Федоров Николай Федорович и космизм

Юрий Жданов 2
ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ И КОСМИЗМ



Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком.                Лев Николаевич Толстой о Николае Федоровиче Федорове


В настоящее время дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни.  Николай Федорович Федоров


Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю  разумную цель свою на земле…  Идея о бессмертии- это сама жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества. Федор Михайлович Достоевский. Дневник писателя.


      Нет преград человеческой мысли. Сергей Павлович Королёв


                Из-за того, что истина кажется такой невероятной,
                мы избегаем ее познаний. Гераклит (конец VI-начало V веков до н.э.).



Николай Федорович Федоров-Константин Эдуардович Циолковский- Сергей Павлович Королёв-Юрий Алексеевич Гагарин… Это не случайная последовательность великих имен. Практические достижения каждого из них взаимосвязаны и взаимообусловлены. Велики перспективные задачи, поставленные Федоровым: освоение и покорение Космоса,  возрождение всех умерших и обеспечение бессмертия каждому человеку, расселение человечества во всей Вселенной, управление всеми процессами Вселенной… 
Николай Федорович Федоров (1829-1903)- единственный философ, четко осмысливший, сформулировавший и поставивший главную практическую задачу для всего человечества- возрождение всех умерших и обеспечение фактического бессмертия для всех людей. Как этого добиться, он изложил в главном труде всей своей жизни- в «Философии общего дела». Николай Федорович вдохновил на это великое Общее Дело своего ученика Константина Циолковского, который воодушевил Сергея Королёва, сделавшего мечты о Космосе реальностью: с Юрия Гагарина начался штурм Космоса человеком…                Встреча Сергея Павловича Королёва (1907-1966) с Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935) произошла в 1929 году в Калуге. На эту встречу Королев приехал  со своими друзьями, занимавшимися, как и он,  проектированием планеров и самолетов. Беседа с Циолковским произвела на Королёва огромное воздействие. Об этом он рассказывал: «Константин Эдуардович потряс нас тогда своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью- строить ракеты  и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно- пробиться к звездам».    

 
Друзья называли Николая Федоровича Федорова «московским Сократом». Но они поскромничали, занизив этим планку величия этого мыслителя.                Воздействие мыслей Николая Федоровича на свое творчество испытали многие философы (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский…), ученые (Э.К. Циолковский, С.П. Королев, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский…), писатели и поэты (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Н.А. Клюев, М.М. Пришвин, А.П. Платонов, В.В. Хлебников, Б.Л. Пастернак…), художники (В.Н. Чекрыгин, П.Н. Филонов…) и многие другие деятели науки, искусства и культуры.                Циолковский называл Федорова «изумительным философом». Интерес к учению Федорова только возрастает. Почему? Видимо из-за того, что возросли реальные возможности человечества для практического осуществления трех основных положений его учения: всеобщее воскрешение предков, достижение бессмертия и управление природой в космическом масштабе. Эти задачи лишь кажутся практически недостижимыми…  Федоров не только формулирует их, но и показывает, как они могут быть решены. Система  его взглядов не имеет аналогов в мировой философии. Он справедливо отмечает, что философы не доводят своих учений до воплощения в жизнь, а настоящая философия, как наука постижения жизни, как осмысление окружающего мира, должна заканчиваться не словами, а делом. Такую философскую систему он и предлагает для мобилизации всего человечества на практическое осуществление ее положений. Николай Федорович считает, что «смертность человека есть лишь неведение, результат несовершеннолетия, несамостоятельности жизни, находящейся в зависимости от незрячей природы, извне и внутри нас действующей и нами пока неуправляемой», что «смерть есть просто результат или выражение несовершеннолетия, несамостоятельности, неспособности к взаимному восстановлению или поддержанию жизни». Он призывает всех людей объединиться для борьбы со своим главным врагом- смертью, чтобы, добившись реального бессмертия, осуществить заложенный в каждом человеке потенциал и смысл его жизни. Веря в человеческий разум, он считал, что человек способен управлять всеми происходящими во Вселенной процессами, в том числе и своей собственной жизнью, которую он сделает бессмертной.  Поэт Валерий Брюсов, хорошо знакомый с идеями Федорова и высоко ценивший их, писал: «Смерть и воскрешение суть естественные феномены, которые она (наука- ЮЖ) обязана исследовать и которые она в силах выяснить. Воскрешение есть возможная задача прикладной науки, которую она вправе себе поставить».   

                Свои мысли о всеобщем воскрешении предков Федоров впервые изложил в ответ на вопросы, заданные Достоевским.  Вопросы Федора Михайловича побудили Федорова написать более развернутое изложение своих взглядов, в результате чего родилась книга Федорова «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записки от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим».                После кончины Николая Федоровича в его рукописях нашли листок, помогающий понять, как возникли личные истоки его учения о всеобщем воскрешении предков. Вот некоторые его записи на этом листке. «От детских лет сохранились у меня три воспоминания: видел я черный, пречерный хлеб, которым (говорили при мне) питались крестьяне в какой-то, вероятно, голодный год. Слышал я с детства объяснение войны (на мой вопрос о ней), которое привело меня в страшное недоумение: на войне люди стреляют друг в друга, наконец, узнал я о том, что есть и не родные, чужие, и о том, что сами родные- не родные, а чужие». Рано задумался он о смерти в связи с почти одновременной кончиной отца и деда. Основным злом для каждого мыслящего существа в его будущем учении и станет смерть. А все остальные формы зла входят в главное зло- смерть. Поэтому справиться с этой «природы вековечной давильней» (говоря словами поэта Николая Заболоцкого)- главная задача и Общее Дело всего человечества.      

                Вспомнил свои посещения в Москве Государственной публичной исторической библиотеки в 1981 году для изучения произведений Федорова и литературы о нем. Замечательную книгу о жизни Федорова написал Владимир Львов: Загадочный старик. Повести. Советский писатель. Ленинградское отделение. 1977. 272 с.  (в ней две взаимосвязанные повести: о Федорове и Циолковском).                Знакомство с философией Федорова не может оставить человека к ней равнодушным. Хочется и самому осмыслить рассматриваемые им вопросы, которые оказываются не только всеобщими, но и глубоко личными.  Свои попытки осознать эти сложные вопросы я предпринял в рассказах «О Бессмертии», «Жизнесмертежизнь» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) и в стихотворениях «Привязан к жизни я Вселенской пуповиной», «Ода Смыслу Жизни», «Я покорен идеями космизма», «Хотелось бы, чтоб люди жили вечно», «Кто для Вселенной сочинил Программу?» (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2). Нескромности ради, приведу здесь свое стихотворение «Я покорен идеями космизма», как непосредственно затрагивающее рассматриваемый вопрос.

Я ПОКОРЁН ИДЕЯМИ КОСМИЗМА
      
Я покорён идеями космизма-
Их в «Общем деле» смог развить и подарить
Ум Федорова- «русского Сократа»,
Который, в каждом жившем видя брата,
Нам завещал умерших воскресить.
Но как и где воскресших разместить?
Сказал нам: по планетам расселить.
Космический потребуется транспорт,               
Чтоб переезд такой осуществить.
Смог Циолковского задачею увлечь,
А тот, стремясь Вселенной овладеть-
Ум Королёва Космосом разжечь,
Чтоб стала вся Вселенная умнее,
А чувствами и опытом- мудрее,
Чтоб дождались все люди дня,
Когда поймут: они- одна семья.

Юрий Жданов   07.06.2012; 27.04.2018


Николай Федорович Федоров был глубоко убежден, что сформулированные им задачи Общего Дела будут реализованы усилиями всего человечества. Он говорил: «Весь человеческий род стоит перед великим Сфинксом, чудовищем, которое всякому проходящему мимо него предлагает загадку. Не разгадавший ее платится жизнью, а сам Сфинкс должен погибнуть, как только ответ будет найден… Как тьма и мрак исчезают при свете, так исчезнет Сфинкс с его загадкой перед всемогущим человеческим Разумом… Правящей силой во вселенной будет тогда наука, знание, ставшее достоянием не немногих избранных, а всех людей…»                Книга Федорова «Философия общего дела» будет становиться все более востребованной для всех людей, стремящихся понять смысл своей жизни, а также для тех, кто занимается работами, направленными на реализацию Общего Дела.                Наступит день, с которого человек станет «рулить» Вселенной!

Юрий Жданов      18.06.2018