Сила слова во благо и на гибель - часть 68я Прощен

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация части 68й («Прощение»)
на Проза ру 2018 06 19


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



       (**2018 03 31 Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 68я
                («ПРОЩЕНИЕ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»

(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.


_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB
ещё раз:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))




=================================== Часть 68я «ПРОЩЕНИЕ»  ==




________________________________ № 1 Александр Володин


«Простите, простите, простите меня.
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю,
но только вы тоже простите меня.
Забудьте, забудьте, забудьте меня.
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю — вас помнить не буду,
но только вы тоже забудьте меня.
Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю.
Но я на другой проживаю. Привет».





________________ № 2 Александр Пушкин «Ангел»


«В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».

1827




____________________ № 3 Лев Толстой «Анна Каренина»


«  - Это немножко нескромно, но так мило, что ужасно хочется рассказать, - сказал Вронский, глядя на нее смеющимися  глазами.  -  Я  не  буду  называть
фамилий,
     - Но я буду угадывать, тем лучше.
     - Слушайте же: едут два веселые молодые человека...
     - Разумеется, офицеры вашего полка?
     - Я не говорю офицеры, просто два позавтракавшие молодые человека...
     - Переводите: выпившие.
     - Может быть. Едут на обед к товарищу,  в  самом  веселом  расположении духа. И видят, хорошенькая женщина обгоняет их на извозчике, оглядывается и,
им по крайней мере кажется, кивает им и смеется. Они,  разумеется,  за  ней. Скачут во весь дух. К удивлению их,  красавица  останавливается  у  подъезда того самого дома, куда они едут. Красавица взбегает  на  верхний  этаж.  Они видят только румяные губки из-под короткого  вуаля  и  прекрасные  маленькие ножки.
     - Вы с таким чувством это рассказываете, что мне кажется, вы сами  один из этих двух.
     - А сейчас вы мне что говорили? Ну, молодые люди входят к  товарищу,  у него обед прощальный. Тут, точно, они  выпивают,  может  быть,  лишнее,  как всегда на прощальных обедах. И за обедом расспрашивают, кто живет наверху  в этом доме. Никто не знает, и только лакей хозяина на  их  вопрос:  живут  ли наверху мамзели, отвечает, что их тут очень много. После обеда молодые  люди отправляются в кабинет к хозяину и  пишут  письмо  к  неизвестной.  Записали страстное письмо, признание, и сами несут письмо  наверх,  чтобы  разъяснить то, что в письме оказалось бы не совсем понятным.
     - Зачем вы мне такие гадости рассказываете? Ну?
     - Звонят. Выходит девушка, они дают письмо и уверяют девушку,  что  оба так влюблены, что сейчас умрут тут  у  двери.  Девушка  в  недоумении  ведет
переговоры. Вдруг является господин с бакенбардами колбасиками, красный, как рак, объявляет, что в доме никто не живет, кроме его жены, и выгоняет обоих.
     - Почему же  вы  знаете,  что  у  него  бакенбарды,  как  вы  говорите, колбасиками?
     - А вот слушайте. Нынче я ездил мирить их.
     - Ну, и что же?
     -  Тут-то  самое  интересное.  Оказывается,  что  это  счастливая  чета титулярного советника и титулярной советницы. Титулярный советник подает жалобу, и я делаюсь примирителем,  и  каким!  Уверяю  вас,  Талейран  ничто  в сравнении со мной..
     - В чем же трудность?
     - Да вот послушайте... Мы извинились как следует: "Мы  в  отчаянии,  мы просим  простить  за  несчастное  недоразумение".  Титулярный   советник   с колбасиками начинает таять, но желает тоже  выразить  свои  чувства,  и  как только он начинает выражать их, так начинает горячиться и говорить грубости, и опять я  должен  пускать  в  ход  все  свои  дипломатические  таланты.  "Я согласен, что  поступок  их  нехорош,  но  прошу  вас  принять  во  внимание недоразумение,  молодость;  потом  молодые  люди  только  позавтракали.   Вы
понимаете.  Они  раскаиваются  от  всей  души,  просят  простить  их  вину".
Титулярный советник опять смягчается: "Я согласен, граф, и я готов простить, но  понимаете,  что  моя  жена,  моя  жена,  честная  женщина,  подвергается
преследованиям, грубостям и дерзостям каких-нибудь мальчишек, мерз..."
А  вы понимаете, мальчишка этот тут, и мне надо примирять их. Опять я пускаю в ход
дипломацию, и опять, как только надо  заключить  все  дело,  мой  титулярный советник горячится, краснеет, колбасики поднимаются, и опять я разливаюсь  в
дипломатических тонкостях.
     - Ах, это надо рассказать вам! - смеясь, обратилась Бетси к входившей в её ложу даме. - Он так насмешил меня.
     - Ну, bonne chance, - прибавила она, подавая Вронскому палец, свободный от держания веера, и движением плеч опуская поднявшийся лиф  платья,  с  тем чтобы, как следует, быть вполне голою, когда выйдет вперед, к рампе, на свет газа и на все глаза.
     Вронский поехал во Французский театр, где ему действительно нужно  было видеть полкового командира, не  пропускавшего  ни  одного  представления  во Французском театре, с тем чтобы переговорить с  ним  о  своем  миротворстве,
которое занимало и забавляло его уже третий день. В деле  этом  был  замешан Петрицкий, которого он любил, и другой, недавно поступивший, славный  малый, отличный товарищ,  молодой  князь  Кедров.  А  главное,  тут  были  замешаны интересы полка.
     Оба  были  в  эскадроне  Вронского.  К  полковому  командиру   приезжал чиновник, титулярный советник Венден, с жалобой на его офицеров, которые оскорбили его жену. Молодая жена его, как рассказывал Венден, - он  был  женат полгода, - была в  церкви  с  матушкой  и,  вдруг  почувствовав  нездоровье,происходящее от известного положения, не могла больше стоять и поехала домой на первом попавшемся ей лихаче-извозчике. Тут за ней погнались офицеры,  она испугалась и, еще  более  разболевшись,  взбежала  по  лестнице  домой.  Сам
Венден, вернувшись из присутствия, услыхал звонок и какие-то  голоса,  вышел и, увидав пьяных  офицеров  с  письмом,  вытолкал  их.  Он  просил  строгого наказания.
     - Нет, как хотите, - сказал полковой командир Вронскому, пригласив  его к себе, - Петрицкий становится невозможным. Не проходит недели без  истории.
Этот чиновник не оставит дела, он пойдет дальше.
     Вронский видел всю неблаговидность этого дела и что тут дуэли  быть  не может, что надо все сделать, чтобы смягчить этого  титулярного  советника  и
замять дело. Полковой командир призвал Вронского именно потому, что знал его за благородного и умного человека и, главное, за человека, дорожащего честью полка. Они потолковали и решили, что  надо  ехать  Петрицкому  и  Кедрову  с Вронским к этому  титулярному  советнику  извиняться.  Полковой  командир  и Вронский оба понимали, что  имя  Вронского  и  флигель-адъютантский  вензель
должны много содействовать смягчению титулярного советника. И действительно, эти два средства оказались отчасти действительны;  но  результат  примирения остался сомнительным, как и рассказывал Вронский.
     Приехав во Французский театр, Вронский удалился с полковым командиром в
фойе и рассказал ему свой успех или неуспех. Обдумав все, полковой  командир
решил оставить  дело  без  последствий,  но  потом  ради  удовольствия  стал расспрашивать  Вронского  о  подробностях  его  свиданья  и  долго  не   мог
удержаться  от  смеха,  слушая  рассказ  Вронского  о  том,  как  затихавший титулярный советник вдруг опять разгорался, вспоминая  подробности  дела,  и
как Вронский,  лавируя  при  последнем  полуслове  примирения,  ретировался, толкая вперед себя Петрицкого.
     - Скверная история, но уморительная. Не может же Кедров драться с  этим господином! Так ужасно горячился? - смеясь, переспросил он. - А какова нынче Клер? Чудо!- сказал он про новую французскую актрису. - Сколько  ни  смотри,
каждый день новая.. Только одни французы могут это...»




_______________________________ № 4 Аполлон Григорьев «Прости»


             I only know-we loved  in vain-
             I onli feel-farewell, farewell!
                Byron   
    

     Прости!.. Покорен воле рока,
     Без глупых жалоб и упрека,
     Я говорю тебе: прости!
     К чему упрек? Я верю твердо,
     Что в нас равно страданье гордо,
     Что нам одним путем идти.
    
     Мы не пойдем рука с рукою,
     Но память прошлого с собою
     Нести равно осуждены.
     Мы в жизнь, обоим нам пустую,
     Уносим веру роковую
     В одни несбыточные сны.
    
     И пусть душа твоя нимало
     В былые дни не понимала
     Души моей, любви моей...
     Ее блаженства и мученья
     Прошли навек без разделенья
     И без возврата...  Чт"о мне в ней ?
    
     Пускай за то, что мы свободны,
     Что горды мы, что странно сходны,
     Не суждено сойтиться нам;
     Но все, что мучит и тревожит,
     Что грудь сосет и сердце гложет,
     Мы разделили пополам.
    
     И нам обоим нет спасенья!..
     Тебя не выкупят моленья,
     Тебе молитва не дана:
     В ней небо слышит без участья,
     Мечты несбыточного сна...
    
     (Сентябрь 1844)




_________________ № 5 Уильям Шекспир «Сонет 120»


«То, что мой друг бывал жесток со мною,
Полезно мне. Сам испытав печаль,
Я должен гнуться под своей виною,
Коль это сердце - сердце, а не сталь.

И если я потряс обидой друга,
Как он меня, - его терзает ад,
И у меня не может быть досуга
Припоминать обид минувших яд.

Пускай та ночь печали и томленья
Напомнит мне, что чувствовал я сам,
Чтоб другу я принес для исцеленья,
Как он тогда, раскаянья бальзам.

Я все простил, что испытал когда-то,
И ты прости, - взаимная расплата»!

Перевод С.Я. Маршака




_____________________________ № 6 Франц Кафка «Искусство голодания»


«Но как бы много дней не проходило, любое голодание имело свой предел. Однажды одному из смотрителей цирка попалась на глаза клетка у загонов со зверями и он спросил у подчиненных, почему здесь стоит без дела эта довольно приличная клетка с гнилой соломой внутри; никто не мог на это ответить, пока вдруг кто-то не увидел дощечку с цифрами и не вспомнил о голодающем артисте. Шестами начали ворошить солому и нашли в ней артиста.
      -- Ты все еще голодаешь? -- спросил смотритель. -- Когда же ты, наконец, закончишь свое голодание?
      -- Простите меня, все вы, -- прошептал голодающий артист; один только смотритель, который прислонился ухом к решетке, понял его.
      -- Конечно, -- сказал смотритель и постучал себя пальцем по лбу, чтобы образно передать стоявшим рядом с ним состояние артиста, -- мы прощаем тебя.
      -- Я все время хотел, чтобы вы преклонялись перед тем, как я голодаю, -- сказал артист.
      -- Мы и так преклоняемся перед этим, -- любезно произнес смотритель.
      -- Но вам совсем не надо преклоняться, -- сказал артист.
      -- Ну, значит, тогда мы не будем этого делать, -- был ответ смотрителя. -- Почему же нам нельзя преклоняться?
      -- Потому что я вынужден голодать, я не могу по-другому, -- сказал артист.
      -- Гляди-ка на него, -- сказал смотритель, -- почему это ты не можешь по-другому?
      -- Потому что.., -- начал артист, чуть приподнял голову и заговорил вытянутыми, словно для поцелуя, губами прямо в ухо смотрителя, чтобы ничего из его слов не пропало, -- потому что я не мог найти еды, которая была бы мне по вкусу. Если бы я нашел ее, поверь мне, я бы не стал привлекать к себе никакого внимания, а ел бы в свое удовольствие, как ты и все остальные люди».




__________________ № 7 Николай Карамзин «Прости»


«Кто мог любить так страстно,
Как я любил тебя?
Но я вздыхал напрасно,
Томил, крушил себя!
Мучительно плениться,
Быть страстным одному!
Насильно полюбиться
Не можно никому.
Не знатен я, не славен:
Могу ль кого прельстить?
Не весел, не забавен:
За что меня любитъ?
Простое сердце, чувство –
Для света ничего.
Там надобно искусство —
А я не знал его!
(Искусство величатъся
Искусство ловким быть,
Умнее всех казаться,
Приятно говорить.)
Не знал — и ослепленный
Любовию своей,
Желал я, дерзновенный,
И сам любви твоей!
Я плакал — ты смеялась,
Шутила надо мной,
Моею забавлялась
Сердечною тоской!
Надежды луч бледнеет
Теперь в душе моей...
Уже другой владеет
Навек рукой твоей!..
Будь счастлива, покойна,
Сердечно весела,
Судьбой всегда довольна,
Супругу — век мила!
Во тьме лесов дремучих
Я буду жизнь вести,
Лить токи слез горючих,
Желать конца — прости!

1792



__________________________________ № 8  Николай Гумилев


«Ты пожалела, ты простила
И даже руку подала мне,
Когда в душе, где смерть бродила,
И камня не было на камне.
Так победитель благородный
Предоставляет без сомненья
Тому, кто был сейчас свободный,
И жизнь и даже часть именья.
Всё, что бессонными ночами
Из тьмы души я вызвал к свету,
Всё, что даровано богами
Мне, воину, и мне, поэту,
Всё, пред твоей склоняясь властью,
Всё дам и ничего не скрою
За ослепительное счастье
Хоть иногда побыть с тобою.
Лишь песен не проси ты милых,
Таких, как я слагал когда-то,
Ты знаешь, я их петь не в силах
Скрипучим голосом кастрата.
Не накажи меня за эти
Слова, не ввергни снова в бездну,—
Когда-нибудь при лунном свете,
Раб истомленный, я исчезну.
Я побегу в пустынном поле
Через канавы и заборы,
Забыв себя и ужас боли,
И все условья, договоры.
И не узнаешь никогда ты,
Чтоб в сердце не вошла тревога,
В какой болотине проклятой
Моя окончилась дорога».




_____________________________ № 9 Курт Воннегут «Колыбель для кошки» 


«Там никого не было, но в дальнем конце дверь стояла открытой и смутно доносились какие-то живые звуки.
Я подошел к этой двери и увидал большие апартаменты. Пол был закрыт мешковиной. Комнату красили, но, когда я вошел, двое маляров занимались не этим. Они сидели на широких и длинных козлах под окнами.
Они сняли обувь. Они закрыли глаза. Они сидели лицом друг к другу.
И они прижимались друг к другу голыми пятками. Каждый обхватил свои щиколотки, застыв неподвижным треугольником.
Я откашлялся…
Оба скатились с козел и упали на заляпанную мешковину. Они упали на четвереньки – и так и остались, прижав носы к полу и выставив зады. Они ждали, что их сейчас убьют.
– Простите, – сказал я растерянно.
– Не говорите никому, – жалобно попросил один. – Прошу вас, никому не говорите.
– Про что?
– Про то, что видели.
– Я ничего не видел.
– Если скажете, – проговорил он, прижавшись щекой к полу, и умоляюще посмотрел на меня, – если скажете, мы умрем на ку-рю–ке…
– Послушайте, ребята, – сказал я, – то ли я пришел слишком рано, то ли слишком поздно, но повторяю: я ничего не видел такого, о чем стоит рассказать. Прошу вас, встаньте! Они поднялись с пола, не спуская с меня глаз. Они дрожали и ежились. Мне еле-еле удалось их убедить, что я никому не расскажу то, что я видел.
А видел я, конечно, боконистский ритуал, так называемое боко-мару, или обмен познанием.
Мы, боконисты, верим, что, прикасаясь друг к другу пятками – конечно, если у обоих ноги чистые и ухоженные, – люди непременно почувствуют взаимную любовь. Основа этой церемонии изложена в следующем калипсо:
Пожмем друг другу пятки
И будем всех любить,
Любить как нашу Землю,
Где надо дружно жить».

1963




_________________ № 10 Франсуа Вийон «Эпитафия, написанная Вийоном для него и его товарищей в ожидании виселицы»


«Ты жив, прохожий. Погляди на нас.
Тебя мы ждем не первую неделю.
Гляди - мы выставлены напоказ.
Нас было пятеро. Мы жить хотели.
И нас повесили. Мы почернели.
Мы жили, как и ты. Нас больше нет.
Не вздумай осуждать - безумны люди.
Мы ничего не возразим в ответ.
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Дожди нас били, ветер тряс и тряс,
Нас солнце жгло, белили нас метели.
Летали вороны - у нас нет глаз.
Мы не посмотрим. Мы бы посмотрели.
Ты посмотри - от глаз остались щели.
Развеет ветер нас. Исчезнет след.
Ты осторожней нас живи. Пусть будет
Твой путь другим. Но помни наш совет:
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.

Господь простит - мы знали много бед.
А ты запомни - слишком много судей.
Ты можешь жить - перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит».




__________________________________ № 11 Яков Полонский  «На искусе»


«Как промаюсь я, службы все выстою,
Да уйду на ночь в келью свою,
Да лампадку пред девой пречистою
Засветив, на молитве стою...
Я поклоны творю пред иконою
И не слышу, как сладко поют
Соловьи за решеткой оконною,
В том саду, где жасмины цветут...
Но когда, после долгого бдения,
Я на одр мой ложусь, на меня,
Сладострастием вея, видения
Прошлой жизни встают ярче дня.
Замыкаю ль ресницы усталые -
Я тону в бездне сладостных грез:
Все-то вижу глаза ее впалые...
Плечи бледные... волны волос...
Начинаю ль дремать - тяжко дышится, -
Я безумца в себе узнаю;
Мне сквозь сон ее жалоба слышится
На беспутную юность мою...
И в слезах призывая спасителя,
Крик ребенка я слышу - и в нем,
В сироте, чую вечного мстителя
За любовь, что покрыл я стыдом...
И нет сил одолеть искушение!
Забывая молитву мою,
У погибшей прошу я прощение,
Перед ней на коленях стою...»





__________________ № 12 Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»


« — Эй ты, благородный дон! — закричал один. — А ну, предъяви подорожную!

    — Хамьё! — стеклянным голосом произнес Румата. — Вы же неграмотны, зачем вам подорожная?

    Он толкнул жеребца коленом и рысью двинулся навстречу штурмовикам. Трусят, подумал он. Мнутся… Ну хоть пару оплеух! Нет… Ничего не выйдет. Так хочется разрядить ненависть, накопившуюся за сутки, и, кажется, ничего не выйдет. Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность…

    Он подъехал вплотную. Штурмовики неуверенно подняли топоры и попятились.

    — Н-ну? — сказал Румата.

    — Так это, значит, что? — растерянно сказал первый штурмовик. — Так это, значит, благородный дон Румата?

    Второй штурмовик сейчас же повернул коня и галопом умчался прочь. Первый все пятился, опустив топор.

    — Прощенья просим, благородный дон, — скороговоркой говорил он. — Обознались. Ошибочка произошла. Дело государственное, ошибочки всегда возможны. Ребята малость подпили, горят рвением… — Он стал отъезжать боком. — Сами понимаете, время тяжелое… Ловим беглых грамотеев. Нежелательно бы нам, чтобы жалобы у вас были, благородный дон… «




__________________________________ № 13 Анна Ахматова


«Широк и жёлт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди весёлыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь —
С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала».

(Насколько знаю –
посвящено Борису Анрепу,
уехавшему в Англию навсегда.
Они оба писали стихи друг другу. Анна ему – больше тридцати.
Первая встреча в 1914 году, последняя в – 1965м, в Париже.)




__________________________ № 14 Викентий Вересаев «Два конца»


«Для Андрея Ивановича начались ужасные дни. «Ты – нищий, тебя держат из милости, и ты должен все терпеть», – эта мысль грызла его днем и ночью. Его могут бить, могут обижать, – Семидалов за него не заступится; спасибо уж и на том, что позволяет оставаться в мастерской; Семидалов понимает так же хорошо, как и он сам, что уйти ему некуда.
И Андрей Иванович продолжал ходить в мастерскую, где бок о бок с ним работал его ненаказанный обидчик. Все шло совсем по-обычному. Товарищи по-прежнему здоровались, разговаривали и пили с Ляховым, и никто даже не вспоминал о той страшной обиде, которую ни за что ни про что нанес Ляхов их больному товарищу. Андрей Иванович стал молчалив и сосредоточен; за весь день работы он иногда не перекидывался ни с кем ни словом. Ляхов пытался с ним заговорить, всячески ухаживал за ним, но Андрей Иванович не удостаивал его даже взглядом.
Он мог бы простить Ляхова, – о, он простил бы его с радостью, горячо и искренно, – но только, если бы это было результатом его свободного выбора. Теперь же само желание Ляхова получить прощение смахивало на милостыню, которую он по доброй воле давал обиженному Андрею Ивановичу. А для Андрея Ивановича ничего не могло быть ужаснее милостыни.
^…^
Катерина Андреевна помолчала.
– Простили бы вы его, Андрей Иванович! Ну что сердиться! Можно ли с пьяного человека взыскивать? Он так жалеет, что оскорбил вас! Все, говорит, готов сделать, чтоб опять получить дружбу Андрея Ивановича. Право, помирились бы!
– Я не женщина, Катерина Андреевна! – сурово ответил Андрей Иванович. – Вас вот можно как угодно оскорбить, а потом приласкай вас – вы и забудете все. А я не могу простить, когда попирают мои права, потому что я не раб, не невольник! Он этого никогда не дождется, так и передайте ему, негодяю!
^…^
Ляхов вдруг быстро встал и подошел к нему.
– Андрей! Ну, будет!.. Ради бога! – умоляюще произнес он, протягивая объятия. – Ну, прости меня! Я перед всеми товарищами прошу тебя: прости!
– Тебе и без моего прощения хорошо живется, – с ненавистью ответил Андрей Иванович.
– Ну, ради бога! Андрюша!.. Тебе моя палка нравилась, позволь мне ее подарить тебе в знак примирения! Из черного дерева палка, семь рублей заплачено… На! Прошу тебя, прими!
Андрей Иванович хотел повернуться и уйти, но вдруг остановился.
– Хорошо, я принимаю! – неожиданно сказал он и взял палку. – Но помни, Васька! – Задыхаясь, он постучал концом палки по столу. – Помни: когда я напьюсь так же, как ты в тот день, я всю эту палку обломаю о твою голову!
В голосе и в лице Андрея Ивановича было что-то до того страшное, что Ляхов побледнел; в его выпуклых глазах мелькнул испуг. Андрей Иванович, тяжело опираясь на палку, вышел из трактира».

1899




____________ № 15 Игорь Северянин «Лейтмотивы»


«Всегда мечтательно настроен,
Я жизнь мечтанью предаю.
Я не делец. Не франт. Не воин.
Я лишь пою-пою-пою!

На что мне царства и порфиры?
На что мне та иль эта роль?
За струнной изгородью лиры —
Наикорольнейший король!

На что мне ваших мыслей холод
И политический раздор?
Весенний день горяч и золот,—
И у меня весенний взор!

Благословенны будьте, травы
И воды в зелени оправ!
                Виновных нет: все люди правы,
                Но больше всех — простивший прав»!

январь
Петроград

1918



================================= 2018 06 19




LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL