Сход граждан не победил застройщика

Анастасия Павленко
9 сентября 2017 года в нашей газете вышла статья с оптимистическим заголовком «Сход граждан победил застройщика», в которой была описана ситуация, сложившаяся в махалле «Узбекистон» города Самарканда. Статья получила широкий общественный резонанс и вдохновила многих. Сход граждан на тот момент, действительно, праздновал победу над застройщиками, но, как оказалось, преждевременную.

Напомню предысторию. Председатель махаллинского комитета «Узбекистон» А. Бозоров 27 апреля 2017 года провёл собрание некой «рабочей группы» без представителей схода граждан, на котором было решено удовлетворить инициативу предпринимательницы М. Саидовой о строительстве на территории махаллинского гузара трехэтажного здания. Из протокола того собрания, где, к слову, из 92-х представителей схода граждан участвовало всего трое вместо положенных 62-х, и под которым отсутствует подпись ответственного секретаря, можно узнать, что, кроме многоэтажного здания, предпринимательница обещала выстроить здание махалли по типовому проекту, благоустроить территорию. На словах и бумаге всё выглядело прилично, что и ввело в заблуждение 28 жителей, в том числе, не присутствовавших на собрании и живущих вдали от гузара, которые поставили свои подписи в протоколе. Однако в реальности  у застройщиков оказались совсем другие, более грандиозные планы.

- За считанные дни застройщики, не имея на то никаких прав, вырубили свыше 50 декоративных и фруктовых деревьев, которые сажали наши отцы и мы сами, - говорит 60-летняя жительница махалли «Узбекистон» Мехри Мукумова. – Нам было больно смотреть, как они ломают фонтаны и бассейн, которые мы строили своими руками, облагораживая территорию гузара. У нас был самый красивый гузар в городе, здесь проводились все праздники, мы сами любили отдыхать в тени деревьев. Все туристы, попадая в наши края, восхищались махаллей, которая неоднократно занимала первые места на республиканских конкурсах. А что мы видим теперь?

Теперь на месте роскошного сада огромный котлован, строители поднимают первую часть трехэтажного здания, а рядом из шлакоблоков высится нечто похожее на маленький двухэтажный офис – ныне там ночуют рабочие.

- На первом этаже здания у нас будет торгово-бытовой комплекс, - поясняет бригадир подрядной организации застройщиков ООО «Хотам курилиш» Шавкат Абдувахидов. – Общая площадь застройки на территории гузара составит 1200 квадратных метров (по представленным документам 1679,7 м2 из общей махаллинской площади 2200 м2 – прим. автора), в доме будут три подъезда, а всего 18 элитных квартир. Для махаллинского схода граждан мы уже построили двухэтажное здание, где на первом этаже будут кабинеты для участкового и председателя махалли, на втором – зал для собраний.

На вопрос, а где расположатся сквер, детская площадка, автостоянка, предусмотренные для жилого многоквартирного дома и торгового центра, бригадир неуверенно указал на оставшийся клочок территории. Чуть позже он добавил, что все равно вокруг все будут сносить и строить новые многоэтажные дома.
Действительно, ознакомившись с полным проектом будущего трехэтажного здания, общая площадь которого составляет 2775,36 кв. метров, выясняется, что застройщики не ограничиваются территорией махаллинского схода граждан «Узбекистон». В проекте часть здания планируется продолжить за счет сноса соседних домов, парковка, судя по всему, будет за счет расширения улицы Арутюнова и тоже сноса частных домов. И это при том, что махалля «Узбекистон» относится к буферной зоне исторического Самарканда, называемой «русским» и охраняемой ЮНЕСКО.

Разбираясь же с документами, с которыми застройщики через Самаркандский городской суд по гражданским делам добились отмены решения хокима города Самарканда №1489 от 14 августа 2017 г, где, в свою очередь, отменялось решение хокима №700-к от 10 мая 2017 года, обнаружилось много любопытных моментов.

Начну с первого решения хокима г. Самарканда (№700-к). В нем пишется: «Гражданке Саидовой Мехринисо в связи со сносом ее дома по адресу: г. Самарканд, улица Гиесиддина Джамшеда, проезд 2, дом 2, в качестве компенсации выделяется земельный участок махаллинского схода граждан «Узбекистон» для строительства трехэтажного здания». Очень подозрительная формулировка. Получается, что за снос частной недвижимой собственности площадью 609 квадратных метров, включая 233,5 (по другим документам 266,32 – прим. автора) кв. м жилой площади, органы госвласти предоставляют территорию юридического лица, то есть махаллинского схода граждан. Причем территорию, которая превышает по площади частную более чем в два(!) раза. Не выдерживает критики и тот факт, что выделяемая площадь под застройку почему-то нигде не указывается, хотя по закону сделать это были обязаны.

Читаю дальше: «Данное решение выносится на основании протокола собрания рабочей группы махаллинского схода граждан «Узбекистон» от 27 апреля 2017 года…». То есть того самого собрания, которое жители махалли назвали противоречащим Закону РУз «Об органах самоуправления граждан», а под гневным протестом было поставлено свыше 257 подписей.

Бывший хоким города Самарканда В. Рахимов в своем решении ссылается сразу на два постановления Кабинета Министров РУз: «Об утверждении положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд» №97 от 29 мая 2006 года и «О мерах по кардинальному упрощению системы предоставления земельных участков для осуществления градостроительной деятельности и других несельскохозяйственных нужд, а также выдачи разрешений на строительство объектов» №54 от 25 февраля 2013 года. Здесь нужно остановиться и углубиться в данные нормативно-правовые акты, так как они совершенно разные по своей сути, а также по характеру документации, которую необходимо представить в хокимият города.
 
Так, по постановлению №97 нужны: решение хокима города о сносе, в соответствии с генпланом или проектами детальной планировки и застройки жилых районов; уведомление о сносе за шесть месяцев «до» сноса; акт комиссии по определению размера возмещения и вида компенсации; заявление собственника в хокимият города о выделении жилого помещения взамен сносимого жилья с указанием состава семьи, количества постоянно проживающих в нем лиц. Перечисленных документов в судебном деле, по которому выносилось решение от 17 октября 2017 года, так разочаровавшее сход граждан махалли «Узбекистон»,  у застройщиков представлено не было. Это подтвердил и сам Умар Саидов, доверенное лицо предпринимательницы Мехриниссо Саидовой. Кроме того, честно признаваясь, Умар сказал, что не было у них и документа на имя М. Саидовой о праве на собственность и регистрации в кадастровой службе на снесенную недвижимость, купленную 6 мая 2016 года у гражданки С. Турдиевой. Более того, выясняется, что этим же числом датируется документ, заверенный подписями председателя махаллинского комитета и печатью махалли им. Гиёсиддина Джамшеда, о том, что С. Турдиева самовольно сносит жилые застройки на своем участке. Получается, что М. Саидовой продается практически пустой участок, который нигде не регистрируется.

Что касается постановления №54, то и по нему все должно было начинаться с обычного заявления в горхокимият. В нем юридическое или физическое лицо, заинтересованное в предоставлении им земельного участка под застройку, должно указать цель, для чего необходим земельный участок, место его расположения и размеры, с обоснованием требуемой площади, примерные сроки начала и завершения строительных работ, почтовый адрес, реквизиты юридического лица или паспортные данные физического лица. По словам того же У. Саидова, заявление якобы было, но копии вот не сохранилось…

- Понимаете, дело еще в том, что, когда мы поехали по адресу дома Саидовой, который якобы был снесен, то увидели там строящееся частное многоэтажное здание, - рассказывает активист схода граждан махалли «Узбекистон» Баходир Курбанов. – Получается, что никакого сноса для государственных и общественных нужд не было. Тогда на каком основании было вынесено решение хокимията города Самарканда? И почему никого из представителей схода граждан не посчитали нужным вызвать в суд, чтобы услышать мнение людей? Ведь именно по нашему заявлению, которое подписало более 200 человек, в том числе 60 представителей схода граждан, был вынесен протест прокурора, а затем отменено решение хокима города.

- Наши права ущемляются, - говорит житель махалли «Узбекистон» Уктам Норбаев. - Игнорируются все наши заявления: в виртуальную приемную Президента, в Генеральную прокуратуру, исполнительный аппарат Кабинета Министров, виртуальную приемную хокима области… Из минюста нам пришла отписка, что нарушений не нашли. Из Государственного комитета по архитектуре и строительству пришла отписка с формулировкой «если не согласны, обращайтесь в суд», а в возбуждении дела нам отказывают за неимением новых обстоятельств. Все наши обращения направляются тем чиновникам, которые сами виновны в сложившейся ситуации и не хотят принимать меры к нарушителям закона. Получается замкнутый круг, мол, куда хотите, пишите, все равно заявления придут к нам, а мы отпишемся.

В заключение отмечу, что указанный факт о возводимом многоэтажном здании по адресу: ул. Гиесиддина Джамшеда, проезд 2, дом 2, - подтвердили и в одноименной махалле. Сейчас частным застройщиком ООО «Шерзод строй сервис» там возводится 9-этажный многоквартирный жилой дом «Шедевр». В итоге получается, что хокимият города Самарканда сносит чужую недвижимость якобы для государственных и общественных нужд, компенсирует землевладельцу понесенные «убытки» за счет махаллинского гузара «Узбекистон», не принимая в расчет мнение схода граждан. И все это ради того, чтобы потом выдать и «пострадавшему» собственнику, и другому предпринимателю разрешения на строительство очередных многоэтажек. Действительно, «шедевральная» комбинация, достойная Остапа Бендера, но которую почему-то поддерживают наши судебные органы…