Нищета идей в Европе

Александр Шуринов
     Вчера в передаче Владимира Соловьёва, где собрались достаточно умные люди, прозвучала мысль о нищете идей, духа, концепций мирового развития. Европа и США «выдохлись»! Они уже не могут конструировать новые идеологические вершины, цели и направления. В чём же дело? Из чего сделано это заключение? Один из участников дискуссии представил, как определённую альтернативу,  позицию Китая. Оказывается наш сосед не оставил идеи всеобщего экономического благоденствия китайского общества. А как  способ его нынешней реализации полагает борьбу с коррупцией на верхних этажах власти и бизнеса. Конечно, экономический характер этого целеполагания «обрастает» общими словами и выражениями о «свободе, равенстве и братстве», но обеспечить гармонию экономического и духовного он не в состоянии. Да и цели такой не преследуется. Преследуется победа над геополитическими противниками, борьба за мировые рынки сбыта, финансовую самостоятельность  и прочие экономические стимулы и параметры. О духовном или забыли, или разучились говорить.
    Возникает естественный вопрос: «А может быть и не умели?». Ведь духовность это категория намного более высокого порядка, нежели экономика. Конечно, были раньше люди, которые это хорошо чувствовали, понимали и изучали. Но где они теперь? Многие уже в ином мире.  Другие же попали под давление экономического «молоха» и сломались.
     Времена революционного преобразования мира, на которое век назад уповали общественные деятели всего мира, ушли в прошлое. А с ними и понимание «свободы, равенства и братства». Давайте признаемся самим себе, что сегодня свобода понимается как свобода конкуренции. А учитывая зависимость различных властных структур от финансов, нужно дать объективное на данный момент понимание свободы как свободы сильного давить и принуждать слабого, свободы грабить и насиловать. То есть, свобода, якобы, есть, но понимать её нужно как свободу в строго очерченных рамках своей экономики, своего бытия, где за каждый миг свободы предстоит ожесточённая борьба. Если раньше мы слышали слова о свободе как «осознанной необходимости» её самостоятельно ограничивать, то сегодня самостоятельное ограничение дополняется людоедскими функциями бизнеса и нечеловеческого государственного давления. А собственно «самостоятельное ограничение» без соответствующего воспитания новых поколений превратилось на наших глазах в самостоятельную распущенность, доходящую иной раз до вседозволенности и дикости.
   Своё понимание в лозунг о всеобщем равенстве, декларируемом выдающимися умами несколько столетий назад, внесло  наше новое время. Но со своими причудами. Сегодня «играющие за столом» тайных и нетайных правительств предлагают выровнять права детей и родителей, права больных и здоровых, права большинства и меньшинства.  Характерно, что от изначального понимания равенства как равенства экономического современные идеологи уходят всё дальше и дальше. Они считают его неактуальным? А потому умножают число миллиардеров, выравнивают для них налоги, а фактически, поощряют грабёж. И это является основным нарушением исходного принципа.
   Юридическое понимание равенства приходит, фактически, к пониманию равных прав грабителя и ограбленного. Но и такое равенство несостоятельно, поскольку в нынешних условиях права во многом зависят от потенции грабителя. А ограбленному остаётся только уповать на «милость победителя». Надо сказать, что многие функции государства содержат идеалогему равенства. Но может или даже хочет ли оно его осуществления? По существу, равенство остаётся беспочвенным пожеланием, как, ничем не подкреплённое, пожелание счастья в день рождения.
     Последним в чреде революционного лозунга мы находим «братство». Однако, и в его содержании мы наблюдаем изменения. Если изначально в нём виделось объединение революционеров их поддерживающего населения, то сегодня это скорее братство коррупционеров и их приспешников. Мы видели как с приходом власти советов (была ли она в реальности?) росло братство революционеров, которое достаточно быстро переросло в братство партийной и хозяйственной номенклатуры. От этого варианта революционного братства к братству коррупционному рукой подать!
          Таким образом, мы видим полную несостоятельность лозунга «Свобода. Равенство. Братство» в известных нам исторических и современных условиях. Наполеон и его последователь по геополитическим планам завоеваний Гитлер  с некоторым временным успехом пользовались этим лозунгом, скрывая свои истинные геополитические цели. Однако, и тот и другой были в конце концов разоблачены мировым сообществом и признаны государственными преступниками. Общество оказалось способным противостоять этим спекулянтам, несшим человечеству зло противостояний на всех уровнях развития общества: противостояние сословий, противостояние имущих и неимущих, противостояние религий и атеизма, противостояния культур и традиций, противостояния языков и территорий.
     Сегодня мы, не дожидаясь очередной мировой войны и пытаясь её предупредить, стоим перед задачами определения очередного агрессора  и создания условий, препятствующих его спекуляциям и стравливанию народов.
   И если очередной государственный агрессор уже определился в результате известных войн и современных противостояний (это, конечно, США), то,  создание условий, препятствующих ему, пока только благое пожелание.  Однако, у общества ещё есть шанс, предотвратить, войну и им нужно воспользоваться.
    Прежде всего, требуется определить новые цели мирового развития, представить новые идеалы, разработать новые механизмы их достижения. Данная статья, не претендует на полномасштабность доказательств и всеобщность исследовательского материала. Очевидно, это дело коллективное. Но начнём с главного! С целей!
   Каковыми  же могут быть цели мирового развития? Очевидно, ими должны быть цели сохранения и умножения человечества. Идеи Мальтуса и Смита должны быть похоронены навечно, поскольку отражают интересы имущественного класса. И не более того. Идеи выделения и сохранения «золотых миллиардов» должны уйти в прошлое. Но, скажите, кто же вам даст? Оставим этот вопрос на потом. А пока «что делать»!
Очевидно, что этот вопрос будет упираться в культурные основы человечества, в основы его семейно-родовой культуры, основы бытового уклада, механизмы преемственности поколений. И слава Богу! Давно пора!
Хватит строить концепции сверху, от вершин власти, от геополитических интересов, интересов тайных правительств и кланов! Пора начать строить концепции снизу, от человека, от семьи, от отцовства и материнства.
См. материалы Александра Шуринова на портале ПРОЗА.РУ