Артистическая душа Елизаветы Тиме

Валентина Томашевская
Женские судьбы… Кто-то находит свое счастье в любви, кто-то - в детях и внуках, а у кого-то счастье в самовыражении, в творческой работе, и таких любят особо. Елизавета Тиме - драматическая актриса Александринского театра, режиссёр, театральный педагог. Сыграла за свою жизнь без малого двести ролей в театре, выступая в драматических спектаклях, в опере и балете, снималась  кинофильмах и телепостановках. Великолепно пела. И какого бы жанра Тиме ни касалась, какие бы образы она ни создавала, она несла в глубине своего дарования неиссякаемый  оптимизм.

Родители

Родилась Елизавета Тиме 24 августа (5 сентября) 1884 в семье профессора Петербургского института Ивана (Карла) Августовича Тиме (1838 – 1920) в Петербурге. Иван Августович окончил петербургский институт Корпуса горных инженеров. Работал на заводах Урала и Донбасса (Луганский литейный завод). Петербургский Горный институт, где  Иван Августович Тиме преподавал, имел репутацию передового учебного заведения. Здесь работали выдающиеся ученые, крупнейшие специалисты по разнообразным отраслям горнозаводских, рудничных и геолого-минералогических наук. Их общество и составляло тот круг, в котором проходила жизнь семьи.

Мать Елизаветы, Варвара Валериановна,  была певицей. Женитьба отца на профессиональной артистке выглядела в то время своеобразным вызовом обществу. С тех пор семья Тиме считалась вольнодумной.
 
Обедневшие помещики из Екатеринославской губернии привезли свою дочь, Варвару,  в Петербург и поместили ее в Павловский институт благородных девиц.  И чтобы не тратиться на ежегодные переезды, отдали девушку в интернат на все время учения: семь лет!  Уже тогда Варвара увлекалась пением. Скоро она стала регентом институтского хора, известного в Петербурге. По окончании института она вернулась в Екатеринослав и вышла замуж за профессора Горного института Ивана Августовича Тиме. Вместе с ним она вскоре снова приехала в Петербург и поступила в Консерваторию. Варвара Валериановна Тиме стала ученицей знаменитого профессора Эверарди  и быстро делала успехи. Музыкальные критики еще тогда заметили ее дарование. Госпожа Тиме обладает высоким меццо-сопрано горячего звукового колорита…  Окончила консерваторию с медалью и была принята в труппу императорского Мариинского театра; она успешно работала и становилась широко известной. Исполняла такие разные по своим вокальным данным партии, как Амнерис в «Аиде» и Наташа в «Русалке», паж в «Гугенотах» и Весна в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Знатоки прочили ей небывалый успех, всеобщее признание, славу. Но все сложилось иначе. Один из влиятельных деятелей Мариинского театра не захотел ограничиться только творческими отношениями с молодой певицей. Варвара Валериановна отвергла его домогательства. Кончилось все это уходом певицы Тиме со сцены, крушением творческой судьбы. Пережив творческую драму, Варвара Валериановна все свои знания, опыт, все свое увлечение музыкой отдала преподаванию. Под ее руководством в доме постоянно занималась пением талантливая молодежь. Многие начинающие певцы и певицы стремились попасть к ней хотя бы для того, чтобы быть прослушанными.

По субботам устраивались домашние концерты, спорили о слышанных произведениях или исполнителях.  Каждую неделю выпускали стенную газету «Шпильки». Издание ее также возглавляла Варвара Валериановна, единодушно избранная главным редактором. Атмосфера досуга была насыщена неподдельной жаждой творчества, маленькими, но очень важными открытиями, спорами. Дед по отцу, Август Иванович Тиме, родился в Саксонии и получил в Лейпцигском университете звание доктора медицины. Семейные предания гласят, что дед, впав в летаргический сон, очнулся в гробу, который несли на руках по кладбищу. В России А. Тиме занимал ряд ответственных медицинских должностей и встречался со многими замечательными людьми своего времени. В Новгороде он познакомился с Герценом и вел с ним полемику на философские темы. В конце сороковых годов в городе Златоусте дед встретился с дедом В. И. Ленина со стороны матери — Александром Дмитриевичем Бланком.

Дочь

Елизавета Тиме окончила историко-филологическое отделение одного из первых женских высших учебных заведений в России - Высшие женские Бестужевские курсы.  Вместе с ней училась будущая жена поэта Александра Блока Любовь Менделеева. Учась на последнем курсе историко-филологического отделения, Тиме поступила в Петербургскую консерваторию по классу пения. Потом окончила Петербургское театральное училище.

В 1908 была принята в - петербургский Александринский театр, один из старейших драматических театров России (название театру было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны - Фридерика Шарлотта Вильгельмина Прусская). Театр сохранился до нашего времени. За первые девять сезонов Тиме сыграла более 50 ролей. «Несомненно, она была ярко индивидуальна в творчестве и внесла в слаженный ансамбль Александринского театра свою, только ей принадлежащую ноту»,- пишет о Тиме П.Марков  во вступлении к ее книге «Дороги искусства». -  Тиме никогда не была актрисой полутонов. Ее не интересовали тусклые и акварельные сценические краски».

Тиме воплотила на сцене жизнь, мир различных человеческих судеб . Не будем, конечно, перечислять все 186 ролей, сыгранных Тиме, но нельзя не упомянуть Настасью Филипповну в «Идиоте», которую она играла с большой сценической смелостью, Елену Андреевну («Дядя Ваня»), Мамаеву («На всякого мудреца довольно простоты»), Машу («Живой труп»), Негину («Таланты и поклонники») и другие.
Роль Ларисы в пьесе «Бесприданница» принесла актрисе широкую известность, громкую, редкую в театральной истории победу. Она играла Ларису со всей искренностью своей богатой артистической души. Она соединяла в своем исполнении трагизм и настоящую радость первой любви Ларисы, одухотворенность и трепетность, вражду к мещанской жизни и мечту об уединении, мятежную увлеченность Волгой и трагическое разочарование в любимом человеке. Когда Е. И. Тиме пела романс третьего акта, ее голос был наполнен тоскливой любовью к Паратову. Тиме рассказала в этом спектакле повесть жизни человека. Так Е. И. Тиме стала любимицей театральной Москвы.

Елизавета Тиме участвовала в спектаклях Всеволода Мейерхольда, которые он ставил в Александринском театре: «Дон-Жуан» Ж.-Б.Мольера (Шарлотта, 1910) и Маскарад М.Лермонтова (баронесса Штраль, 1917 – одна из ее лучших ролей). Елизавета Тиме оставила описание работы Мейерхольда над «Маскарадом», над «Дон-Жуаном» и рядом других пьес.  «Над «Маскарадом» мы работали с 1912 года, и я утверждаю, что ни над каким другим спектаклем мы не работали с такой охотой и увлечением, репетировали и разучивали каждую реплику, каждую мизансцену. Особенно трудной была вторая картина, где Всеволод Эмильевич требовал чрезвычайно точного ритма: слово должно было сочетаться со звуком.В день премьеры уже было небезопасно ходить по улицам. Наше возбужденное настроение ещё больше усилилось, когда в фойе театра днем был убит случайно залетевшей пулей какой-то студент. И, тем не менее, премьера прошла благополучно; публика вызывала без конца исполнителей».

Вот другой отклик о «Маскараде», сохранивший детали времени и мнение скорее всего предвзятого журналиста театральных обзоров: «В Александринском театре шел «Маскарад». Г. Мейерхольд строил свою постановку, как некий фараон свою пирамиду, в течение многих лет. На улицах, правда, еще отдаленных, постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Одинокие извозчики заламывали бешеные цены. Слышались крики и собирались толпы с флагами. Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон – и по каким ценам! В 6 ряду кресло стоило 22 или 23 рубля… Но как же, г. Мейерхольд с г. Головиным еще, кажется, в министерство Столыпина начали свой великий труд постановки, репортеры звонили об этой сверх-изумительной постановке изо дня в день, г. Юрьев еще три месяца назад объявил, что все билеты расписаны, переписаны и проданы, и потому вотще все мольбы…»
Тиме показала себя не только глубокой актрисой драмы, но и тонкой и остроумной исполнительницей комедии. Москва увидела ее в Глафире из «Волков и овец». Тиме блестяще исполняла роли и в произведениях западноевропейской драматургии: в пьесах Шекспира («Венецианский купец», Антоний и Клеопатра), Гюго («Эрнани»), Шиллера («Коварство и любовь»), Лопе де Вега («Пастушка-герцогиня»), Кальдерона («Сам у себя под стражей»), Скриба («Стакан воды»), Сарду («Фландрия»).
К.С.Станиславский и Вл.И.Немировича-Данченко приглашали актрису в МХТ, но она отказалась от предложения, полагая, что ее индивидуальность может быть поглощена строгими творческими принципами и дисциплиной Художественного театра. Ее Глафира (Волки и овцы А.Островского, 1917) – «умная, лукавая, обаятельная... по-женски деловито, по-хозяйски распоряжалась своим бурным темпераментом». Большой смелостью отмечено исполнение роли Настасьи Филипповны (Идиот по роману Ф.Достоевского, 1921) и в том же году – пленительная, очаровательная Наталья Дмитриевна (Горе от ума А.Грибоедова).

Одновременно Тиме была великолепной актрисой оперетты.  Превосходно поставленный голос (сперва ее уговаривали идти в оперу) позволял артистке не только задушевно петь цыганские песни в «Живом трупе» или романс Ларисы в «Бесприданнице», но давал ей возможность осуществить такие трудные партии мировой классики, как Елена в «Прекрасной Елене» Оффенбаха, Серполетта в «Корневильских колоколах» Планкетта и другие. Леонид Утесов в своей книге «Спасибо, сердце! Воспоминания. Встречи. Раздумья» пишет о Е.Тиме, с которой они вместе играли в «Сильве» и «Прекрасной Елене»: «А для оперетты ее участие было величайшим благом. Она своим строгим стилем актрисы драматического театра, серьезным отношением к делу невольно облагораживала атмосферу театра, которая становилась похожей на ту, что разыгрывалась в театре. Кроме того, ее драматическое мастерство помогало актерам преодолевать мертвые штампы опереточного жанра».

Одну роль Тиме исполнила в балете:  Клеопатра в спектакле «Египетские ночи» в постановке М.Фокина (Мариинский театр, 1909). Такой обширный артистический диапазон - редчайший случай в жизни театра.

Также Тиме снималась в кино и на телевидении. 1923 —«Голод» (короткометражный фильм) , 1952 — Живой труп (фильм-спектакль) — Анна Павловна. 1953 — Лес (фильм-спектакль), 1965 — Рассказы Чехова (телеспектакль). 1967 — «День солнца и дождя»
После революции 1917 года Тиме,  верная поиску новых путей в искусстве, старается расширить свой репертуар.  Она стала первой исполнительницей Виринеи  в пьсе Л.Сейфуллиной «Виринея»,(1926). Интересно сыграла горьковских героинь: Клеопатру («Враги», 1932), Софью («Зыковы», 1940).

И все же эти широкие рамки творчества казались Тиме узкими. И с 30 х годов она включает в круг своей деятельности и искусство чтицы и искусство педагога. В ее чтецком репертуаре «Клим Самгин» Горького, «Цемент» Гладкова, Пушкин и Некрасов, Лев Толстой и Мопассан, «Хождение по мукам» А. Толстого. В педагогике она стала ведущим профессором Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского. Многие ее ученики работают сейчас в разных городах и республиках. 
С годами актриса перешла на возрастные роли в тех спектаклях, где раньше играла героинь: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1931), Хлестова (Горе от ума, 1946), Гурмыжская (Лес, 1947), Анна Павловна (Живой труп, 1950).
Педагогической деятельностью Тиме занимается с 1913. Преподавала в Школе сценических искусств А.Петровского, в Институте живого слова, в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино.

Семья

В 1908 году Елизавета Тиме вышла замуж за профессора Николая Николаевича Качалова, выдающегося ученого и организатора производства художественного стекла. Детей у Качаловых не было, но их брак был долгим и счастливым.
Летом 1917 года по Петрограду ходили слухи о романе Тиме с А. Ф. Керенским и об их готовящейся свадьбе, однако они «вряд ли имели серьёзную основу». В 1918 году Тиме и её муж опровергали это в печати. Эти слухи отразились в дневнике А. А. Блока, в записях В. Ф. Ходасевича (где поданы именно как обывательские сплетни), некоторых газетных публикациях, и впоследствии, при советской власти, стоили Тиме немалых неприятностей: «её неоднократно вызывали в „органы“, требовали объяснений по поводу её отношений с Керенским, не повышали в звании, лишали ролей и т. д.»

Конец тридцатых годов принес семье Качаловых-Тиме, как и множеству других людей, горестное испытание. В городе шли ночные аресты, люди исчезали бесследно. Встречая знакомых, членов репрессированных семей, прохожие, случалось, отворачивались или переходили на другую сторону улицы. И в это время был арестован и расстрелян родной брат Николая Николаевича, деверь Елизаветы Ивановны.

И тогда супруги совершили поступок, на какой был тогда способен далеко не каждый: взяли к себе в дом вдову и маленькую дочку репрессированного брата, пойдя на смертельный риск. Но Качаловы приняли решение и выполнили его. И дали возможность племяннице, Наташе Качаловой, вырасти, окончить школу, а потом и университет и стать научной сотрудницей Государственного Эрмитажа.
Елизавета Тиме написала книгу «Дороги искусства»,  которую посвятила своему любимому мужу -  Николаю Николаевичу Качалову. «Я назвала свою книгу «Дороги искусства», - писала Елизавета Тиме,- но только теперь, дописывая последние страницы, окончательно понимаю, что, пожалуй, дорога-то у меня одна — дорога синтетического искусства».

Перед читателем проходит музыкальная жизнь Петербурга начала века, возникают образы Шаляпина и Собинова, Павловой и Кшесинской. Вторая часть посвящена рассказу о сценическом пути и самом творчестве Е. И. Тиме, о ролях, ею сыгранных, преимущественно на Александринской сцене.
 
Умерла Тиме в Ленинграде 8 февраля 1968. Похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.