Микеланджело Антониони 1912 2007

Григорий Аванесов
Микеланджело Антониони (1912 — 2007) — итальянский кинорежиссёр и сценарист. Всего фильмов: 50 (1942 — 2012).

Моника Витти на долгие годы была музой и спутницей жизни Антониони. Гениальный режиссёр увековечил сексапильную актрису итальянского кино в своих картинах.

Классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». В фильмах Микеланджело Антониони всегда присутствуют сильные и необычные женские персонажи.

В историю мировой культуры Микеланджело Антониони вошёл фильмам, созданным в 60-е-70-е годы.

Микеланджело Антониони — итальянский режиссер, который полностью пересмотрел концепцию повествовательного кино и бросил вызов общепринятым понятиям повествования, реализма, драмы и мира в целом. Его фильмы — зародыши загадочного и сложного настроения — отвергли действие в пользу созерцания, ставя имидж и дизайн над героем и историей.

Фильмы Антониони пронизаны эмоциональной усталостью. Его трилогия «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), «Затмение» (1962) повествует о красивых людях, потерявших жизненные ориентиры и неспособных строить отношения.

Все свои фильмы этот мизантроп посвятил одной теме – отчужденности людей, их неспособности понять друг друга. Сюжеты фильмов запутаны и смутны, мало кто помнит, из-за чего страдали герои, почему все расстались.

Антониони первым из режиссёров получил высшие награды всех трёх самых престижных кинофестивалей — Каннского, Венецианскогои Берлинского. Режиссер описал жанр своих фильмов как нуар наоборот.

Лучшие фильмы Антониони: «Ночь» (1961), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), «Приключение» (1960), «Фотоувеличение» (1966).

В центре его внимания — рассмотренные под углом философии экзистенциализма проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей.

Всемирное же признание пришло к режиссёру в начале 1960-х, после «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют фильмы «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти (1931).

«Приключение». Рейтинг фильма IMDb: 7.90

Лучшие фильмы Моники Витти: Ночь, Затмение, Красная пустыня, Приключение, Девушка с пистолетом.

Все картины трилогии связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых людей, не способных ни сформировать долговечные отношения друг с другом, ни разобраться, в чём же состоит их предназначение в этой жизни.

Англоязычную трилогию продолжили ленты «Забриски-пойнт» (1970) и «Профессия: репортёр» (1975). «Забриски-пойнт» стал первым за 10 лет фильмом Антониони, который стал культовым. Фильм «Профессия: репортёр» считается вершиной творчества Антониони, его последним большим высказыванием.

Антониони заставил публику повернуться лицом к неуверенности и непредсказуемости современной жизни. Антониони озвучил едва ли не главное ощущение нашего времени — что тот мир, который мы были в состоянии понять, мир бескрайних горизонтов и возможностей, уже не существует.

Он опровергает условности классического повествовательного кино. Зритель его фильмов, уходя из кинотеатра, не может быть уверен в том, что понимает значение показанных событий: что именно происходило на экране и почему.

Антониони балансирует на лезвии бритвы — он не навязывает зрителю смыслы, но в то же время и не отменяет их существование. В своих классических фильмах Антониони оставляет путь к интерпретации свободным.

Он не предлагает «ключей» для однозначной расшифровки заложенных в фильме смыслов, ибо объективная истина для него не существует. Антониони характеризует фраза: «Задача репортёра, как и режиссёра, — задавать вопросы, а не давать ответы… Это кинематограф неопределённости».

Антониони сказал: «мои фильмы ни о чём, но с подробностями».

«Идентификация женщины» (итал. Identificazione di una donna) — кинофильм режиссёра Микеланджело Антониони, снятый в 1982 году. Авторы сценария: Микеланджело Антониони, Жерар Браш, Тонино Гуэрра.

Сюжет фильма: кинорежиссёр ищет героиню своего будущего фильма и вместе с тем свою настоящую любовь. Чувственная мелодрама рассказывает историю о глобальном непонимании в стремительно меняющемся обществе.

Сюжет фильма «Идентификация женщины» концентрируется на сорокалетнем режиссере, переживающем кризис среднего возраста. В его истерзанном сознании рождается сюжет о некой идеальной женщине, само существо которой способно объяснить суть женственности и природу любви во взаимоотношении полов.

Кинорежиссёр начинает искать исполнительницу главной роли, но на самом деле он не сознавая этого пытается заполнить пустоту рядом с собой. Мучения кинорежиссёра в тщетных попытках наконец найти свое "я" в другом человеке становятся отражением всеобщей отчужденности, царящей в современном мире.
 
Тонино Гуэрра был очень недоволен (со слов Лоры - жены Тонино), что его первоначальный сценарий был изменен Антониони. После выхода фильма развернулась широкая дискуссия о фильме.

Несколько домохозяек (человек 10 -15 не больше) из Перуджи пригласили Антониони в небольшой бар. В котором он кратко выступил. Наверное, отвечая на их коллективный вопрос. Со стороны все именно так выглядело.

Меня поразило, что известный режиссер откликнулся на просьбу всего нескольких простых женщин. Приехал осенью (1982) за десятки километров на целый вечер к ним. Держался он очень просто, одет был как-то по-домашнему. Потом начались вопросы к нему.

Еще поразило, что вопросы задавались не громко, а каждая женщина подсаживалась к нему и почти на ухо его о чем-то спрашивала. Антониони в полголоса подробно отвечал ей. Мне это напомнило исповедь у знаменитого священника.

Вопросов было много – фильм очень заинтересовал женщин. Когда я смотрел фильм по телевизору знаменитые длинные планы Антониони очень часто использовали для вставки рекламы. Режиссера трудно понять - в мире Антониони загадки не получают прямых ответов, а лишь переходят в другие более сложные загадки.

Посмотрев фильм я понял, что до высокого искусства я еще не дорос. Фильм оказался для меня слишком сложным и слишком глубоким. Наверное, надо быть покинутым мужчиной или брошенной женщиной, чтобы понять те вопросы, которые в нем поставлены. А у меня было все хорошо и фильм оказался далек от моего восприятия.

Повзрослев я пытался применить приемы Антониони в своей жизни. Успеха не достиг, но полезные знания получил.

Лев Вишня о фильме «Красная пустыня», Il deserto rosso (1964):

"Отличный артхаосный проект с мощным содержанием и великолепными диалогами. С длительными растяжками и точным выводом всех интонаций на финал. Тем, кто хочет получить удовольствие от артхаоса этот фильм будет всегда определенным ориентиром."

Лев Вишня о фильме «Фотоувеличение», Blowup (1966):

"Еще один прекрасный проект от известного итальянского классика. Мне этот фильм нравится больше чем «Красная пустыня», он жестче и глубже показывает натуру человека. Он сложнее по содержанию и эффектней в финале. В целом Антониони можно определить как режиссера, заставляющего тебя много думать. Этот фильм для глубоких ценителей кино. Гурманов в подлинном смысле слова."

МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ http://www.liveinternet.ru/users/4088024/post194231471/

"О фильме Затмение М. Антониони - 1962" автор Сергей Горцев
http://proza.ru/2012/10/11/906

"О фильме Идентификация женщины М. Антониони - 1982" автор Сергей Горцев
http://proza.ru/2012/10/28/649

"О фильме За облаками - М. Антониони - 1995" автор Сергей Горцев
http://proza.ru/2012/12/09/1256

"О фильме Ночь М. Антониони 1961" автор Сергей Горцев
http://proza.ru/2012/10/07/2494

"О фильме Профессия репортёр М. Антониони - 1975" автор Сергей Горцев
http://proza.ru/2012/10/22/890

Рецензия на «Микеланджело Антониони 1912 2007» (Григорий Аванесов)

Из Антониони смотрел "Красную пустыню" за прямо-таки великолепный визуальный ряд: все эти заводы, каркасы технических сооружений... Но тема психического заболевания героини Моники Витти там раскрыта неполно, гораздо лучше в "Отвращении" Романа Полански. "Фотоувеличение" понравилось духом свободы, я такие фильмы долго смотрю: в два или даже три приема, чтобы ничего не пропустить. Во время просмотра идет усиленная мыслительная деятельность.

Владимир Еремин   03.01.2023