Касимов

Евгений Аргатов
Этакий провинциальный городок на окраине Рязанской области, центр района, граничащего с Владимирской областью.  Центральная улица этого города – сплошь памятник купеческой архитектуры, дома вековой постройки, каменные, добротные, крепкие и ухоженные.
 
Старинный город,  обласканный солнцем  и ветрами, благо дело стоит на высоком берегу реки Оки, с которого открываются захватывающие дух виды заливных лугов, перелесков, песчаных берегов и отмелей по реке… Красотища! Да и весь район красавец!

Был в командировках  в Касимове неоднократно, и ряд случаев оставили в памяти следы, которые нет-нет, да и высветят то одно, то другое.

… Иду как-то утром из гостиницы в присутственное место. Утро тихое, размеренное, каких-либо катаклизмов не ожидается. Я проснулся, но не весь, часть мозга досматривает остаток сна, 3\4 его ведёт меня по пути к месту.

Дороги в то время было намного свободнее, разметка на центральной улице отсутствовала, так что все переходили её где попало, вдоль, вкось да наперекосяк.
Ну, и я соответственно…

Не обращаю внимания на разгружаемую кем-то телегу, в которой запряжён дремлющий, как и я,  пегий мерин местного разлива, и прохожу прямо перед его мордой. 
И каким-то непонятным способом улавливаю вздох-всхлип возле уха, резко шарахаюсь в сторону и в полуприсяде уклоняюсь от раскрытой пасти. Мерин неожиданно решил лишить меня уха и попытался меня укусить именно за него.
Я на автомате ладонью трескаю мерина прямо по носу, разворачиваясь в его стороны. Естественно, телега поехала назад, что-то посыпалось, возница, занятый до этого момента разгрузкой,  выскочил из лавки, крича: «Ты чой-то скотину лупишь!» и двигается на меня.

А я сам не мелкой фасовки парень был, не тушуюсь и жду его приближения. Когда он подошёл я ему и говорю: « А мерин твой, он сколько ушей пооткусывал за жизнь у других людей?»

- Да ты што? Укусить хотел?
- Хорошо увернулся, чуть не дотянулся, аж дыхание почувствовал на ухе – только клацнуть успел.
- Да, зараза, кусачий…
- Так ты бы ему торбу хоть повесил, что ли, хоть стоял бы и жевал.
- А кто ж знал, что он потянется?
- Так знай, тянется. Вот бабку какую- нибудь точно укусил бы, у них прыти поменьше. Или ребенка. Ты смотри, а то потом схлопочешь по ушам.
- У-у-у, зараза! – мужик отвлекся на мерина, будто дела ему до меня и не было...

А я пошёл дальше.

Отошел от середины города чуть в сторону – новая картина.

Во дворе дома кружком сидят пятеро детишек – от 4-5 лет  до 10.
Посередине круга стоит огромный таз, медный, старинный, на кирпичах, под ним костёр,  а в тазу варится вишнёвое варение.

Самый, наверное, ответственный, паренёк лет 7-8, стоит возле таза и медленно мешает варево длинной выструганной липовой ложкой, чтобы не пригорало варенье.
Все остальные, как заворожённые, уставились в таз и смотрят, не мигая, внутрь.
И тут какая-то бабка, вся в чёрном, согнутая, явно лет за 80, шаркая и стуча клюкой, нарисовалась перед низким заборчиком, и, увидев эту картину, громко запричитала:

- Ой, эт хтой-та такой умнай? Эт хто ж так мамке помагат? Ты, штоль, Колька, такой уже большой?
- Ага, я, баб Мань.
- Молодец-то каков! Вот так и надоть!

Самое главное, сидящие вкруг дети никак не отреагировали на этот разговор. Как сидели, так и остались на местах, даже головы остались неподвижными!

Вдруг малец с ложной, вытащил её  из варева и подойдя к забору,  пытаясь сунуть её ближе к бабкиному рту,  проговорил:

- На,  баба Маня, попробвай!

Та явно не ожидала такого поворота событий, отшатнулась и отвечает:

- Да ты што? У меня зубы болят, а от сладкого и вовсе разноются. Не буду.

Малец безэмоционально вернул ложку в таз, шмыгнул носом и сказал просто и обыденно:

- Ну, тады иди отседа  нах@й...

Баба Маня остановилась и начала громко ругаться…

Я пошёл дальше, мне нужно было успеть на работу…

А вот как-то раз, в осенние дни, опять я попал в Касимов. Закончив дела служебные, я засобирался домой.

У меня была возможность и право ездить на междугородних автобусах бесплатно, по предъявлению удостоверения. И это было законно.

Вот и я, предъявив удостоверение, прошёл в автобус и сел на заднем сидении, как раз напротив прохода так, что видел дорогу, сзади был мотор,  и было тепло.
А надо сказать, что на самом выезде из Касимова был резкий поворот со спуском и тут же подъемом, так что любой разогнавшийся автобус всю набранную скорость на спуске,  тратил  её потом на подъеме.

А водитель был опытный и знал этот поворот, так как ездил здесь давно. Но он  разглядел, что я, расслабившись, ноги свесил со специальной ступени для упора внутрь салона, и сидел только на «пятой» точка, а упор ногами сделать было не во что.

Разогнав автобус с горки, он резко затормозил.

Опереться ногами во что-то я не сумел - ноги болтались в пространстве!
Неведомая сила сорвала меня с сидения,  и я побежал по проходу автобуса к водителю, пытаясь как-то саммортизировать скорость передвижения руками,  отчего каждый сидящий и слева, и справа в середине салона автобуса пассажир получил от меня подзатыльник.

А водитель резко прибавил газ, отчего моя иноходь стала замедляться, в результате я добежал до передней торпеды и упёрся руками в неё.

По всему было видно, что подобные экзерсисы он проделывал не раз, явно получая удовольствие от своего виртуозного владения педалями тормоза и акселератора.

Из салона доносились крики типа «утюг забыл выключить», «ты чо, охренел», « чо, слепой?» и т.п. Были и другие, более откровенные и жёсткие.

Посмотрев в весёлые глаза водителя,  я всё понял и спросил его:

- Ты что делаешь? Мне ж обратно теперь надо идти – если каждый отвесит мне по подзатыльнику, так и до дурдома недалеко…
- А ты не ходи. В Туме вещи перенесёшь, я там остановлюсь минут на 10. Садись вот здесь, на откидной, а то скучно будет мне ехать.
Водитель включил громкую связь и извинился перед пассажирами, что пришлось резко тормозить – пешеход помешал ехать. Народ утихомирился, а мы поехали дальше…