Лора Гуэрра - Элеонора Яблочкина

Григорий Аванесов
На фото Лора Гуэрра (Элеонора Яблочкина) и Тонино Гуэрра или Tonino Guerra

На центральном вокзале Рима (1983) есть возможность продлить билет или за бронировать места в спальном вагоне. Спальные вагоны большая редкость в Италии. За стойкой никого не было, а перед стойкой стояла рыжая женщина неопределенного возраста (больше 40 лет) с веселыми голубыми глазами.
 
Женщина уже не была красавицей, но не лишена привлекательности и обаяния. Видимо в молодости была очень красива: пышные волосы, голубые глаза, хорошая фигура. Так как ждать пришлось довольно долго мы разговорились. Я говорил еще плохо по-итальянски, но бойко отвечал на вопросы заученными фразами. Женщина вдруг перешла на русский (с хорошим произношением и правильным ударением). Беседа резко оживилась. Когда появился кассир (минут через 40) она пропустила меня вперед и объяснила ему мою проблему.

Расспрашиать ее в то время (1983) в Риме было не принято - все из СССР попадали в Италию слишком "разными" путями. По моей речи Лора определила, что я не из Москвы. Спросила меня о месте жительства. Я гордо ответил, что из Питера.

Кассир мне посоветовал обратится в министерство путей сообщения. Я пошел, предварительно поблагодарив женщину за помощь. Вечером от Русико (в последствии посол Грузии при Ватикане) я узнал, что это была Лора Гуэрра жена прославленного сценариста и близкого друга самых известных итальянских кинодеятелей (почти небожителей). Лора  и Тонино встретились в Москве — в  1975 году.

Второй раз помощь от Лоры была материальная. Она специально приехала в Венецию и привезла Русико целую сумку еды (Русико, как настоящая грузинка, поделилась едой с нами). Это было очень кстати, так как деньги у нас были все уже потрачены. А дорога до Москвы (на поезде) была долгой. Лора вообще старалась помогать всем людям из СССР.

После этого я стал ценить итальянское кино выше других.

Тонино (настоящее имя Antonio) Гуэрра или Tonino Guerra (1920 — 2012) — итальянский поэт, писатель и сценарист (автор сценариев более 100 фильмов). Очевидно был евреем так, как сидел при фашистах концлагере.

С 1953 года Тонино Гуэрра пишет сценарии к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино.  Он работал с самыми великими итальянскими режиссёрами. Он работал с режиссёрами: Джузеппе Де Сантисом, Мауро Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани.

В середине 1970-х женился на еврейке (папа у Яблочкиной был евреем - Генрих Крейндлин родился в белорусских Климовичах) Лоре (Элеоноре Яблочкиной). Когда они встретились, - ей было за 30, ему за 50. Фамилию Яблочкина Лора получила от первого мужа (Лора была намного моложе мужа). Имя при рождении Лора Крейндлина.

Невысокий, лысый, пожилой, Александр Ефремович Яблочкин умер в 59 лет. Элеонора Яблочкина в 34 года осталась вдовой.
Отпевал Яблочкина старый раввин. Раввин сказал Лоре, что еврейская женщина уже через три месяца должна найти нового возлюбленного. Иначе её скончавшемуся мужу будет на том свете плохо...

Для Микеланджело Антониони Тонино писал «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Фотоувеличение», «Забриски Пойнт», «Тайна Обервальда», «Идентификация женщины».

Со слов Лоры, Тонино был очень не доволен, как трансформировал в своем фильме Микеланджело Антониони его сценарий «Идентификация женщины».

Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини придумал пьесу «Амаркорд», которая позже превратилась в знаменитый фильм. Потом были «И корабль плывёт…» и «Джинджер и Фред».

Писал сценарии для таких выдающихся кинорежиссёров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский. Первым совместным проектом с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским оказался «Лев с седой бородой», имевший невероятный успех у западных зрителей и критики, собравший множество фестивальных премий.

С Хржановским же сняли фильм по рисункам Федерико Феллини «Долгое путешествие» и «Колыбельная для Сверчка», посвящённый 200-летнему юбилею Пушкина.

Тонино Гуэрра – поэт, сценарист, писатель, художник, журналист и архитектор, скульптор, конструктор, меценат, сказочник, педагог, металлург, изобретатель, общественный деятель, агроном, садовник, химик – и просто хороший человек. Лора и Тонино Прожили вместе около 40 лет. (В 1977 году в Москве состоялась их свадьба. Тонино Гуэрра уже было 57 лет). Тонино Гуэрра: "Я русский по жене."

А еще он футболист и саксофонист. На русском языке известны его книги "И корабль плывет", "Семь тетрадей жизни". Гуэрра был самым востребованным итальянским сценаристом. Тонино Гуэрра написал сценарии к фильмам, которые вошли в золотой фонд классики мирового кино.

Сценарист был кавалером Большого Креста ордена "За заслуги перед Итальянской республикой" (2002) и великим офицером ордена "За заслуги перед Итальянской республикой" (1995).

За большой вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей между Россией и Италией награжден российскими орденами Дружбы (2000) и Почета (2010).

В 2008 году он был награжден медалью Михаила Чехова.

В 2009 году удостоен Премии имени Н.В. Гоголя в Италии.

Его сын Андреа Гуэрра (1961 года рождения) — композитор, автор музыки ко многим кинофильмам.
__________
Тонино Гуэрра «Армения»


Армения – единственное место, которое меня изменило, - я бы сказал – полностью.
Я конечно видел и чудеса мира и произведения искусства в разных концах света. И всё это наполняло меня восхищением – но изменила меня именно Армения.
Что меня восхитило особенно. Меня восхитила сила слабости.
Эти монастыри, построенные руками монахов, которым удавалось своими молитвами растворить скалы и сделать их легкими.
Исторический музей в Ереване наполнил меня ВРЕМЕНЕМ и сделал из меня ПЫЛЬ.

P. S.
Гуэрра и Армении
Осень Волшебника. Документальный фильм (Армения, 2008). Режиссеры Рубен Геворкянц, Ваэ Геворкянц.

Я не ожидал, что будут часто читать про Лору!! Почти каждый день.


Рецензия на «Лора Гуэрра» Лариса Черепанова 2 от 10.03.2019

Читаю Георгия Данелия "Безбилетный пассажир", заинтересовалась посвящением семье Гуэрра, а здесь и Ваше произведение нашла.Прекрасно, что вы написали о великой любви в сложное время.