творчество - не самоцель а средство?

Серхио Николаефф
творчество - не самоцель (а средство ..)  ?.

[..по материалам обеих двух книг,романов:
"Под покровом небес" (П.Боулза)
и "Клеа"  (Л.Даррелла)].


             ----
              I.
из послесловия к книге П.Боулза
"Под покровом небес"
за авторством Теннесси Уильямса.

         ----
   эпиграф к роману:

"Участь каждого человека является личной лишь постольку,
поскольку она может оказаться напоминающей то, что уже есть
в его памяти".

     Эдуардо Маллиа.

        ----
     Послесловие,
  Теннесси Уильямс,

>>

"Роман-аллегория: Человек и его Сахара":

..Давненько уже не выходило в Америке первых романов у людей,
которым под сорок или хотя бы далеко за тридцать (Полу Б.сейчас
тридцать восемь). Поскольку успех и публичность действуют как
что-то вроде скороварки (иногда-морозильника), наметилась обескураживающая
тенденция: талант доводится до готовности (или костенеет), не достигнув
..!должноей внутренней зрелости (..достаточноей и необходимоей - ..моё дополненье соотв.).

(..)

<<    

    

             ====
              II.
    из "Клеа" Даррелла Л.

             ----
       эпиграф к "Клеа"

>>
Моему отцу

Первичное и прекраснейшее из свойств Природы есть движение, только оно одно и поддерживало в ней жизнь во все времена; но поскольку это движение само по себе есть всего лишь непрерывная череда преступлений, следовательно, и сама Природа преступна и на преступлении зиждется.

Д. А. Ф. де Сад.

<<

      ----
       1.

>>

(..)

..прислушиваться к некой трансцендентной сущности — я получал целый град ответных обвинений, нелепейших и неуместных, что само по себе лишний раз подтверждало: я прав, ей просто хочется от меня отделаться. «Я не тот человек, который тебе нужен, Дарли. С тех пор как мы вместе, ты же ни строчки не написал. И ни планов больше, ничего. Ты даже и читать почти перестал». Столько твердости появлялось вдруг в ясных ее глазах и столько беспокойства! Мне приходилось сводить все на шутку. Если честно, я знал уже наверняка (или мне казалось, что я знал?): я никогда не стану писателем. Живший во мне когда-то импульс довериться миру этим, и только этим, способом иссяк, истаял! И мысль о вздорном маленьком мирке бумажных кип и типографской краски уже ничего, кроме скуки, во мне не вызывала. Да и не сказать, чтобы я страдал по этому поводу. Напротив, было чувство облегчения — чувство освобождения от этих форм, таких неадекватных и нелепых, неспособных выразить истинную суть человеческого чувства. «Ну что ты, Клеа, дорогая моя, — сказал я, по инерции забыв убрать улыбку и раздумывая, как бы мне так ответить, чтоб и обвинение отвести, и ее утихомирить. — А я как раз задумал книгу. Критика, литературная критика».

(..)

     ----
      2.
(..)

..Но должна была пройти еще малая толика времени, пока не расступились облака и предо мной не предстал тот потаенный пейзаж, о котором она мне писала и который между тем сама делала понемногу своим, мазок за медленным мазком кисти. Он столько времени строился вокруг меня, этот волшебный образ, что я оказался так же не готов к нему, как и она когда-то. Он явился прозрачным голубым днем без всякого предупреждения, без моего малейшего ведома и так легко, что я бы и сам не поверил. До той поры я был как робкая девочка, которая так боится рожать своего первого ребенка.
Да, в один прекрасный день я с удивлением обнаружил, что пишу дрожащими пальцами первые четыре слова (четыре буквы! четыре лица!), коими с тех пор, как возник мир, всякий рассказчик делал свою скудную ставку на внимание собратьев по роду людскому. Слова, что предвещают, только и всего, старую как мир историю о том, как художник входит в возраст. Я написал: «Давным-давно жил-был…»
И вдруг будто вся вселенная подтолкнула меня локтем в бок!

<<

(конец книги).

               ----
                3.

"Рабочие заметки" в конце соотв. книги Л.Д. "Клеа"

>>
..

"Бальтазар в Венеции видится с Арноти. Фиолетовые очки, порванное пальто, карманы, полные крошек: кормить голубей. Сцена у «Флориана». Шаркающая, как у паралитика, походка. Разговоры на балконе маленького pension  над затхлою водой канала. Действительно ли Клодия списана с Жюстин? Он не уверен. «Говорят, что время — память; искусство же существует, чтобы оживлять время, ничего при том не вспоминая. Вы говорите об Александрии. Я даже и представить себе этот Город уже не в состоянии. Он растворился. Произведение искусства есть нечто более похожее на жизнь, чем сама жизнь!» Медленное умирание".

<<

             ----
              4.

  предпоследнее обращение (от Клеа к Дарли)

>>
(..)

..чем я впрягусь собирать чемоданы. Что же до тебя, мудрая твоя голова, сдается мне, ты тоже переступил уже — или нет? — порог волшебного царства твоего воображения, чтобы вступить в права владения им отныне и во веки веков. Напиши, расскажи мне — или оставь сей разговор до какого-нибудь маленького кафе под каштаном, в туманную осеннюю погоду, на самом берегу Сены.
Я жду вполне счастливая и спокойная, всамделишнее человеческое существо и, наконец, художник.
Клеа ».


====
.v obschem nadobno b sozret' i dlya tvworcheystwa,
i ..dlya ..lyuboviyi toje nado sobstvenno i sootw.