Я всё прощу...

Ирина Кашаева
Бывая на  кладбище, я всегда навещаю её, Анну.   По весне сажаю здесь нехитрые цветы,  осенью убираю опавшую листву. Одинокой могилка быть не должна, а у Анны кроме меня и Лидочки никого нет. Её единственный сын лёг  вместе с ней в сырую кладбищенскую землю.  Я подолгу сижу здесь, подле их могилы и вспоминаю...
 Вспоминаю тот день, когда совсем ещё молодая Нюра с сыном на руках появилась  в нашем селе.
Поселились они на самом краю деревни, на отшибе.  Нюра попросила меня стать крёстной Славочки. Мы подружились и кума  стала частой гостьей в моём доме.
Очень тяжело и трудно   переживала Нюра свой разрыв с мужем.  Её мучило  то, что  Славочка вынужден теперь расти без отца. И Нюра старалась, по-матерински старалась, чтобы сыночек её как можно меньше чувствовал эту утрату! У Славика было всё! Лучшие и самые дорогие игрушки, новенькие, красивые одёжки, велосипед... У наших-то деревенских ребятишек такого богатства отродясь не бывало! Анна работала дояркой , держала корову, поросят, курочек. Сама одевалась кое-как.. Но, чтобы удовлетворить  запросы сына, денег не хватало и она  занимала их у меня.
"Выручай, кума! Славочку приодеть надо!  Парень под потолок вымахал, а ходит в прошлогоднем. Займи денег, верну при первой возможности, ты же знаешь!"-умоляла она. Или: "Славочка  новый мотоцикл просит! Помоги , Христа Ради! Верну! Вот те крест, верну! " И отказать ей я просто не могла.
Вот Славику уже  восемнадцать исполнилось. Красивый парень вырос, шустрый, шебутной!
 Прибегает ко мне как-то Анна, сама не своя вся.
"Беда у меня. Беда..."-шепчет. Села за стол и голову в ладони  уронила. "Что случилось? Со Славиком что-то?" -опешила я. Анна подняла голову и уставилась на меня мутным, невидящим взглядом. "Да что с тобой?" "Славика в армию забирают. Убьют его там. Одна  останусь..."-прохрипела она и тихонько завыла. " Чего городишь-то, дурёха? Почему убьют? Что же ты его живым в гроб кладёшь?"
Анна резко подняла на меня  сухие, остекленевшие глаза. "Ну как мальчика моего в Чечню отошлют? С соседнего хутора двое ребятишек там сгинули. Слыхала?" " Слыхала. Что думаешь делать?"
"Да что тут думать?! Откупаться от армии надо!  Узнала, сколько денег  собрать. Костьми лягу, но Славочку на съедение не отдам!  Скотину порежу, но сыночка сберегу!"-твёрдо сказала она и ушла... В тот же день кума продала всю свою живность . На радость матери, Славик остался дома и поступил в институт в области. Но... Дальше в лес-больше дров. Денег на его учёбу и содержание не хватало. Анна помыкалась-помыкалась, да без толку. Она ведь  последнюю копейку ему отдавала. Но запросы сына росли с каждым днём и этого было недостаточно.
" Наталья, Славочка мой... Одеться, обуться ему надо!  Кто как не мать  поможет? Сердце-то чай не камень у меня! Вот , кредит взяла, выплачу! Одной -то мне много ли надо?"-делилась она со мной. Так и тянулась мать ради своего единственного сына. Держала хозяйство, овощи с огорода продавала.
Славочка приезжал редко и только для того, чтобы чем-нибудь поживится от матери . Она пенсию получала, работала.  Сама не пила не ела,всё для него копила. Кабанчика взрастит, заколет его,  продаст. Сыночек явится, заберёт деньги и поминай, как звали..
"Сыночек мой молодой, ему нужнее! Много ли мне одной, старой, надо? "-говаривала она мне.
Анна едва расплатилась за Славочкину учёбу, как он  женится вздумал. И, чтобы не ударить в грязь лицом, кума моя  новый кредит оформила. Но на свадьбе сына погулять ей так и не пришлось .  Явившись за деньгами, Славочка строго-настрого приказал матери , чтобы на свадьбе не появлялась и его не позорила.
Когда Анна тайком шепнула мне об этом, я даже дар речи потеряла! Смотрю на неё, глазами моргаю , а сказать-то ничегошеньки не могу! "Кума, да ведь Славочка мой прав! Ну куда я такая поеду? Руки  в мозолях, одеться не во что! Да и  молодых красиво поздравить не сумею! Ты не представляешь, как рада я за свою  кровиночку! Заплачу ведь, не выдержу... И  двух слов связать не смогу! Прав сыночек мой! Стыдно будет мальчику, что мать у него  такая дура неграмотная!"
-улыбаясь сквозь слёзы, твердила она.
Но, женившись, Славочка напрочь забыл о матери. Он не звонил ей, не писал и не приезжал! А Анна исправно платила кредит за свадьбу и писала сама себе письма, якобы от сына.  Она по-прежнему гордилась своей кровиночкой. Но я-то знаю, чего  стоило  матери сыновнее равнодушие! 
Помню, как мечтая  увидеть сына, Анна ездила к нему сама. Загодя собирала она деньги и нехитрые деревенские гостинцы. Я провожала куму и помогала сесть в автобус... А из гостей возвращалась она с серым, каменным  лицом,  наглухо запиралась в доме и не открывала дверь никому,даже мне...
Но, спустя два-три дня всё вставало на  свои  места и Анна продолжала убеждать себя и  меня, какой у неё Славочка заботливый сын.  " Гляди,  открытку прислал! С Днём рождения меня поздравляет! "-улыбалась она сквозь слёзы, показывая мне открытку. Но  в глазах её  такая тоска стыла, что выть хотелось!
День ото дня  тоска эта поедом съедала Анну.  Она постарела, потемнела лицом и ничто её уже не радовало... Но, наверное,сам  Господь снизошёл до бедолаги, пожалел.Соседская девчушка, пятнадцатилетняя Лидочка частенько стала  забегать к ней в гости. То в огороде помочь, то воды натаскать из колодца или обед приготовить,  если прихворнёт хозяйка. Лида-хорошая, добрая девочка, работящая. Вот только судьбой обижена : родители пьющие, да ребятишек у них мал мала меньше... Анна привыкла к своей верной помощнице и полюбила её, как родную. Подкармливала малявку, баловала её, частенько ночевать у себя оставляла. Девчушка эта в каком-то смысле заменила ей её Славочку.
Я замечала, что о сыне  тосковала она всё меньше и меньше: его место в материнском сердце занимала Лидочка. "Наталка, Лидушка-то моя на доктора выучится хочет! Вылечу, говорит, тебя мама Аня, болеть больше не будешь!"- гордилась кума. Я только головой качала. "Родители её пьют мёртвой чашей. Учить-то кто будет?"
 "Да ладно тебе! Девка круглая отличница в школе. Да и я помогу... " И правда, Лида благополучно закончила школу, поступила в институт на врача. Но, несмотря на это, с Анной у них сохранились прежние отношения. По старой привычке девочка звала её мамой Аней, приезжала  на каникулы, помогала. Да  и сама мама Аня частенько  к ней  ездила. Распрямилась Анна , помолодела ,расцвела даже! Словно не один десяток лет скинула! 
А тут сынок её, Славочка, взял да и прикатил в одночасье. С вещами. И, даже не объяснив маме, что произошло у него с женой,  остался жить  в материнском доме. На работу устраиваться он не собирался, да и по дому ничего не делал. Зато пил по-чёрному! Пил! Последнюю копейку из матери выбивал! А если смела она возражать и не давала денег -мерзавец бил её смертным боем! Ко всему прочему, Славочку частенько навещали друзья, такие же  пьяницы, как и он сам. Будучи в пьяном угаре, сын превращался в настоящего зверя и тогда Анна  оставалась ночевать у меня.
Как-то мать получила пенсию и по этому поводу Славик собрал  собутыльников.  Они жарили шашлыки во дворе, пили, орали... Помню, как прибежала ко мне Анна. Не в себе была она, тряслась вся. Я сразу  неладное почувствовала.
" Что случилось? Что-то со Славочкой?"  Анна тяжело опустилась на стул. "Они Ночку мою забили... На шашлык... Кормилицу мою... " -горестно прошептала она и задрожала.
 "Как это? Зачем?" Анна молчала. Сидела и молчала, глядя перед собой пустым, невидящим взглядом. Потом , очнувшись, ответила словно самой себе:  "А может, так оно и лучше? Да и к чему мне коза? Старая я уже. За козой  ходить надо. "
Анна ночевала у меня и ушла под утро. Всё так же она   содержала  сына, терпела его запои , вот только в  душе её что-то надломилось. Спустя несколько дней она пришла ко мне вечером, темнело уже. Взглянула я на неё и сердце моё захолонуло враз... Анна была на удивление спокойна, с каменным,каким-то неживым лицом и улыбалась  странной, чужой улыбкой. Лишь губы выдавали в ней волнение и мелко дрожали. "Довёл, ирод! Помешалась, бедная!" Я бросилась к ней, обняла!
"Да плюнь ты, на своего Славку! Плюнь и разотри! Мерзавец он, а не сын! Иуда! Пусть он в том доме остаётся, а ты приходи и живи у меня! Не пущу тебя туда больше! Нет сына-и ирод этот тебе не сын! "-взбеленилась я. Анна взглянула на меня и глаза её как-то странно блеснули. " Славик с дружками  кабанчика махонького закололи... Я не давала, не пускала их в сараюшку... Да что  могла  одна я против троих?! На огород ушла, силушки не было  глядеть..."  Словно собираясь с силами, она долго  тревожно молчала. Сидела, закрыв глаза и плотно сжав рот. Была спокойна и даже холодна,  только её бледные губы всё так же  дрожали...
"Полдня меня не было, ну, думаю, угомонились. Захожу в хату. А там!... А он... Он, подлюка, язви его душу!... Он... Он Лидочку мою насильничает!...  Она, бедная,  бьётся, кричит... Отбила я девку, успокоила её, как могла. Да разве после такого успокоишь! Умыла её,домой отвела.  Обратно захожу:  спит он там же,  на полу. Перекрестилась я,  печь затопила, закрыла вьюшку наглухо и к тебе. Не хочу я, чтобы он жил! Лидушку! Она же дитё.. Дитё совсем!  Божья душа!  Нет у меня больше  сына! Чем такой сын, лучше никакого.. Нету его.Всё!"  Я не поверила. В такое просто невозможно было  поверить! "Нюра... Ты..." "Хочешь сказать, что меня посадят? Старая я, всё одно мне, где Богу душу отдавать. Но изверга этого больше нет и никогда не будет. Прощай"...
Я пыталась задержать её! Бормотала какие-то пустые слова... Что никто  не подумает, что это она убила своего сына. Все знают, как он пил и его смерть  спишут на несчастный случай. Я падала перед ней на колени, не пускала! Но Анна с силой оттолкнула меня и ушла... До сих пор не могу простить себе, что позволила ей уйти тогда! Прочему не побежала следом за ней?! Почему? До сих пор этот грех лежит на моей душе! Вместо того, чтобы остановить Анну, я сидела у окошка,думала о ней и о её сыне..Вдруг...
Кровавое зарево раскромсало ночь на двое и вокруг стало светло, как днём. Огромным костром заполыхал дом Анны. Я бросилась туда! Все, стар и млад,  бежали с вёдрами, таскали воду из колодца, пытаясь  залить пожар. Из района прибыли две пожарки, но было уже поздно. Крыша рухнула... Когда разбирали завалы, я до последнего  надеялась, что Анну не найдут и что она жива. Но несчастную мать нашли рядом с её сыном. Тела обгорели до неузнаваемости и опознать их было невозможно....
Причину пожара установить не удалось. Мать и сына похоронили в одной могиле, на пригорке, под весёлой раскидистой липой. И, навещая своих родных, я всегда навещаю и её...