Потери советских торпедных катеров. 1943 год

Олег Каминский
1943 год

ТК-122 (типа Г-5) командир старший лейтенант П. Ф. Ильин.
4 февраля 1943 года при высадке десанта в районе Новороссийска получил повреждения от береговой артиллерии противника, выбросился на берег в районе Станички и был расстрелян артиллерийским огнем.

ТК-86 (АК-86) (до 6.08.1942 — ТК-121) (типа Г-5) командир младший лейтенант А. И. Иванов.
8 февраля 1943 года в районе Суджукской косы сел на мель, был обстрелян артиллерией противника и сгорел. Экипаж удалось снять.

ТК-92 (типа Г-5) командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
13 марта 1943 года при попытке торпедной атаки кораблей противника в Анапе сел на мель и был расстрелян береговой артиллерией.

ТК-35 (до 13.11.1940 – ТК-21) (типа Г-5) командир старший лейтенант М. П. Подымахин (Попов?).
20 марта 1943 года в районе Мысхако столкнулся с ТК-65, получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-84 (до 6.08.1942 — ТК-80) (типа Г-5) командир лейтенант М. И. Томин.
19 апреля 1943 года в 13 часов 58 минут в районе мыса Дооб юго-восточнее Новороссийска был потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Из экипажа спасся лишь один человек.

ТК-106 (АК-106) (типа Ш-4) командир лейтенант Н. Я. Котов.
7 мая 1943 года погиб в районе мыса Тиркен в Черном море.

ТК-21 (экс РТ-89) (типа А-2 «Хиггинс») командир лейтенант И. Г. Строев.
12 мая 1943 года около 12 часов был обстрелян и поврежден двумя FW-190 в районе мыса Цып-Наволок (Сеть-Наволок), при буксировке в порт Владимир около 14 часов взорвался и затонул. 

ТК-46 (до 6.08.1942 — ТК-124) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. Г. Кубрак.
Утром 6 июня 1943 года около 8 часов в районе Анапы был обстрелян и потоплен двенадцатью немецкими истребителями Bf-109 из JG.52. Весь экипаж погиб.

ТК-66 (до 6.08.1942 — ТК-144) (типа Г-5) командир старший лейтенант Л. Г. Власов.
Утром 6 июня 1943 года около 8 часов в районе Анапы был обстрелян и потоплен двенадцатью немецкими истребителями Bf-109 из JG.52. Весь экипаж погиб.

ТК-61 (ВУ-61) (до 6.08.1942 — ТК-81) (типа Г-5)
Ночью 22 июля 1943 года с грузом взрывчатки без экипажа, управляемый дистанционно по радио с самолета МБР-2, был наведен на порт Анапа. Однако в 1 час 53 минуты всего в 300-400 метрах от головы анапского мола преждевременно взорвался без команды с самолета, вероятно, столкнувшись с каким-то препятствием.

ТК-73 (до 7.09.1941 — ТК-63) (типа Г-5) командир старший лейтенант П. Д. Савинов.
8 августа 1943 года, возвращаясь с минной постановки, в районе банки Неугрунд в Финском заливе подорвался на мине и затонул.

ТК-95 (до 6.08.1942 — ТК-165) (типа Г-5) командир старший лейтенант М. П. Вакулин.
11 августа 1943 года в районе мыса Дооб (мыса Утриш) отбивая атаку немецких торпедных катеров S-26, S-49, S-51, S-52 и S-72 на конвой, идущий из Мысхако в Геленджик, получил попадание снаряда, взорвался и затонул. 11 человек подобраны нашими сторожевыми катерами.

ТК-15 (типа Г-5) командир старший лейтенант Г. Ф. Майстерович.
27 августа 1943 года при возвращении с минной постановки, в районе мыса Утриш на катере произошел взрыв (возможно, катер подорвался на мине) и пожар, от чего он затонул.

ТК-55 (до 4.10.1941 – ТК-75)
В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года погиб в районе Станички в Новороссийской бухте от прямого попадания снаряда береговой артиллерии противника.

ТК-71 (до 6.08.1942 — ТК-10) (типа Г-5) командир старший лейтенант Л. М. Золотарь.
В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года при прорыве в порт Новороссийск во время десантной операции получил три попадания мин в бензиновый и кормовой отсеки, был оставлен личным составом и затонул.

ТК-124 (до 6.08.1942 — ТК-120) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. А. Хабаров.
В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года при прорыве в порт Новороссийск во время десантной операции был потоплен артиллерийским огнем противника.

ТК-112 (до 6.08.1942 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант В. А. Лозицкий.
В ночь с 10 на 11 сентября 1943 года при прорыве в Новороссийск затонул у входа в порт от двух прямых попаданий снарядов.

ТК-21 (до 6.08.1942 — ТК-101) (типа Г-5) командир лейтенант С. С. Романов.
В ночь с 10 на 11 сентября 1943 года при высадке десанта в порту Новороссийск от артиллерийско-минометного огня получил повреждения корпуса и моторов. Уже при уходе на базу, в районе мыса Дооб на катере произошел взрыв бензиновых цистерн и он затонул. Личный состав спасся.

ТК-91 (до 6.08.1942 — ТК-30) (типа Г-5) командир старший лейтенант С. В. Ковтун.
В ночь с 10 на 11 сентября 1943 года при высадке десанта в порту Новороссийск потоплен артиллерийско-минометным огнем противника.

ТК-125 (до 6.08.1942 — ТК-185) (типа Г-5) командир старший лейтенант В. А. Степаненко.
В ночь с 10 на 11 сентября 1943 года при высадке десанта в порту Новороссийск от попадания снаряда потерял управление, ударился в мол, получил серьезные повреждения корпуса и был затоплен экипажем.

ТК-171 (до 7.09.1941 — ТК-174) (типа Г-5)
12 сентября 1943 года при поиске кораблей противника в районе острова Гогланд в Финском заливе в винты катера попал трос мины-ловушки, от близкого взрыва мины катер получил повреждения и затонул.

ТК-95 «Герой Советского Союза Федя Фомин» (типа Г-5) командир старший лейтенант П. П. Михеев.
14 сентября 1943 года в районе острова Большой Тютерс (острова Гогланд) в Финском заливе при попытке атаки сторожевых кораблей (тральщиков) противника был поврежден артиллерийским огнем и затонул. 3 члена экипажа попали в плен.

ТК-11 (типа Д-3)
6 октября 1943 года в бухте Кувшинская Салма в Кольском заливе затонул от повреждений, полученных при воздушном налете.
 
ТК-32 (до 13.11.1940 – ТК-52) (типа Г-5) командир звена капитан-лейтенант П. В. Рубцов.
Вечером 15 октября 1943 года в 21 час в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова подорвался на двух минах, разломился на 2 части и затонул через 20-30 секунд. Погибли 4 члена экипажа, спасено 3 моряка.

ТК-75 «Барнаульский комсомолец» (типа Г-5) командир старший лейтенант Л. И. Волков.
30 октября 1943 года в районе банки Намси в Нарвском заливе при атаке сторожевых кораблей (тральщиков) противника был потоплен их огнем.

ТК-134
30 октября 1943 года в районе банки Намси в Нарвском заливе при атаке сторожевых кораблей (тральщиков) противника был потоплен их огнем.

ТК-72 (типа Г-5) командир старший лейтенант П. Я. Коновалов.
Ночью 1 ноября 1943 года в 2 часа северо-западнее мыса Тузла в Керченском проливе подорвался на мине и в течение нескольких минут затонул. Погибли 4 человека, остальные 4 члена экипажа были спасены ТК-35.

ТК-45 (до 13.11.1940 – ТК-11) (типа Г-5) командир старший лейтенант А. Ф. Крылов.
Ночью 1 ноября 1943 года в 2 часа 15 минут северо-западнее мыса Тузла в Керченском проливе подорвался на мине и в 2 часа 40 минут затонул. Экипаж был спасен другим торпедным катером, 1 моряк умер в госпитале от тяжёлой контузии.

ТК-146 «Осводовец» (типа Д-3) командир младший лейтенант Н. Д. Воскресенский.
Днем 2 ноября 1943 года в районе банки Неугрунд в Финском заливе при попытке атаковать тральщики противника получил три попадания снарядов, в том числе в бензоотсек, и затонул.

ТК-106 (типа Д-3) командир лейтенант В. И. Кудряшов. 
Днем 2 ноября 1943 года в районе банки Неугрунд в Финском заливе, при оказании помощи гибнущему ТК-146 «Осводовец», получил прямое попадание снаряда с немецкого тральщика и затонул.

ТК-116 (АК-116) «Молодой патриот трудовых резервов» (типа Г-5) командир старший лейтенант В. С. Кравцов.
Днем 3 ноября 1943 года шёл с десантниками через Керченский пролив на Еникальский плацдарм, в 16 часов 30 минут был обстрелян двумя истребителями Bf-109 из JG.52, но смог вернуться к причалу № 3 на косе Чушка, где был добит артиллерийским огнем и затонул. Из команды погибли 5 человек, погибли также находившиеся на катере моторист техотдела флотилии и большинство из 25 десантников.

ТК-101 (до 6.08.1942 — ТК-40) (типа Г-5) командир старший лейтенант А. А. Макуха.
В ночь на 4 ноября 1943 года, находясь в дозоре в составе группы из трех катеров, в районе мыса Такиль вступил в бой с тремя немецкими катерами-тральщиками R37, R204 и R216 из 3-й флотилии, загорелся от их огня, взорвался и в 2 часа 47 минут затонул. Весь экипаж из 7 человек погиб.

ТК-111 (до 6.08.1942 — ТК-50) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. Д. Михайлов.
Днем 7 ноября 1943 года в 13 часов 52 минуты в районе мыса Ахиллеон в Азовском море при расстреле всплывших мин подорвался на мине и затонул. Весь экипаж из 7 человек погиб.

ТК-35 (до 29.07.1943 — ТК-56) (типа Г-5) командир старший лейтенант Н. М. Попов (по другим данным, старший лейтенант В. А. Степаненко).
Вечером 15 ноября 1943 года в 19 часов 55 минут западнее Тузлинской промоины в Керченском заливе подорвался на мине и затонул. Экипаж был спасен.

ТК-76 (АК-76) (типа Г-5) командир лейтенант М. Г. Голлямов.
В ночь с 16 на 17 ноября 1943 года не вернулся из дозора в районе Эльтигена (Керченский пролив). Последний раз его видели в 2 часа 15 минут отходящим на восток. По одним данным, подорвался на мине, по другим данным, был потоплен артиллерийским огнем германской БДБ. Весь экипаж из 10 человек пропал без вести.

ТК-114 командир старший лейтенант К. А. Тихонов.
Утром 26 ноября (7 декабря) 1943 года в 3-х милях западнее Кроткова (Керченский пролив) был атакован двумя немецкими истребителями Bf-109 из JG.52, взорвался и в 8 часов 18 минут затонул. Погибли 8 моряков, катером КМ-0164 был спасен 1 моряк.

ТК-103 (до 6.08.1942 — ТК-165 или ТК-162) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Максименко.
Вечером 5 декабря 1943 года в 18 часов 7 минут во время патрулирования в районе Эльтигена в Керченском проливе подорвался на мине в районе мыса Такиль и в 18 часов 17 минут затонул.

ТК-96 (АК-96) (типа Г-5) командир лейтенант В. С. Пилипенко.
Днем 7 декабря 1943 года около 12 часов в районе Эльтигена в Керченском проливе был обстрелян двумя немецкими истребителями Bf-109 из JG.52 и в 13 часов 10 минут затонул в 2-х милях северо-восточнее мыса Такиль. Погибли 2 человека, получили ранения 5 человек.

ТК-41 (ВУ-41) (до 13.11.1940 – ТК-91) (типа Г-5)
Днем 16 декабря 1943 года в качестве катера с грузом взрывчатки управляемого дистанционно по радио с самолета МБР-2ВУ был использован для атаки порта Камыш-Бурун. В районе цели экипаж был снят ТК-81. После этого ТК-41 по радио был направлен на цель, однако около 11 часов 30 минут управление катером было потеряно, он выскочил на мель в полутора милях от входа в Камыш-Бурун и взорвался.

ТК-14 (типа Д-3) командир лейтенант Е. С. Дмитров.
В ночь на 22 декабря 1943 года при атаке конвоя противника в Варангер-фиорде прямыми попаданиями нескольких снарядов у катера были выведены из строя все моторы, образовались пробоины, через которые в корпус хлынула вода. Лишившийся хода катер был протаранен немецким сторожевым кораблем, в результате чего была отрублена носовая часть и катер затонул. Пять членов экипажа погибли, восемь попали в плен.

Продолжение следует…