Сказка эссе, а может вовсе и не сказка

Эр Соготох Чоронкин
Это эссе написано по-вдохновению от увиденного рисунка Лизы Шупенко - добрые созвездия Гипербореи. Идею, образ подал я, а воплотила его Лиза, художник что называется от бога! Картина представленна как иллюстрация к эссе. Вы можете заказать себе полноценную копию, большого формата, если вам это надо - пишите в сообщении. Эта картина отражает мировоззрение древних гипербореев и атлантов. Отдельные фрагменты этого мировоззрения и мировидения можно найти в представлении белых шаманов, северян, индейцев, сибиряков.
 
Ваш Эр Соготох Чоронкин
 
       Вот передо мной лежит рисунок Лизы Шупенко. По-моей просьбе она нарисовала созвездия древней Гипербореи. Смотрю я на него и что чувствую? Во–первых, я как буд-то слушаю рассказ. А что? Существуют же в других измерениях книги, в которых вместо слов цветовые пятна. И обитатели тех миров читают их и понимают, что написано. А здесь не просто пятна, а целые фигуры и образы. Во–вторых, меня притягивает Солнце в самом центре рисунка. Оно излучает доброту. Небесную, неземную. За Солнцем огромный мир превосходящей доброты. Там целая Галактика превосходящей доброты. Превосходящей – т.е. выше всякой известной в земном мире доброты. Солнце приглашает в особый, солнечный мир. И Медведица с Медвежонком – проводники этого мира. Они изображены как бы внутри Солнца. И Они изображены около Чорона. Медведица – созвездие Большой Медведицы, Медвежонок – созвездие Малой Медведицы. Они вход в солнечный мир.
 
       О Чороне (Чаше) надо сказать особо. Почему так хочется смотреть и смотреть на него? Да потому-что наше сердце тоже маленький Чорон. Оно станет таким по завершении земного белого пути. Или как говорили индейцы Северной Америки – красной тропы. Тропы ведущей обратно к небесным Родителям, к Роду Небесному. Получается Чорон на рисунке – это ты сам. И потому смотреть можно бесконечно и постигать эту великую тайну. У известного суфийского духовного мистика Сухраварди в «Книге муравьёв» сказано о таинственной Чаше, которая хранилась в кожаном чехле с завязками. И стоило в день весеннего равноденствия развязать завязки и посмотреть в Чашу, как человек постигал, что всё Мироздание есть эта Чаша, и он сам есть эта Чаша! Сухраварди называет её Чашей Джама. Вообще, что касается неба, созвездий, божеств и человека, Мироздания – всё великая тайна. А где Чорон, там и белые шмели, несущие белую и золотую пыльцу в него. Там пчёлки несущие пыльцу и медовые капли, капли нектара, горошинки прополиса, пчелиного молочка. Там же бабочки и цветы. И сердце – Чорон полон этой пыльцы, нектара доброты, медового напитка любви. Чорон почти всегда полный и временами переливает через край. А иногда он пустеет совсем. Это самые тяжёлые дни для всех обитателей Вселенной. Наступает некое истощание, а затем опять наполнение. Чорон – средоточие всякой жизни, сердце этой жизни, полнота жизни. Узнал – онемел от восторга и только уста безмолвно исторгают из себя: «О…!» И рождается тот самый первозвук, посредством которого родилось это самое Мироздание и Вселенная. И небо то раньше не было тёмным. Оно было световым! Всё сияло светами, перламутровыми переливами, радугами да радужными сияниями, каких никто на земле не видывал. И каждое созвездие одно ярче другого. Световая, светотканая Вселенная, Галактика небесной любви и запредельной доброты. Мати Макоши на своей прялке пряла световую нить и соткала эту световую Галактику. А ещё было три солнца и три луны на небе. Это в преданиях и мифах отразилось. Пока не пришли кощеи и змей-горыныч и не закрыли небо световое холстом с дырками. И осталось от сияния разве что дырочки – звёзды, да большое отверстие – Солнце. Вот такая печальная история… Потому так хочется заглянуть за Солнце на картине – что там?! Войти в этот добрейший мир.

        Медвежонок держит Чорон с небесным молоком (или кумысом). Откуда это молоко? Это молоко Небесной Матери Лады и всех небесных матерей. Их очень много, сонмы сонмов. И каждая отдаёт капельку молока из своего сердца в Чорон. Это молоко – небесная субстанция – вещество которого нет на земле. Им держатся все живые существа и вся Вселенная. Галактика ‘Млечного Пути’ полна этого молока. И целая молочная звёздная река течёт по просторам нашей Галактики. Сердце человека и других существ не может жить без этих чудесных капель. А Полярная Звезда, у славян называемая Тара, это тоже женское божество и она тоже отдаёт свои капли в небесный Чорон. На рисунке видно, как по тонким небесным нитям, капельки молока Полярной Звезды стекают в Чашу. А ещё инструмент Полярной – световой луч. Этим лучом она касается сердца, души. Говорит, вещает, повелевает, направляет. Но свет не физический, а превечный. Физический для глаза. Превечный для сердца, для души. Им, этим светом, сердце живится и питается. А направляется сердце – Компасом – Полярной Звездой! Потому кто будет созерцать рисунок добрых созвездий древней Гипербореи и размышлять над его образами, тот будет знать куда идти, и будет добреть и раскрываться как малое, земное божество. А его сердце расцветать-раскрываться, как дивной красоты лотос, тысячелепестковый.
 
       Кстати, Чорон это только одно название этой небесной Чаши. Её в разных народах и разных цивилизациях называли по-разному: Грааль, Лампедуза, Чаша Джама, Чорон и т.д. Она часто появляется в виде рога изобилия или восточной пиалы и вообще может принять любой вид и не только Чаши. В преданиях и сказках он появляется как мельница сампо, чудесный горшочек, щука, золотая рыбка, эдек (таинственный мешочек у эвенков) и т.д. На самом деле Чорон динамично меняет цвет и форму, но на статичном рисунке можно лишь условно изобразить его.

       Медвежонок обняв Чорон блаженствует и сердце его полно экстаза. Кто выпьет из Чорона, в том проявится Небесная Мать. В том умножится доброта. Поэтому все созвездия изображены очень добрыми – все они пьют из небесного Чорона. И потому полны несказанной доброты. А Медвежонок с Медведицей хранят Чорон от тех, кому нельзя пить из него. Да – есть и такие. Наши славянские предки называли их кащеями. Они  не могут пить из Чорона. Но даже если произойдёт невообразимое и невозможное, и кощеям всё-таки удастся выпить из него – то они погибнут от своего же зла, которое в них. Потому что Чорон проявляет тайную суть того, кто из него пьёт. Но этого никогда не произойдёт. Медвежонок с Медведицей полны абсолютного добра. А оно феноменально зряче! И чётко видит кто, есть кто. На долго задерживается взор на Чороне, ох на долго, Медвежонке, Медведице и Полярной. А в этот момент солнечная доброта сочится в моё сердце. Получается, что я выпил из Чорона? Да, подсказывает Медвежонок, да! Образ питает. Каждый персонаж как маленькое солнце. Теперь ты одной природы с нами. И можешь говорить, что ты и Медвежонок одной крови! Крови с молоком! И у нас теперь одна Небесная Мать – Хозяйка всей Вселенной. Ура! Я теперь солнечный медведь, сын Большой Медведицы! Здесь моё сердце стало горячим. Раскалилось и начало переливаться всеми цветами радуги. Прям как Чорон на рисунке. Ай да Лиза! Прочла тайну Мироздания и запечатлела красками на бумаге. Молодец!

       И тут заговорила Большая Медведица. Внутренним говорением, в моём сердце. А вы когда-нибудь слышали внутреннее говорение? Медведица сказала: «Пора знакомиться с божественной свитой». И в этот момент мой взгляд поднялся наверх рисунка. А там на макушке солнца сидят такие родные Сварог и Лада. И лик у Сварога такой родной и до щемоты сердца знакомый! И чем больше на него смотришь, тем он роднее и роднее! А щёки то у них такие румяные. И рядом с Ладой – Белая Лебедь, а рядом со Сварогом – Белый Орёл. Белый – значит совсем-совсем чистый, кристально чистый, без единой злой пылинки. Небесная Лебедь – сама чистота проявленная, олицетворённая. Орёл – зоркое зрение – чтобы никто посторонний не проник на Солнце, в солнечный добрый-предобрый мир. Где живут предки славян, праотцы и праматери и ближние, завершившие свой земной путь. Ещё и ещё всматриваюсь в лики – они предобрейшие, такие, какие и представляют себе славяне, живущие на земле. Такие, как и есть на самом деле. И знают славяне, что закончится земная жизнь однажды и каждый пойдёт по Млечному Пути, на встречу с Дедом и Бабой – Сварогом и Ладой. И будет там длинный-предлинный стол, уставленный всякими явствами, и гости многие, и пироги, и мёд, молоко и Сурья в Чороне, и много-много ещё чего. И будут рады Дед и Баба, что их внук или внучка вернулись домой. В небесный дом! И беседа ждёт задушевная, каждого доброго человека. Ответы на сокровеннейшие вопросы и чаяния.

       Ну что? Пирогов поели? Мёду отведали? Молока напились? Пора знакомиться дальше. Идём по кругу и встречаем других славянских божеств: Даждьбога, Богатырей, Беранику, Белого Льва, Белого Тельца, Велеса, Белого крылатого Коня, Белую Деву, Змееборца. И всё время звучит небесная музыка. Потому-что Лира небесная (в славянской традиции Гусли), на рисунке она внизу, почти никогда не умолкает. О…! Здесь блаженнейшая пауза… Послушаем безмолвно звучащую музыку сфер. Её тончайшие оттенки и гармонии. Фейерию света и цвета. Пройдём взглядом сердечным по мазкам и линиям, завитушкам и деталям. Вдохнём небесных ароматов. Как дышится то легко! Ух! И радость на сердце только умножается. Хочется летать! Особая картина-то получилась, заветная! Чудеса да и только! «Эдак можно из времени выпасть?» - слышу я голоса созерцающих вместе со мной эту картину ближних. «Можно» - говорю. Ну так мы умеючи смотреть и слушать будем. Чтобы дух и душа воспаряли к небу, а тело оставалось на земле. Нам-то многое знакомо. А они мне: «А ты на всякий случай верёвочку к ноге привяжи, чтобы мы знали, что не уйдёшь пока в добрейший мир гиперборейских созвездий». Вот чудаки. Да нежели удержишь меня кабы я захотел уйти…

       Это мы пока как бы обзор совершили. Ещё предстоит глубинное знакомство с каждым из созвездий. Узнать, понять, вспомнить, обмолвиться словечком – и то как много. Да картина то глубокая, для понимающего и читающего глубоко. Мудрёно сказал? Да всё просто – чем открытей сердце, тем глубже понимание. И стиль этой картины и других картин Лизы, можно так и назвать – картины открытого сердца.

       Ну об этом достаточно, пойдём знакомиться дальше. А собеседники то такие родные все. Глубоко смотрят в сердце и если видят отклик – щедро поделятся своими тайнами. Их и так полно в рисунке. В глазах, ликах, формах, цветовых пятнах, ритмах, в линиях и мазках, и … И каждый из персонажей зовёт в свой терем, да угощает. У Даждьбога – Божества дающего сверх всякой меры – за поясом волшебный клевер. А как его вкушать знаете? Вдыхая и обоняя ароматы, созерцая их форму и цвет. Это тоже питает наше сердце, наше существо. А нектар можно пить (прям как на земле) из маленьких узких стаканчиков. Их у клевера много! А ещё Даждьбог яблочком молодильным угощает. И колоски пшеничные дарит. «Да у него много чего есть» – говорят Богатыри. «Это он скромничает, малую крохотулечку показывает. А ещё у Него чудо-цветок есть, цветок-зеркало. Синее такое, как блюдце. Глянешь в него и вся твоя жизнь как в фильме показуется. Ох не простое это дело – увидеть всю свою жизнь. А надо. Иначе на солнце не пустят. Там истинная жизнь. Там обитают славяне, которые сами стали солнцем!».

       Богатыри – краса русской земли. Все как на подбор. Говорят: «Небо тоже охранять надо. Не ровён час змей-горыныч нагрянет со своим чёрным войском». А я им вопрос: «А что коли не сдюжите?». А Они прищурили глазки и улыбаясь в бороды говорят: «На то у нас особый богатырь есть – Змееборец! Он любую змею и самого змея-горыныча победит. Так вот возьмёт просто и разорвёт пополам! Тут им и конец! Дух из них поганый выйдет». Здесь Змееборец подошёл и говорит мне: «Пошли с Девами знакомиться. Они у нас здесь особые – сердца у них пылающие. Как объятый пламенем гранат. И сила доброты такая, что зло их за тысячу вёрст стороной обходит. Пока есть такие Девы – ничего Галактике и всей Вселенной не страшно. Ну а коли сердца Дев угаснут – тогда Галактику ничем уже не спасёшь. А чтобы сердце горело – секрет у нас есть особый. Это ты у Белого Льва и Белого Тельца спроси о нём, ну или Велеса. Если увидят они в твоём сердце огонь – то с радостью расскажут». И тут Бераника с Белой Девой головами кивнули, в знак согласия.
 
       Дошла очередь до Белого Льва и Белого Тельца. Лев поцелованный солнцем, с золотистой гривой. Это самый таинственный персонаж получился, особенно его глаза! Глаза у Льва такие человечьи. Глубоко в сердце взгляд западает. Да иначе и нельзя, он же страж. Ни один злыдень не должен пройти на солнце. И пароль имеется для своих и зоркий взгляд не помешает. Вдруг кто пароль проведает. Увидел Лев в сердце огонь: «О тебе можно тайну огня раскрыть. Слушай! Огонь в сердце мы поддерживаем тем, что пьём из Чорона молоко Лады. Тогда сердце пылает добротой, гармония и покой, полный лад во всём. Тогда никто нас победить не может. И одного взгляда огненного достаточно чтобы враги исчезли. Угаснет огонь, уйдёт покой, гармония исчезнет – ничего не спасёт. Страшная и великая эта тайна. Но не бывает этот огонь без жертвенной любви. А тайну этого Белый Телец тебе откроет. Он мастер жертвенности». Тут я с Тельцом глазами встретился и тайны просто через глаза перетекли в моё сердце. А озвучить их можно только готовому. И глаза такие у Белого Тельца покоряющие и пленяющие добротой. В них плещется море небесной любви и доброты. Здесь сердце моё переполнилось и то, что переполнило, стало плескаться через край. «О…!» - говорят Белый Орёл с Белым Лебедем. «Пора тебе назад, на землю». А с земли то меня уже за верёвочку дёргают. «Ты, говорят, обещал не уходить пока туда. Вертайся назад!» И плавно моё сознание приземлили. Потому дальше я уже другим языком говорить буду. Научным. Во как завернул. А что? Это и есть великая наука – созерцать созвездия Гипербореи и через энто созерцание переполняться добротой. Чтобы она значит переливалась через край и плескалась на ближних, и всех кто рядом окажется.
 
       Есть ещё одна тайна, о которой я ещё не сказал. Галактика не только на материнском молоке держится. Она ещё держится на медовой солнечной Сурье Отца - Сварога. Которого славяне своим Дедом считали. Вот Чорон этот небесный ещё и медовым напитком из сердца Сварога наполняется – Сурьей. Ну это вообще для самых самых горячих сердцем и готовых. Скажу только, что Сурьей, прежде всего, называли древние гипербореи любовь Сварога и других божеств. Т.е. небесную любовь, чистую как кристалл. Человек тоже может вмещать в себя небесную любовь, но по капельке, по глоточку. Пока сам не станет небожителем, божеством. Она же горячая, обжигающая. Можно ведь и обжечься. Вот и упояет Сварог из своего Чорона – Сердца напитком своей любви. Да и у каждого божества есть такой Чорончик. На картине он ещё в руке Велеса изображён. Этот напиток тоже огонь в сердце поддерживает. Вот так и живёт Вселенная. Это её главная тайна! А чтобы приготовился медовый напиток нужен солнечный свет, который осуривает составы в Чороне и сердце! Что во внешнем сосуде делается, то и в сердце происходит, и наоборот. Везде аналогии срабатывают. Как на небе так и на земле! А поскольку это всё в сердце происходит, то вы наверное понимаете, что испытывает оно во время приготовления напитка. Но если сперва в сердце его не будет – внешний Чорон ничего не даст ни божеству, ни человеку, никому. Чего это я опять про Чорон? Да в себя ещё не пришёл. А щас всё – скажу совсем просто: картина укалывает сердце, в самом хорошем смысле. Это ценнейший процесс – укалывание сердца – аппрегензия – лат. apprehensio – восприятие и одновременно восхищение, вступление во владение. Самый необходимый элемент нашего познания и снова великая тайна. И в заключение добавлю: все созвездия такие родные, немножко юродивые и полны мистического смысла. А мистический смысл читается по атрибутам, одеждам, ликам, символам. И просто «между строк».

       Вот такая сказка – эссе получилась. Каждому картина откроет своё. Каждому она откроется по-своему. Важно другое – суть изображённого. Во многих мистических школах древнего мира знали тайну добрых созвездий. Эта система была отличной, от известной сейчас, системы зодиака. В ней фигурировали следующие созвездия: Лада, Сварог, Белый Лев, Белый Телец, Белая Дева, Белый Орёл, Белая Лебедь, Богатыри, Бераника, Велес, Змееборец, Белый крылатый Конь, Даждьбог, Большая Медведица, Малая Медведица, Лира – Гусли. В современном мире это знание можно встретить только в виде обрывков. Например у китайских даосов и белых шаманов Севера, Сибири. У даосов существует практика созерцания созвездия Большой Медведицы. Эта практика изменяет существо даосов, приводит к просветлению ума и преображению сознания. А как следствие этого – всей жизни человека. Большая Медведица была запечатлена в древнем китайском компасе. Стрелка компаса изготавливалась в виде ковша, символизирующего созвездие Большой Медведицы. У шаманов Полярная Звезда в центре шаманского алтаря, шаманской Вселенной. По представлениям шаманов Севера, например чукотских, под Полярной есть дыра в небе – проход в другие измерения бытия. Шаман во время камлания проходит по Млечному Пути до Полярной, а дальше через отверстие под ней в другие миры. У славян Полярная Звезда была золотым гвоздём (или колом), вокруг которого движутся все остальные созвездия и всё Мироздание. Колесо Сварога вращается. Поэтому она самая главная звезда звёздного неба. А ещё Полярная даёт направление людским умам и направление развития земной цивилизации. Она как небесный Компас указывает куда двигаться.

       Где-то хранятся эти тайны до лучших времён. Как начнётся День Сварога, новый золотой век, откроются древние книги, свитки, фолианты. Тогда многие прочтут тайны сии. А пока созерцайте Лизин рисунок и вкушайте мистическое молоко Большой Медведицы, Лады, Макоши, Тары, молоко Млечного Пути, молоко Полярной. И медовую Сурью из сердца Сварога, Даждьбога, Велеса, Белого Льва, Белого Орла, Белого крылатого Коня. Художнику дана интуиция, чутьё, дар – предугадывать сердцем и читать сокровенное, сокрытое проявлять. Я подал идею-образ, а Лиза воплотила-проявила. Мы большие молодцы! А вы уже испытали восторг от созерцания этой картины? Ну если нет – надо обождать. Значит ещё не пришло ваше время. Оно обязательно прийдёт однажды. Добра вам!

Записал, что слышал от Полярной Звезды и добрых созвездий, сказитель, варганист – импровизатор, поэт и мастер слова, сын Полярной Звезды и Большой Медведицы,
 
© Эр Соготох Чоронкин

20.02.18 г. Лесная сторожка на краю леса