72. И уничижила в сердце своем

Ольга Кузнечик
Иоанн Лествичник писал о проблеме тщеславия и гордыни как-то так: что бы я не делал - горжусь. Его это угнетало. Мы даже не замечаем этого состояния. Однако наказание за грех не есть кара, которую можно хоть как-то идентифицировать (ну, например, война - это кара Господня, чаша гнева, уже прилитая на землю, ибо можно примирить конкурентов, но не кровных местников). Наказание за грех - это координата текущего местонахождения человека.

Если проще:

- Господи! Мои дети грешат, и я не могу заставить их слушать Тебя! И Ты наказываешь меня за их грехи! Это так ужасно, Господи!

Вместо слова "дети" можно вставить любое другое земное связующее, суть не изменится - нам постоянно кажется, что мы несем чей-то крест, а не свой собственный, отчего?

От гордыни. От тщеславия. Помогать ближнему - приятно, это дает некое подобие блаженства, готового результата наших земных трудов: вот ближнему было плохо. Вот я помог, и ему стало хорошо. Как хорошо, Господи! А чуть что: "Господи, а что Ты меня по его, ближнего, грехам-то наказываешь?!". Помогать - хорошо, а грехи чужие на себя брать - ой, как не хочется!

Но - где же здесь гордыня?

В неправильном понимании Закона Божия и Триипостасности Пресвятой Троицы.

В ветхие времена Моисеевых законов Израиль был обществом под управлением того, что мы называем "коллективным бессознательным", то есть это для них было коллективное и бессознательное, а для Господа - нормальная практика управления послушным народом. Когда каждый был послушен слову Бога: сказал Он, скажем, "вот, Я подам вам победу над амаликом, только не берите ничего себе из добычи", и если Израиль всем народом, как один, соблюдет это слово, то будет именно что по слову Божию. Если хоть один отпадет - все! Амба! Это как гниль на помидорине - всего одно пятнышко, но уже есть риск отравиться. И Израиль не побеждает. Потому что не соблюл слово Бога.

Воспринимается это так, как будто Бог по грехам одного нарушителя наказал весь народ. На самом деле - в спасательном круге образовалась дырка и он сдулся, то есть - просто реализация не сошлась с планом; когда отклоняются от маршрута - не попадают туда, куда надо; если не хватает денег - невозможно купить желаемое. И так далее. Не Бог наказал, а - народ не вписался в благодать, приуготованную Богом.

В ветхие времена Бог "выдавал благодать на коллектив", потому что таковы были условия задачи: есть Рай. Есть Бог. Есть место вне Рая, куда выпал Адам и расплодился до такой степени, что стало из него много людей. Но все они - вне Рая, вне Бога, и только некоторые единицы в состоянии обрести "коннект" с Господом, чтобы получать инструкции по спасению всей массы.

Затем картина изменилась принципиально: Бог стал не только "в Раю", но и в том месте, куда выпал Адам и где он расплодился. Как бы стало две руки Бога, два голоса, четыре глаза и так далее, и одна рука "держит Небо", а вторая - исцеляет на земле. Не "народ", а - человека. Индивидуально. И прямо и откровенно говорит: "Я пришел РАЗДЕЛИТЬ вас. Отделить сына от отца, мать от дочери, сноху от свекрови".
И Вторая Ипостась Бога в Троице сделала то, что у нас принято называть "собрал на себя всю грязь" - Иисус Христос смог занять место лжепророка, а что может быть гаже, чем выдавать себя за Сына Божия? Это ж уму непостижимо, как до такого можно додуматься - выдавать себя за Бога, Сына Бога, это и Моисей с Авраамом себе не позволяли!
Всю грязь мира собрал на себя. И - "дождался" распятия.

Единственный безгрешный.

То есть, проще говоря, если представит себе, что есть сценарий с определенными ролями, то главную роль может сыграть только один человек. И если существует Промысел Божий, то "место" под смыслом "взял на себя грехи других людей" уже занято. Вполне конкретным человеком - Иисусом Христом.  Пытаться влезть на Его место означает признать Его миссию несостоявшейся, мол, не все грехи-то Ты на Себя принял! Вон, у того грешника грехов - как блох на собаке! И я (!) вынужден брать их на себя! Потому что Ты как-то недотянул до наших времен-то! Тебя ж когда распяли? две тысячи лет назад! Грехов-то сколько с той поры накопилось?! То-то! Так что я, считай, беру на себя Твою работу!

По сути, это - ересь, отрицающая предвечность Сына Божия и факт искупления Им человечества. Для нас же такая постановка вопроса и является гордыней - как бы мы ни страдали, как бы нам не мерещилось, что - вон за того я страдаю! Да-да, товарищ, за вас! Поклонитесь-ка! Ага, то-то! на самом деле страдаем мы только по своим грехам. Просто в себе не видим, а в том "товарище" аж на поверхности лежит.

Не от того ли милостивый Господь велел нам вынимать бревна из собственных глаз, но при этом помогать друг другу носить бремена? Мы ж одинаковые все...

Однако - старательно уничижаем ближнего в сердце своем, устремляя помыслы к казалось бы высокому, к помощи ближнему, к состраданию, к жертвенности...

А надо ли это?