Жилищная реформа. 3. Семейный подряд

Валерий Русаловский
Из цикла – реальные истории.
Имена и фамилии героев изменены
по этическим соображениям.



                ЖИЛИЩНАЯ РЕФОРМА

3. Семейный подряд

Чтобы понять, что происходит в жилищной сфере, пришлось  воочию вникать в деятельность соседнего товарищества собственников жилья. Сравнительный анализ напрашивался сам собой, так как данный жилищный комплекс по всем показателям был аналогичен предыдущему. Более того  там, тоже горели страсти и сыпались проклятия на голову реформаторов. Досталось и жуликам, которым удалось вволю поживиться на коммунальных нововведениях.

Здесь у соседей, так же как и в других дворах, активная группа граждан во главе с Анатолием Мишиным  создала своё товарищество. К делу подошли серьёзно, конечно без «своих» не обошлось. Все дома жилого комплекса вошли в ТСЖ, что давало преимущество эффективно управлять общим хозяйством. Состав правления тоже был избран не выборочно для «дела», как у Надежды Петровны, а от каждого подъезда по одному собственнику, что позволяло жильцам более активно отстаивать свои интересы.

Управление строилось по двухзвенной схеме. Правление и его председатель, обладая всей полнотой власти, работали безвозмездно, то есть денег не получали. А вот непосредственные исполнители их воли были наёмными работниками. Подобный подход, защищал всех от противоправных действий и не позволял попусту тратить деньги.

Самого Мишина избрали председателем правления, что тоже было логичным, так как за его спиной имелся большой опыт работы по обеспечению предприятий коммунальными услугами, водой, теплом и  электроэнергией. Более того он имел солидный опыт управления финансово-хозяйственной деятельностью и людьми, много лет возглавляя солидное энергетическое предприятие.

Если характеризовать персону председателя, в общем, то одним словом можно сказать так - «неудобный человек». Те, кто работал с ним, знают, что своровать он ещё не дал никому, а если поставил задачу, то обязательно проверит её исполнение. Наверное, въевшийся в кровь опыт хозяйственной деятельности научил его этому правилу раз и навсегда.

Поэтому создавая ТСЖ,  всю работу по обеспечению правовой базы товарищества Анатолий поручил юристу Самойлову, с которым, лично был хорошо знаком. Конечно же, не без интереса для последнего, так как его жена становилась главным бухгалтером данной организации с хорошим окладом.

К подбору управляющего тоже подошли серьёзно и назначили энергичного и деятельного Сергея Бермана. Конечно, свои знания и навыки новый управленец оценил в солидную сумму, и сердобольное правление одобрило его притязания.
Но со временем их осенило, ведь тепло, воду, газ и электричество в жилой комплекс подают совсем другие менеджеры, работая не покладая рук за более низкую ставку. Да и во дворе, подъездах, вокруг домов ничего не изменилось к лучшему, и, это особенно бросалось в глаза, вызывая недовольство.

Но зато изменился сам Берман, появляться на людях он уже стал с папкой под мышкой, как символом незыблемой власти. А потом, ко всему прочему, начал делать попытки выйти из-под контроля правления взяв его функции на себя.
Более того, особой инициативы в работе не проявил, да и к указаниям своего начальства относился с прохладцей. Поэтому руководство быстро исправило свою ошибку и назначило ему другой оклад, почти в два раза ниже предыдущего. Обиженный Берман немедля написал заявление об уходе, дескать, не дали раскрыться таланту и ушёл. Но ушёл, как водится в таких случаях, не совсем!
                *     *      *
Казалось бы, одна проблема разрешилась, но стала проявляться другая, теперь уже в лице главного бухгалтера Самойловой. Здесь так же обнаружились её низкие профессиональные навыки, которые становились помехой, в организации  работы товарищества. И опытный Мишин, проработавший не с одним главбухом, стал резонно корректировать её деятельность, так как закрывать глаза на это уже было опасно, не только для людей, но и для самого бюджета.

Однако Самойлова, чувствуя поддержку своего мужа и его дружка  Бермана, так же, как и Надежда Петровна, топнула ножкой и отказала председателю в аудиенциях, но к счастью не совсем, а предложила ему общаться через адвоката, то есть в присутствии своего мужа. Таким образом, прерывалась естественная рабочая связь правления с исполнителями. Вопрос, что делать? - встал с обеих сторон.

Описать эту ситуацию досконально не представляется возможным из-за множества противозаконных ходов и противоправных действий, которые в последствие были приняты Самойловыми и Берманом с целью шантажа правления ТСЖ и его последующего развала. Задача их была вполне  очевидной, им надо было остаться при своём интересе.

Здесь стоить заметить, что во многом они преуспели, распуская компрометирующие слухи и угрожая физической расправой председателю, а для подтверждения серьёзности своих намерений однажды ночью сожгли его машину.

Ничего не поделаешь, полиции пришлось расписаться в своём бессилии, уж слишком сложным оказалось для неё это дело! Спасла служивых, как водится в таких случаях чудотворная птица из семейства тетеревиных, - «глухарь». Дело в итоге закрыли. В этой непростой ситуации правлению ничего не оставалось, как заявить о своём  роспуске, чтобы погасить нахлынувшие страсти.
                *     *      *
Используя паузу после сложения полномочий правления и до проведения внеочередного общего собрания, Берман и супруги Самойловы, а также примкнувший к ним Варанов незаконно оформили протокол заседания правления, на котором избрали новоявленного активиста председателем.

В последующем, районный суд данные действия этой «инициативной» группы признал незаконными. Но та уже вошла во вкус и на очередном заседании вновь избрала председателем Варанова, и опять этот же суд квалифицировал данное решение, как незаконное. Вполне очевидно, что «святой троице», этот человек просто был нужен, как инструмент, посредством, которого можно было совершать любые действия.

После судебных тяжб ТСЖ всё же устояло, обновив правление в которое теперь вошли четыре человека. Председателем так же был избран новый собственник, из бывших правоохранителей, скорее всего это было сделано для надёжности и наведения порядка в обществе. Однако и это правление быстро сориентировавшись в обстановке присоединилось к «инициативной» группе, свергнувшей предыдущее руководство.
                *     *      *
Уже дважды вступавший в должность председателя Варанов  и его подельники, не сидели, сложа руки. Понимая, что руководство ТСЖ может, предъявить к ним требования за содеянные действия и незаконно расходованные денежные средства, они начали путём вычленения домов из жилого комплекса, создавать под себя новые товарищества. Благо опыт такой работы был, и руки ещё не забыли, где что взять и, куда положить.

Таким образом, кроме существующего «первенца», появилось ещё три товарищества, одно из которых стала возглавлять инициативный член правления, Ирина Черненко. Она сразу же перевела управление общественными финансами на своё частное предприятие.

Сделала это так, что никто не успел и глазом моргнуть, а наоборот стали боготворить харизматичную безнесвумен за её решимость. Поговаривая даже о том, что пора новоявленного лидера и в депутаты двигать. Здесь ей с таким размахом явно будет тесновато.

Желание это было вызвано не на пустом месте, так как один из народных избранников, выходец из криминальной среды, уже давно «окучивал» товарищество, поддерживая своего протеже Бермана.
                *     *      *
В это самое время, юрист Самойлов, как имеющий опыт по организации подобных структур осуществлял их юридическое сопровождение, а  его жена, конечно же, вела там бухгалтерию. Но уже не одного товарищества, как раньше, а сразу всех трёх одновременно.

Не остались без дела и Берман с Варановым, работа и для них нашлась. Так жилой комплекс с общим двором разделился на четыре, независящие друг от друга сообщества собственников и, кстати, не без помощи городских властей.

Так при создании первого товарищества, собственником  не приватизированного жилья выступало руководство района, а процесс дробления и создания, новых ТСЖ, уже происходил с одобрения  представителя жилищно-коммунального хозяйства  администрации города, не имеющего на это никаких полномочий. Вот здесь, как раз, и приложил  свою руку криминальный городской депутат, преследуя уже личные интересы.
                *     *      *
Несмотря на ветры перемен, дела шли своим чередом, а судебная тяжба, тем не менее, продолжалась. И, конечно же, интересы Варанова в суде, представляет адвокат Самойлов, впрочем, как и своей семьи в целом.

На вопрос судьи: «Где печать, деньги, документы и другое имущество первого ТСЖ?», давал  юридически «выверенные» ответы: «Варанов не помнит, так как является инвалидом». Всё правильно для этого его и избирали, а ведь речь идёт о материальных ценностях, деньгах и интересах собственников, как уж здесь всё упомнишь.

Как не трудно заметить, что «борцы» за общее благо, своего интереса не упустили. Им всё же удалось хорошо поживиться в этой неразберихе. А что же получили от этого жильцы-собственники?  Увидеть это было не сложно. Управление едиными инженерными сетями и придомовыми территориями резко ухудшилось. Хотя при первом товариществе всё же были определённые положительные подвижки.

Так за шесть месяцев своего существования, объединенными ресурсами, им удалось отремонтировать и оборудовать для текущей работы офис на базе двухкомнатной квартиры, оснастив его всеми современными техническими средствами.

Отремонтировать два жилых подъезда, а также создать резервный фонд в полмиллиона рублей и начать разработку программы на перспективное развитие жилого комплекса. Характерно, что исполнение данных задач не должно было зависеть от того, кто будет управлять товариществом. Для повседневной деятельности и перспектив развития - это непременно был важный документ.
                *     *      *
Конечно, решение подобных задач будет не по плечу товариществу  одного дома и собственники должны это понимать, так как принятие решений зависит только от их воли.

Какие же перспективы ждут собственников этих двух идентичных, с одинаковыми сроками эксплуатации, жилых комплексов? Дальнейшее дробление, или всё же здравый смысл посетит их владельцев, и они перестанут играть роль «толпы», легко повинуясь на различные посулы.

Наверное, как считают специалисты, эти два жилых комплекса необходимо будет объединять в единую структуру, с одним административным и обслуживающим персоналом в уже существующем   офисе. Это позволит сэкономить средства на управление и обслуживание, ввести единую  диспетчерскую сеть, куда бы поступали все заявки от жильцов для их учёта и оперативного реагирования.

Тогда аккумуляция общих средств, в резервном фонде, позволит выполнять,  как плановые, так и аварийные работы повышенной сложности, а так же привлекать ресурсы из других источников. То есть, система будет жить, как единый организм, а не питаться от случая к случаю из разных источников.

Ведь перспектива содержания жилья в комплексах тоже будет претерпевать изменения и, к сожалению, не в лучшую сторону.  Амортизация имущества всё больше и больше будет смещаться к отрицательным показателям, а за этим последует динамичный рост затрат. Вполне очевидно, что с  материальной точки зрения, необходимо учитывать, как явные, так и скрытые процессы, ведущие к разрушению жилищного фонда.
                *     *      *
Здесь стоит ещё раз вернуться к харизматичной безнесвумен Ирине Черненко. Сейчас уже не является большим секретом, что порулить коммунальным хозяйством, теперь  всё больше и больше стремиться слабый пол.

Как правило, это женщины, которым за пятьдесят, претерпевшие  возрастные изменения, поэтому мужчины на них уже действуют, как субъект раздражения, нежели вожделенного притяжения. Остальные людские особи их тоже особо не радуют, одним словом остаётся только одно - любимая работа. Вот здесь им «равных» нет!
 
Правда, в динамичной и сложной обстановке они быстро выдыхаются, теряя способности к принятию разумных решений. Вместо этого, основной упор делают на бесконечную говорильню, вызывая тем самым раздражение у своих оппонентов. Вот так природа берёт своё, и сделать с этим уже ничего нельзя. Обидно лишь то, что общее дело от этого только страдает.

С другой стороны, бывает так, что за всей этой суетой теряется сама  суть происходящих процессов, в товариществе или управляющей компании.
Ну, вот, к примеру, мы почему-то не обращаем внимания на приходно-расходный баланс поступивших средств на обслуживание жилья. А зря! Именно от этого зависит, как будет содержаться наше недвижимое имущество, в котором мы обитаем.

Собственникам необходимо знать, сколько денежных средств, поступивших от граждан было израсходовано целевым назначением на содержание жилья. Сколько было израсходовано по другим статьям, на зарплату и прочие нужды. Какие резервные фонды были созданы из этих средств, и, в каком объёме.

Дело здесь вот в чём. Балансы могут сходиться, от чего складывается иллюзия благополучия, но это не всегда бывает верным. Так, из общей суммы, поступивших  средств на содержание жилья, порою до 70% уходит на зарплату тем, кто его обслуживает. А, если ещё накатят пресловутые откаты, то останется и того меньше, уже не 30 процентов, а всего лишь 15-20. Да и резервный фонд тоже окажется пустым.

Скорее всего, всё должно выглядеть иначе. Из общего числа поступивших средств на содержание жилья и бизнес доходов,  если такие имеются, то 20-30% должно идти на зарплату и прочее, а остальные деньги на содержание самого жилья. Только так можно сохранить свой жилищный фонд в надлежащем виде, не допуская аварийных ситуаций.
                *     *      *
В заключение хотелось ещё раз отметить, что если в товариществах собственников жилья люди ещё пытаются собираться и решать свои проблемы, то в управляющих компаниях процветает бесправие и полное не  понимание всего того, что там происходит.

Одним словом, люди стали заложниками непродуманных и неэффективных реформ в жилищной сфере. Ответная реакция на них со стороны общества - это полная апатия к ним и их неприятие, порождающие в итоге недовольство.

Таким образом, существует явная необходимость корректировки заданного курса в этой сфере. Попытки же кулуарного решения данного  вопроса, как это принято у нас, не принесут желаемого результата. Надо изучать и вникать в эту тему всесторонне, основываясь на практических результатах и мнении самого народа.