Убийство в Лузитании

Владимир Григорьян
 Отец часто покупал разные журналы, «Огонёк», «Крокодил», «Советский экран», «Наука и жизнь».., а я их с интересом читал (из воспоминаний юности). Кстати, любопытная штуковина память-порой не можешь точно сказать, что ел на завтрак (слегка утрирую), а вот произошедшее чуть ли не полвека назад- словно цветная чёткая фотографическая картинка. Втайне надеюсь, что это не начальная стадия тяжелейшего заболевания, описанного «стариной» Алоисом Альцгеймером. В кавычках, потому как скончался немецкий психиатр  отнюдь не в  преклонном возрасте. Ему было всего 51. Так вот, ближе к сути. В одном из номеров «Огонька», в преддверии девятого чемпионата мира по футболу в Мексике в 1970-м году, я прочёл коротенькую заметку о Жоао Салданье, бывшем на тот момент старшим тренером бразильской сборной. Сразу необходимая ремарка-в ряде источников ( в той же, к примеру, Википедии) имя Салданьи приводится как ЖОАН, но я всё же привык к ЖОАО, во-первых, именно так, а не иначе, оно было указано в упомянутой мной заметке, и именно так Салданью называет Игорь Фесуненко в своей, ставшей настольной для тысяч болельщиков, книге «Чаша «Мараканы». Значительно позже я узнал о Салданье множество примечательных фактов и историй, обросших, как это нередко случается с выдающимися людьми, красочными, фееричными подробностями. Но тогда, за пару месяцев до грандиозного события, коим без сомнения и по сей день является мировое  футбольное первенство, «Огонёк» ограничился скудной информацией, сопроводив её чёрно-белым снимком самого Жоао. Итак, кто же он, тренер «селесао» ( португальский язык), что в переводе значит "избранные", тренер бразильских виртуозов, которые могли делать с мячом умопомрачительные фокусы. Судя по его биографии, где нашлось место занятию контрабандой оружия, авторству книги о закулисных интригах  из мира футбола, работы военным корреспондентом в Корее, это человек способный на смелые, решительные поступки. Добавим для полноты картины коммунистические взгляды и принимая во внимание тогдашнюю политическую обстановку, получим весьма отважную личность. Да разве трус согласился бы возглавить сборную Бразилии по футболу?! Особенно учитывая сложнейший период, когда на носу были отборочные игры за попадание в финальную часть мексиканского чемпионата. А ведь Салданья не имел за спиной серьёзных успехов как игрок, да и собственно тренером-то  проработал около двух лет в клубе «Ботафого» с которым выиграл единственный титул. Но глубокие знания футбола, тактических схем, наличие оригинальных идей стали решающими факторами и  позволили другому Жоао, могущественному Авеланжу, президенту Бразильской конфедерации футбола, назначить Салданью тренером национальной команды. Чтобы сообщить важнейшую для страны и одновременно сногсшибательную новость бразильские телеканалы и радиостанции прервали текущие программы: «Салданья-тренер сборной!»

 Год спустя после завоевания путёвки на чемпионат, с великолепными показателями-шесть матчей-шесть побед (!), плюс выигрыш на «Маракане» (стадион в Рио-де-Жанейро, своеобразная футбольная мекка) у тогдашних чемпионов мира англичан…Салданью отправляют в отставку! Как говорится, невероятно, но факт. Причин столь странного решения несколько, главной из которых, видимо, был неуступчивый характер Жоао Салданьи. Он ни в какую не хотел танцевать под дудку руководства Национальной конфедерации спорта и футбольных властей страны, в частности. Его взгляды на развитие футбола оказались диаметрально противоположными с чиновничьими. Что недвусмысленно подтверждало и письмо Салданьи министру просвещения, которое можно охарактеризовать как настоящий манифест, где среди прочих требований Жоао настаивал на пересмотре рабского закона о переходах игроков…Говоря о Салданье нужно обязательно сказать о судьбе Эдуардо Гонсалвесе де Андраде, а по простому ТОСТАО, нападающего бразильской команды. Не забуду его финт на левом крае и ювелирную, выверенную передачу в штрафную, нашедшую Пеле, после чего король футбола мягенько катнул мяч под удар Жаирзиньо и Гордон Бэнкс, английский голкипер, ничего не мог поделать. В итоге бразильцы обыграли англичан на групповом этапе  1:0. А ведь за девять месяцев до триумфа (Бразилия стала в Мексике трёхкратным чемпионом мира) Тостао угрожала частичная слепота. Пущенный с близкого расстояния мяч угодил прямо в глаз. Врачебный вердикт гласил-отслоение сетчатки и минимум полгода в больнице. Салданья верил в Тостао  и поддерживал его. Сменивший Салданью на посту старшего тренера сборной Загалло включил-таки Тостао в окончательную заявку. И игрок проявил себя блестяще…

 Чемпионат мира в Мексике, в 1970-м, был для меня первым как для болельщика и зрителя. Хотя отец утверждал, что и в 1966-м я не отрывался от экрана только-только купленного телевизора «Старт-3» с регулировочными кнопками на  правой  боковой панели и во всю глотку орал: «Баня!» (так в народе звали любимца бакинского «Нефтяника» Анатолия Банишевского), когда сборная СССР билась с венграми в четвертьфинале в  Англии. Но хоть убей, я ничегошеньки про сей факт не помню. И потому Мексика-70 это моя первая любовь! Матч открытия с хозяевами, бесконечные свистки немецкого рефери Курта Ченчера; дубль Бышовца против бельгийцев; не терпящая возражений заявка старшеклассника Шахина, соседа по подъезду нашего дружного дома под номером Е-10, перед началом уличной футбольной баталии: «Чур, я буду Петраш!» ( фамилия нападающего сборной Чехословакии, забившего гол самим бразильцам); ночные бдения (до четырёх утра(!) ) вместе с отцом у чёрно-белого экрана, когда лишь дополнительное время  в двух матчах подряд рассудило кто выйдет в полуфинал: Англия или ФРГ, Уругвай или СССР; одна из лучших игр за всю историю между итальянцами и немцами за право выступить в финале, и мужество Франца Беккенбауэра  с вывихнутой ключицей оставшегося на поле; слёзы обиды от непоправимой ошибки судьи ван Равенса,

Человек по имени Лауренс
http://www.proza.ru/2016/02/24/1502

засчитавшего гол в наши ворота; все июньские номера еженедельника «ФУТБОЛ-ХОККЕЙ», подаренные мне дядей Акифом, отцовским  товарищем по работе ( в киоск газета поступала в ограниченном количестве и в дни чемпионата достать её можно было только по блату или имея огромное везение); купленный мамой и чудом сохранившийся значок, где изображён талисман первенства мира Хуанито…и маленькая заметка в "Огоньке" о Жоао Салданье.

Конечно, потом были следующие мировые чемпионаты, оставившие свой след и массу впечатлений, но тот первый, увиденный в девятилетнем возрасте, держится   особняком, горделиво поглядывая на более молодых коллег…



* Описанная Игорем Фесуненко в книге "Чаша "Мараканы" история об убийстве человека за неосторожно произнесённую им реплику: «Салданью давно нужно было выгнать из сборной». А «Лузитания» это название кабака, места, где требуется быть внимательным к тому, что говоришь, особенно, если дело происходит в окружении горячих бразильских болельщиков.

P.S. Жоао Саалданья умер в возрасте 73 лет, в Риме, в 1990-м году, приехав на чемпионат мира в Италию в качестве журналиста.