Часовщик

Василий Евдокимов
Едва пробила полночь, как в его комнату начала просачиваться дымка, прямо из щели между дверью и порогом. Старик повернул голову и некоторое время совершенно спокойно смотрел на происходящее, а, когда дверь наконец-то открылась, так же невозмутимо поднял глаза на вошедшего.
- Ты допоздна работаешь.
- Мне уже давно не спится. Как и вам, полагаю.
- Сон – это то, что отнимает время.
- Неужели? Даже у вас?
- Даже у меня. Ты засиделся здесь.
- Да, пожалуй. Однообразие, знаете ли, вызывает печаль. И сказывается на работе. Но моя работа безупречна. Вы знаете это.
- И тем не менее. Ты стареешь.
- Что с того?
- Тебе нужен ученик.

- 1 -
- Сколько у меня осталось времени? – спросил Сергей, не отрывая взгляд от листа бумаги, лежащего перед ним на столе, и мучительно пытаясь собраться с мыслями.
Часовщик быстро взглянул на циферблат.
- Примерно три минуты, - потом он поднял взгляд на Сергея и чуть заметно улыбнулся. – Да вы не торопитесь, пользы все равно от спешки не будет.
 - Я сам разберусь, ладно? – огрызнулся Сергей. Пальцы до боли сжали карандаш, казалось, еще пара секунд – и он переломит его пополам.
- Ладно, - покладисто отозвался Часовщик, ничуть не обидевшись.
- Просто помолчите, хорошо? – уже спокойнее, немного помедлив, попросил Сергей. – Я все успею, вы только помолчите.
Часовщик кивнул и перевел взгляд на окно.
- 2 -
Марина зашла в квартиру и закрыла за собой дверь. Сняла мокрый плащ, раскрыла и поставила в ванной зонт. Забулькал чайник. В квартире было тихо, лишь шум дождя доносился с улицы. Она пила чай и не отрываясь смотрела перед собой, прокручивая в голове события сегодняшнего дня. Когда она встала из-за стола, собираясь идти в комнату, тишину квартиры вдруг разорвал трезвон будильника. Это было так неожиданно, что чашка выпала у нее из рук. Звон не умолкал ни на секунду.
Она вбежала в комнату. На тумбочке рядом с кроватью стоял старый будильник – источник шума. Завод уже заканчивался, и когда она осторожно приблизилась и протянула к нему руку, он еще пару секунд неохотно покряхтел и остановился. Остановилась и секундная стрелка.
- Это что такое? – прошептала Марина. – Кто тебя принес?
Она быстро обернулась.
- Кто здесь? – дрожащим голосом вскрикнула она.
Никто, разумеется, не отозвался.
- Кто здесь, я спрашиваю?
Она пробежалась по квартире, выглянула на балкон, внутренне содрогаясь, заглянула под кровать и в шкаф.
- Что за бред, - он схватила будильник и быстро, будто он жег ей руку, выбежала с ним на балкон.
- Убирайся отсюда, - и она вышвырнула его. Будильник полетел вниз. Она проследила взглядом его полет.
Никакого звука не последовало, хотя механический гость должен был разбиться вдребезги, ударившись об асфальт.
Марина захлопнула окно, закрыла дверь балкона. Будильник все так же стоял на прежнем месте на тумбочке возле кровати.
- 3 -
- Что ты делаешь? – подняв глаза от изнанки часов, спросил Часовщик. Было утро, но в занавешенной комнате стоял сумрак, лучи света едва пробивались через опущенные шторы. Мальчик замер и отложил в сторону разобранные наручные часы.
- Чиню. Вы же сами сказали.
- Я сказал – чинить. А ты просто копаешься.
- Я стараюсь.
- Никогда не старайся. Выйдет только хуже, и тебе, и часам. А если они потом вообще никогда не пойдут? Просто из-за того, что ты старался?
- А как же тогда?
- Думай лишь о том, что их нужно починить. Как врачи о пациентах.  Они же не стараются. Они просто видят перед собой механизм и заставляют его работать. Ты понял?
Мальчик уныло кивнул.
- Кажется, понял.
- Я так не думаю, но сделаю вид, что поверил. Как закончишь – завари чай.
В дверь тихо постучали.
-Уже можно заваривать, - сказал Часовщик. – И открой дверь, женщина взволнована.
- Здравствуйте, - сказала Марина. – Вот.
Она поставила на стол старый будильник.
Часовщик потянулся вперед, взял его и рассмотрел со всех сторон.
- Зачем вам чинить эту рухлядь? – спросил он прямо. – Можете купить обычный  будильник, только батарейку меняйте.
- Это… как вам сказать… не просто будильник. Он остался от бабушки, мама его хранила всю жизнь. Он никогда не ломался, представляете? И вот только вчера сломался.
- Ну, все однажды ломается, - сказал Часовщик, поднеся будильник к стеклам очков. – Да, старый. Очень старый. Я даже не вспомню, когда видел подобный в последний раз. Он действительно так вам дорог?
Марина, глядя в пол, кивнула.
- Марк, где же чай? – крикнул Часовщик. Хорошо. Я починю. Надеюсь, что починю. Но, вы понимаете, ничего не обещаю.
Вошел мальчик с заварочным чайником.
- Ждем сто лет, - Часовщик, не торопясь, налил себе чашку чая и отхлебнул. – Заваривать тебя тоже придется учить. Что за поколение. – Он отставил чашку, взял будильник в руки и вновь осмотрел.
- Хорошо, я попробую. Зайдите через пару дней в то же время.
- Хорошо. До свидания. – Марина взяла сумочку, встала и пошла к двери.
-Марк, проводи. Там очень плохие ступени, она может споткнуться, - проговорил Часовщик. Мальчик исчез из вида.
- Да, я попробую, - разглядывая будильник, тихо сказал Часовщик. – Действительно стоит попробовать.
- 4 -
- И когда они остановились?
- Вчера.
- Хорошая вещь, - разглядывая часы, проговорил Часовщик. – Зачем они вам, пусть и в работающем состоянии? Часы сейчас в любом сотовом телефоне? Уж простите мне мою старомодность
- Ну… - Сергей подбирал слова. – Они бабушкины. – Перед смертью попросила, чтобы починил по возможности. Вот и пришел к вам.
- Вопрос времени, я бы так сказал, - часовщик наморщил лоб.  – Марк, когда ты научишься заваривать чай? – добавил он. Мальчик промолчал, копаясь в механизмах.
Отхлебнув чая, часовщик, поднял часы на уровень глаз, и сощурившись, разглядел вновь. Потом положил их на стол и первый раз пристально посмотрел на Сергея.
          - Да, вопрос времени, Зайдите через пару дней.
- Хорошо, - Сергей исчез в дверях.
После ухода посетителя часовщик сказал Марку:
- Ты уже убирался в шкафу?
- Еще нет.
- Подготовь еще две полки. Выбрось те старые часы, что слева сверху.
- А разве они уже больше не нужны?
- Больше не нужны. Заодно – вкрути ты лампочку поярче, люди скоро ноги начнут ломать на лестнице.
- Хорошо. Можно я сегодня вечером погуляю?
- Можно. Только недолго и недалеко.
- 5 -
Сергей, выйдя от Часовщика, дошел до стоянки и сел в машину. Он сегодня проснулся раньше обычного, его сильно клонило в сон и он, прежде чем повернуть ключ зажигания, рассеянно провел рукой по виску. Машина заурчала. Он поднял взгляд и на секунду оцепенел: за ветровым стеклом, где только что была видна стоянка, не было ничего: пустое серое пространство. Он зажмурился и вновь открыл глаза: все было на своих местах.
- Что за черт… - сказал он, помассировав веки. – Чушь какая-то.
Машина Сергей отъехала со стоянки.
Часовщик изучал внутренности карманных часов.
Мальчик-ученик возился со старыми ходиками.
В мастерской, точно жуки за обоями, на все лады тикали многочисленные часы.
- 6 -
Марина сидела на кровати, обхватив себя за плечи, и смотрела в пол. Будильник, как ни в чем не бывало, отстукивал секундной стрелкой на тумбочке.
Она уже не решалась выходить на балкон. Будильник терпеливо перенес еще два полета с балкона и все равно оказывался на прежнем месте.
Прикасаться к нему она уже не хотела. В последний раз, когда она выходила на балкон, ей увиделось вместо привычных домов напротив и ночного парка, серое марево, будто туман поглотил  все вокруг. Оно и сейчас маячило за стеклами, оттого она и боялась поднять взгляд.
- Чего же вы испугались?
Она вздрогнула и выпрямилась: за столом в комнате сидел Часовщик.
- Боже мой… Как вы вошли?
Часовщик поправил очки.
- Это было несложно. Видите ли, дверей для меня, в привычном смысле нет. Как и времени.
- Это безумие какое-то. Я сплю? Это сон?
- Наверное, можно и так сказать. Давайте будем считать, что вы спите, и я вам приснился. Вам так будет легче общаться?
- Да, наверное… - она не ощущала ни страха, ни беспокойства, скорее – какую-то вялость. Ее, казалось, навевала серая пелена за окнами.
- Так вот… - продолжал Часовщик. – Я не отниму у вас много времени. – Он усмехнулся. – Подумать только, я все время только о нем и говорю, представляете, как это утомляет. Скажу следующее: то, что вы видели за окном очень скоро проберется сюда и станет частью вас. Либо вы станете частью этого. вы уже сейчас начинаете это понимать.
- Почему это происходит?
- Как вам сказать. Происходит – потому что происходит. В мире, как вы его называете, постоянно что-то происходит. Это некая игра. Вы играете со временем и время играет с вами. Вот ваше время, - он указал на будильник. – Когда стрелка остановится, вас не станет. И времени не станет. останется лишь пространство. Его-то вы и видели, да и сейчас еще можете выйти и посмотреть.
Она помотала головой.
- Я что, умираю?
Часовщик вздохнул.
- Ну почему у вас всегда эти крайности. Людям свойственно придумывать самые страшные вещи и самим же их бояться. Я же сказал: просто ваше время остановится , вот и все. К тому же, я ведь не просто так пришел.
- А зачем вы пришли?
Часовщик поднял с пола старый кожаный портфель, открыл его и положил на стол лист чистой бумаги и карандаш.
- Видите ли, это просто профессиональный интерес. Люди всегда бились над вопросом: что есть время, на какие отрезки его делить и все прочее. Сделаем так: - он вытянул из кармана старинные часы и щелкнул крышкой. – Я дам вам пять минут, и за этот промежуток вы должны мне что-то нарисовать на этом вот листе. Рисуйте так, как умеете. Если то, что есть, и то, что изобразите вы, совпадет, ваше время возвратится к вам. Вы, если можно так выразиться, проснетесь. В противном случае, - он показал пальцем на окно, - вас ждет пространство, там я вам ничем помочь не смогу.
- Я не поняла. Что я должна нарисовать?
- Время, - протягивая ей лист бумаги, сказал Часовщик, улыбнувшись морщинами.
- 7 -
- Все. - сказал Часовщик так неожиданно резко, будто щелкнул курок. Сергей положил на стол карандаш.
Часовщик быстро осмотрел рисунок, усмехнулся и вытащил из кармана жилета карманные часы, которые тот принес ему накануне.
- Да, занятно… - сказал он, покачав головой. – Поверьте, среди моих визитеров были самые настоящие художники, и я видел много отличных набросков. Обычно же все просто рисуют или круг, или змею, которая сама же себя ест, это очень распространено, знаете ли. У вас что-то своеобразное получилось. – Он поднес лист ближе к глазам и сощурился. – Вы не объясните мне, что это такое?
На листе был изображен циферблат, нарисованный неумело, дрожащей рукой.
Часовщик саркастически, и в то же время почему-то дружелюбно, посмотрел на Сергея.
- Циферблат, - прошептал Сергей. – Вы что, сами не видите?
- Я вижу, вижу, - спокойно сказал Часовщик. – Значит, так вы себе представляете время?
- Я его так каждый день вижу, - волнуясь, произнес Сергей. – Что не так?
- Да, откровенно говоря, все не так, - проговорил Часовщик. – Признаюсь, молодой человек, от вас я ожидал большей фантазии. Прощайте.
Сергей не успел ничего понять: Часовщик исчез, серая пелена просочилась сквозь стекла и заполнила комнату.
- 8 -
- Что же вы? – Марина держала в руках лист бумаги и молчала. Тикал будильник. К карандашу она так и не прикоснулась.
- Осталось меньше минуты. Почему вы ничего не делаете? – вновь спросил Часовщик.
Марина подняла на него глаза.
- Мне, кажется, я поняла…
Часовщик вопросительно поднял брови.
- Не может быть, чтобы все было так просто.
Будильник тихо щелкнул, стрелка остановилась.
Она протянула Часовщику лист обратно.
- Как это понимать? – спросил Часовщик, принимая чистый лист.
- Время нельзя нарисовать. Потому что его нет. Есть только вот это, – она показала в сторону балкона. – Пространство.
- Вы удивили меня… - спустя несколько секунд сказал Часовщик. – Последний раз меня так удивили очень много лет назад. И я не думал, что это случится снова.
Будильник оглушительно зазвонил и Марина проснулась. Откинув волосы с лица она подошла к окну. Там играла красками осень, начиналось воскресенье.
Она повернулась и увидела, что на тумбочке ничего нет, только сотовый и журнал, что она читала накануне. 
- 9 -
В мастерской, среди полумрака, сидел Часовщик. Мальчик-ученик подметал пол. Щелкнув крышкой, Часовщик убрал карманные часы Сергея в ящик стола.
- Этот уже не придет. Ты любишь загадки? – спросил он ученика.
- Не очень, - прервавшись, ответил мальчик. – Я мороженое больше люблю.
- Мда, - хмыкнул часовщик. – Мороженое… Послушай, завари-ка чай.
- У нас будут гости?
- О да, - сказал Часовщик, ставя на стол исправный будильник. – У нас будут гости. Точнее – гостья…

2 сентября 2017 г.