Про Комитеты по ленинской и государственной премии

Ольга Гелашвили
Про Комитет по ленинским и государственным премиям в области науки и техники при Совете министров СССР; Был еще и Комитет по ленинским и государственным премиям в области литературы и искусства при Совете министров СССР

Это такая структура Советского союза, которая назначает премии, при этом выдает не только Орден, но и денежное вознаграждение в 5 тыс. руб. За ленинскую премию и в 2 раза меньше за государственную премию.

Каким же боком я про все это знаю, спросите вы?

Моя мамочка работала в комитете по ленинским и государственным премиям по науке и технике !
Как же получилось, что она работала в столь серьезной организации?
Когда то, очень давно там работала моя тетя, но при уходе на пенсию, она на свое место рекомендовала мою маму, и маму взяли. Думаю с "улицы" без поручительства не взяли бы никогда. Ведь там хранились секреты всей страны!
Комитет тогда располагался в Министерстве высшего и среднего специального образования при Совете министров СССР на Трубной площади, где в дальнейшем располагался театр современной пьесы, а еще ранее  до революции там находился ресторан Оливье.

Это было двухэтажное старинное здание с прекрасным актовым залом, в котором был и камин и прекрасные скульптуры девушек, держащих факелы.
В этом старинном здании, впрочем, ютилось не только Министерство и Комитет, но и такой орган, как Высшая школа.
 Много позже каждая организация получила место в других зданиях, но это было уже достаточно поздно, для комитета в частности, начиналось время перемен для страны, и комитет хоть и получил помещение старинного особняка, в Тверских улицах где-то, но деятельность комитета подходила к своему закату - начиналась в стране перестройка, и этот орган отпал как то сам по себе. Ну это мое личное мнение стороннего наблюдателя. Ведь аббревиатура Ленинская премия была уже к тому времени не актуальна.

Так вот, пока еще комитет существует и мне очень мало лет - я маленькая девочка. И опишу все, что помню из того времени.
Как я говорила, Комитет располагался в министерстве высшего образования и занимал место в 4 комнатах на 2 этаже. Да и человек то было всего 10!
 Что же это были за комнаты? Комнаты были огромные, особенно две из них - одна секретная, в который доступ не разрешался никому, там хранились материалы - это научные труды, присланные на рассмотрение Комитета для получения этих премий, ленинских и государственных.

В первой небольшой комнате располагались 2 научные сотрудницы и машинистка, в двух смежных небольших комнатах находился научный секретарь и моя мама, она была его секретарем. Я думала раньше, что он то здесь главный. Но нет, главный в комитете был Мстислав Келдыш, но он то пребывал совсем в другой структуре - Совете министров СССР. Все материалы, приготовленные комитетом для премии, отдавались ему для утверждения.
3 комната секретная, ну общая, туда и приносили свои работы "научные люди"
Там находилось много столов. И помогала здесь машинистка.

В один из дней собирались секции для обсуждения работ. Научные люди приходили на эти секции и работы обсуждались, затем работы выдвигались на премии.
 Заседание проходило в небольшой комнате за длинным столом, покрытым зеленым сукном. Научные Заседания проходили по направлениям, будь то математика, физика, химия или еще какие подразделы.
Из секретной комнаты приносили материалы для ознакомления. Хотя, конечно уже все эти работы были досконально изучены научными работниками.
Когда находился претендент на премии, будь то ленинская или государственная, отправляли на утверждение,  Мстиславу Келдышу, а вскоре, премию выдавали в Кремле - в Свердловском зале Кремля.
Так получилось, что в одном из годов, мне выписали пригласительный билет на вручение премии.
Хотя я была еще небольшая девушка, но паспорт у меня уже был. Мы прошли ворота Кремля. Проверяли раза три, и перед входом в Свердловский зал.
На сцену вышел Мстислав Келдыш. Он диктовал номинантов, они выходили на сцену, и он вручал знак.
Это были премии по научным работам страны, но здесь же вручали премии по культуре и искусству. Я никого не знаю в научных кругах того времени, но вот в культурных премиях помню двух человек, это был актер Табаков и композитор Чайковский. После окончания вручения, я подошла к ним с другими желающими и получила автограф и, Олега Табакова, и Чайковского.

Позже я узнала, что Мстислав Келдыш добровольно ушел из жизни, надышавшись автомобильными выхлопами Волги в гараже на даче ?? ;;;;