Какие угрозы таят в себе журналы для детей?

Потийко Лилия
Работая с детьми, я волей-неволей знакомлюсь с новинками детской литературы. Одним из таких «открытий» на сей раз стала серия книг Виктора Заверюхи, творчество которого связано с противопожарной тематикой.

Начнём наш небольшой обзор с отрывков из самых «безобидных» стихотворений. Первое – «Пойми, малыш!» Автор пытается убедить ребёнка в страшных последствиях игры с огнём, но делает это в довольно странной для детского поэта форме:

И дом, от самого порога,
Весь в пепелище превратится.
И тётю Манечку в ожогах
Отправят бедную в больницу…

Померкнут всякие надежды, -
Ведь людям негде будет жить.
А без еды и без одежды
Их участь – плакать и тужить.

Здесь малыш, по-видимому, должен ощутить всю бренность бытия.
Далее поэт переходит к ещё более возвышенному слогу:

Плохие бросишь ты забавы?
Я вижу слёзы на глазах.
Не будешь спички брать у мамы
И жечь газеты на кострах?

Ну хорошо. Не надо клятвы.
Ты успокойся и не плачь.
Иди-ка ты во двор к ребятам
И поиграй там с ними в мяч.

Следующее стихотворение под названием «Победа над собой» удивляет ещё больше:

Огонь жестокостью своей
Приносит много горя,
Находит слабости людей, -
Малыш, ты это понял?

О том, каким образом огонь находит слабости людей, Виктор Заверюха умалчивает. Главное, что в последней строке удалось подобрать рифму.
Читаем дальше:

Ведь на руке твоей ожог
И в ранах твоя стопы, -
Всё от игры с огнём, дружок, -
Такой вот горький опыт.

Я не ошиблась: на странице было напечатано именно «твоя стопы». Вот так рядом со словом «дружок» появляется лексика «высокого штиля». Быть может, автор мечтал писать оды или героические поэмы, но не сложилось.

Тем не менее Заверюха не отчаялся и создал массу «нетленных творений» для малышей. В очередном произведении под названием «Хозяйка судьбы» девочка Люда бранит своего юного друга за то, что тот едва не сжёг гаражи. Чем заканчивается ссора?

Видит Бог: я всё терпела,
Всё прощала, как могла.
Видно я перегорела.
Всё! Прощай! Не помни зла.

Дружба мне такого рода
Не нужна. Ты должен знать!
…Было ей четыре года.
А ему – всего лишь пять.

Отдельного внимания заслуживает композиция этого произведения. Сплошь и рядом автором используется парцелляция (Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков. Подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/(). Но создаётся ощущение, что у Заверюхи парцелляция - не стилистический приём, а попытка заполнить недостающие "пробелы" в ритме четверостиший и искусственным образом "подогнать" рифмы к назначенным им местам.

А ведь кто-то из ребят вместо «Кошкиного дома» Самуила Маршака или «Путаницы» Корнея Чуковского, где простым и понятным слогом в виде увлекательной сказки поэты объясняют детям об опасности огня, прочтёт «шедевры» Заверюхи…

Но это далеко не самые худшие опусы, встречающиеся на страницах его книг. Следующие частушки могут вызвать у адекватного человека шок.
Малыш не знает, что такое «Редбул» или «Бёрн»? Не беда! Виктор Заверюха расскажет об этом в четырёх строчках:

«Редбул», «Бёрн» подростки пили
Да у ёлочек пролили.
И деревья не растут –
Вот какую гадость пьют.

После ознакомления с этим четверостишием ребёнок уже наверняка будет знать, что пьют подростки. А учитывая стремление малышей поскорее стать взрослыми, ничего хорошего такая «поэзия» не сулит.
Тема алкоголя вдохновляет автора не меньше противопожарной безопасности:

Вася «Редбул» пить взахлёб
Как-то зайца приучал.
Заяц стукнул Васю в лоб
Да и к лесу побежал.

Строки «Наркомана Петю Волк однажды встретил» и «Ёж не курит и не пьёт, Как без этого живёт?» даже комментировать не хочется.

Вот такая «литература» порой оказывается в детских руках. Внимательно просматривайте каждый журнал, который вы собираетесь приобрести для малыша. Кто знает, какие сюрпризы скрываются на ярких страницах.