воссоздать? 
– Этот собор хранит память о нашей исторической победе над французским супостатом. И сегодня он как феникс восстал на месте поганого бассейна, который, кроме тумана над водой зимой, ничего не давал. 
Счастлив, что есть московские силы, которые занимаются восстановлением наших святынь, и что мой небесный покровитель – равноапостольный князь Владимир – стоит сейчас на Боровицкой площади. Неподалеку оттуда, напротив Кутафьей башни, жила моя прабабушка. Так для меня все это выстраивается: Кутафья башня, памятник святому князю Владимиру, квартира на первом этаже дома № 9 по Тверской улице.
– Интересные гости бывали? 
– Собирались удивительные люди культуры, которые никогда не тщеславились, но просто и доступно излагали свои мысли и театральные впечатления. На тот момент мне было лет семь-восемь, но меня никогда не выгоняли: за столом собирались интереснейшие люди, в среде которых не было места пьянству. Папа играл на аккордеоне, на пианино, на гитаре. Воспоминания перемежались слезами…   
– Любите Москву? 
– Столица для меня – не пустой звук. Она объединяет молодость, задор и  опытность. Безусловно, у нас очень много региональных фестивалей, и это замечательно: культура не может гнездиться только в Москве. Меж тем доминанта этой культуры находится именно здесь. Особенно рад, что наш нынешний градоначальник уважает деятелей культуры. В данном случае это не холуйский «привет» – холуем никогда не был. Но «спасибо» людям надо говорить при жизни! Тридцать лет творческие союзы кинематографистов и театральных деятелей пытались пробить надбавку к пенсии для работающих в Москве заслуженных артистов преклонного возраста. Предыдущие руководители города и страны почему-то это откладывали, а в нынешнем году мэр Сергей Собянин такой шаг осуществил. «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Пушкин знал, о чем писал. Наша столица вобрала в себя очень многих достойных людей. И до сих пор этот город меня завораживает.

 Записала Анастасия Чернова
Опубликовано: «Православная Москва», 2018, №5 (642) март. 

Справка
Владимир Алексеевич Конкин
Советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист УССР (1974), заслуженный артист РФ (2010), лауреат премии имени Ленинского комсомола (1974). Первая работа Владимира Конкина в кино;– роль Павла Корчагина в телефильме «Как закалялась сталь» режиссера
Н.П. Мащенко – мгновенно принесла начинающему актеру широкую известность и официальное признание. Павел в исполнении Конкина отличается от прежних экранных Корчагиных бо;льшим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью. Также Владимир Конкин сыграл в таких известных картинах, как  «Романс о влюбленных», «Аты-баты, шли солдаты…» и «Место встречи изменить нельзя». Работал над озвучиванием зарубежных фильмов. С 1980 года пишет рассказы и эссе.