Мгновения меняющейся любви 2. Тютчев и Амалия

Ремуальд Черняков
Умница, эрудит, обаятельнейший собеседник и остроумец, веселый молодой человек из старинного дворянского рода, сотрудник российского посольства в Мюнхене, Федор Иванович Тютчев, был принят в изысканном аристократическом обществе.  Прекрасная беззаботная юность! Как всё просто в эту пору жизни... в 19 лет он встретил 14-летнюю красавицу Амалию, влюбился в неё и через два года решил на ней жениться. Но.... Амалия - из старинного и богатого рода, (ходят слухи, что она незаконорожденная дочь короля Фридриха), её мать двоюродная сестра русской императрицы Марии Федоровны (жены Николая 1). Небогатый Тютчев ей не пара. Семья решает срочно выдать её замуж за барона Крюденера, сотрудника русского посольства. Барон старше её на 22 года, богат и знатен, с прекрасными перспективами. А любовь? Говорят, что Тютчев пытался стреляться с бароном, но его срочно отправили в Москву. Через 8 месяцев, когда он вернулся - все было кончено: она замужем.
   Ей, юной, посвящены такие стихи:
Твой милый взор, невинной страсти полной —
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог, увы! умилостивить их —
Он служит им укорою безмолвной.

Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут как приговора,
Твоей любви младенческого взора,
Он страшен им, как память детских лет.

Но для меня сей взор благодеянье,
Как жизни ключ — в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне,
Он нужен ей, как небо и дыханье.

Таков горе — духов блаженных свет,
Лишь в небесах сияет он, небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.
1824
 Но они продолжали жить в одном городе, с её мужем он работал в русском посольстве. Они встречались на приемах, вращались в одном обществе. Он не мог оставить службу, не мог жить так, как будто бы ничего не случилось. Необходимо было предпринять какой-то решительный шаг, который перевернул бы его жизнь. И вот, неожиданно для всех, он женился.
А с баронессой Амалией Крюденер они на всю жизнь сохранили дружеские отношения.   В 1836 году барон Крюденер  с женой уехали на его новое место службы - в Санкт-Петербург. С ней Тютчев передал сверток со стихами для Пушкина. Их напечатали в "Современнике" с восторженным отзывом Александра Сергеевича.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
1836
А в 1870 году они встретились в Карлсбаде - она уже второй раз замужем - графиня Адлерберг
 
 К. Б.
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26  июля 1870
В 1873 г. Амалия пришла навестить парализованного умирающего Тютчева. На следующий день он продиктовал дочери письмо: «Вчера я испытал минуту жизненного волненья вследствие моего свидания с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».