Город

Соловьев Мо Хара
Я много раз бежал от тебя, мой Город. Точка на карте затерянная для большинства, рядом с полоской Байкала, хранящего память вчерашнего и завтрашнего.

Бежал не раз. Бежал, чтоб не возвращаться. Даже сейчас не могу разобрать, какой из Байкальских ветров дул в те паруса кажущегося бессмертия – ведь ты молод, а впереди вечность… И время… Его много… Очень много… И ты понимаешь: там за перечеркнутым дорожным знаком таится сказка… Сказка со множеством секретов…

Причины, аргументы… Ты уже знаешь – не стоило оставаться в Иркутске после института – бежать… Бежать хоть куда, однако в Советском Союзе правила неукоснительны и ты все-таки молодой специалист…

А мир вот он – руку протяни, и тут тебя услышали – Бац! И ты офицер на ближайшую пару лет…

Семья еще не понимает, а ты счастлив собираясь и больше не вернешься! Ты знаешь точно – никогда. Никогда не будет иркутских очередей восьмидесятых. Там, куда тебя уносит Байкальский бриз, не может быть плохо… Там… Где-то там

Первое возвращение, как и первый побег… Они сродни… Ты бежал от иркутян, от этих лиц, что запечатлели в себе смены эпох. Иркутск всегда соединял в себе невозможное. А ты бежал, словно каторжанин родом из девятнадцатого. Бежал, чтобы обрести разочарование еще большее … В городах где не было иркутских событий – не оказалось и признаков той жизни… Не оказалось лиц… И всё на один манер…

Ты понимаешь (хоть и не веришь), что для Иркутянина побег – это тот самый глоток, Глоток Свободы, что милее любой неволи – и неважно что дальше… Бежать!

Сколько нас возвращалось обратно? Сколько раз возвращались?
Хабаровск, Владивосток, Питер, Новосибирск, Кемерово, Томск, Екатеринбург, Челябинск, Москва… Не счесть городов, где оставил свои малые частицы Иркутск. И не частицы это уже… Это город сибирский прорастает людьми, чтоб связать Россию навеки прочнее канатов…

Так было всегда… В начале времен люд лихой Россиский на правильном месте острог поставил… Церкви первые поднялись… Воеводство… Государев Двор - и вот он город! Чиновники… Купец на Китай пошёл… Торговля…

Уже в стародавние времена Иркутск добрую половину мира ухватил. Русская Америка-то отсюда начиналась. Уверен – те самые Иркутские пульсы, что наполняют Байкальскими ветрами паруса Души, унесли Семена Дежнева. Позже  экспедицию Беринга к Алеутским островам и берегам Аляски.
Григорий Шелихов; Александр Баранов; Лебедев-Ласточкин…
Русская Америка – Архипелаг Александра; Тихоокеанское побережье Калифорнии (форт Росс); Елизаветинская крепость на Гавайях!

Ты не настолько мал Иркутск и кто коснулся тебя, способен на многое!
Забавно слышать как обсуждают тебя иной раз любители комфорта из других регионов… Внешние впечатления – обманчивы, а в Иркутске таится многое…

В каких еще регионах есть традиции мясной пищи? Разве что в Якутске? Так Хвала Бурятии с её арбином, позами и семейственностью-гостеприимством!
В каком еще городе ты можешь запросто черпануть воды прям в центре и не переживая сделать глоток холодной и Ангарской?
Где еще так запросто рыбачат на хариуса, ленка и даже тайменя?

Это твоё колдовство Иркутск!
И ветер перемен Байкальским юго-востоком уносил Иркутян всегда. Муравьев-Амурский, Айгунский договор и вот он Благовещенск…
Твои сыны Иркутск верстали Славу Российскую… Твои…

Скольких еще иркутян унесет этот Байкальский ветер?
Наука, культура, дела купеческие…
Сколько твоих малышей, Иркутск, уже слышат, как расправляются тем ветром снасти на их мачтах… Ты отпустишь их с легкой душой, потому как там, где обрел приют Иркутянин – уже твоя Губерния, а дети твои вернутся… Ты знаешь… Вернутся с победой…  И так было всегда…